«Тем более если они старые и нуждаются в помощи…»

Практика показывает, что зависть по отношению к другому человеку присуща многим людям, кроме одной категории — родители не завидуют своим детям. Они желают, чтобы их дети пошли дальше и стали жить лучше, чем они. И даже когда родители становятся старыми и беспомощными, они не перестают радоваться достижениям и успехам своих потомков. Но чем обычно дети отвечают на это? Помнят ли они о самопожертвовании родителей или забывают об этом?

В их довольстве — довольство Всевышнего
Нередко отпрыски не помнят или не желают вспоминать о родительской заботе. Так устроена жизнь, что человек инстинктивно смотрит только вперед, думает о своем будущем, вместе с течением времени стремится к новым достижениям и подвигам, к продолжению человеческого рода через рождение и воспитание своих детей. Поэтому ислам постоянно и в разных формах напоминает верующим об их долге перед родителями, которые с дозволения Всевышнего стали причиной их появления на этом свете.
Чувство заботы и ответственности за детей в родителях является врожденным, природным свойством, поэтому в Коране этот аспект очень мало упоминается, а в некоторых случаях даже существуют предостережения от чрезмерного увлечения детьми, в отличие от призыва ислама постоянно помнить о родителях, забота о которых не расценивается лишней. Тем более если они старые и нуждаются в помощи и поддержке.
Единобожие в поклонении Всевышнему обязательно, так как источником всех милостей и благ является только один Аллах, а поклонение кому-либо другому противоречит благодарности Создателю. Почитание родителей же продиктовано тем, что они стали причиной нашего появления на этом свете и помогли нам «встать на ноги», а если они на старости лет, в дряхлом возрасте, окажутся брошенными или на чужом иждивении, то это будет рассматриваться как непочтение и неблагодарность родителям.
Пророк (с.а.в.) (с.а.в.) сказал: «Позор, позор и еще раз позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих родителей и (по причине недостаточного почитания) не войдет в Рай!» (Муслим).
Сущность благодарности родителям в том, чтобы они были обеспечены едой, питьем, одеждой и жильем. Кроме того, необходимо относиться к ним заботливо и нежно, терпеть их жалобы и недостатки, как терпят проступки маленьких детей. Категорически запрещается повышать на них голос, тем более поднимать на них руку, смотреть на них с презрением, гневаться на них, мстить им, делать им одолжения, вести себя при них кичливо и горделиво. Нельзя уезжать без их разрешения или за них принимать решения, которые расстроят их.
Верующему следует постоянно стремиться к довольству родителей и остерегаться совершения того, что может опечалить их. Ведь в их довольстве — довольство Всевышнего, а в их гневе — гнев нашего Творца.
Дети, почитающие своих родителей
Если возникают разногласия между родителями и детьми, то дети должны стараться находить компромиссные решения, а если не получается, то следует уступать родителям и принимать их мнения. Детям необходимо слушаться родителей во всем, кроме того случая, когда они велят ослушаться Аллаха.
В Коране сказано: «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы совершили» (сура «Лукман», аят 15).
Это минимум того, что должен соблюдать жаждущий довольства Аллаха через почитание родителей, но если говорить о так называемом «бирр аль-валидайн» (благочестии к родителям), то, как говорят ученые, оно заключается в том, чтобы дети удивляли родителей приятными сюрпризами и неожиданными радостными моментами, о которых те даже не думали. К почитанию родителей относится и то, что человек не занимается поношением или оскорблением других людей, тем самым не провоцируя тех к поношению его самого или его родителей.
Дети, почитающие своих родителей, если они живут в разных домах, должны часто навещать их; если живут в разных городах, периодически созваниваться с ними; уважать тех, кто уважает их родителей, и любить тех, кого любят их родители. Такое отношение к друзьям родителей нужно сохранить и после смерти родителей. Следует постоянно поминать своих родителей в мольбах вне зависимости от того, нуждаются они в этом сейчас или нет, живы или ушли из этой жизни. Выплата долгов родителей и выполнение их обещаний после их смерти тоже относится к важному проявлению почтительного отношения к родителям.
…и не почитающие
Чем же может обернуться для детей пренебрежение правами родителей?
Ответ на этот вопрос встречается во многих изречениях Пророка (с.а.в.) . Вот некоторые из них:
1) Пророк (с.а.в.) сказал: «Не поведать ли вам о самом большом грехе?» И повторил это три раза. «Придавание Аллаху сотоварищей, непочтительное отношение к родителям и лжесвидетельство…» (Муслим).
2) Пророк (с.а.в.) также сказал: «На троих Аллах не посмотрит в Судный день: на не почитающего своих родителей, на пьяницу и на того, кто попрекает другого за то, что отдавал ему» (Ахмад).
3) В третьем хадисе сказано: «Два (греха), за которые Аллах накажет уже на этом свете: несправедливость и непочтение к родителям» (Бухари. Тарих).
* * *

Итак, доброе отношение к родителям является важнейшей частью ислама, уступающей по важности только поклонению Всевышнему. Хотя по большому счету почитание родителей тоже входит в поклонение Аллаху, так как мы почитаем своих родителей не только потому, что они нам дороги, но в первую очередь потому, что таково веление нашей религии. А кто обидит своих родителей — того постигнет Божья кара уже на этом свете, и вкусит он горечь своего злодеяния еще в этой жизни. 

Источник: http://www.ndelo.ru/religija-4/3179-religia19

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *