В Народном Собрании Республики Дагестан предлагают отменить символ многолетнего внутриисламского конфликта – Закон РД от 22 сентября 1999 года №15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» (в ред. от 09.03.2007 г.). Ему уже придумали замену. И, надо сказать, не самую удачную.
Неприкасаемый закон
С момента принятия данного закона в Народном Собрании он стал символом внутриконфессионального конфликта на территории Дагестана. И каждый раз, когда поднимался вопрос об отмене данного акта, начинались бурные дискуссии. Критики закона утверждали, что он не соответствует Конституции РФ и практически не работает. Другие в ответ говорили, что раз он не работает, зачем его отменять, пусть останется.
Закон о запрете ваххабизма был символом внутриконфессионального конфликта в Дагестане
Вопрос об отмене данного закона поднимался и при Муху Алиеве, и при Магомедсаламе Магомедове. Во время первых консультаций между салафитами и представителями ДУМД также ставился вопрос о судьбе этого закона. Но каждый раз его критики проигрывали.
Замена с удалением
12 мая 2014 года на сайте Народного собрания РД появился
проект закона «О профилактике экстремистской деятельности в Республике Дагестан». В пояснительной записке к проекту говорится:
«В соответствии с п. «б» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности правопорядка и общественной безопасности отнесено к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Следовательно, детализация рамочных полномочий, закрепленных на федеральном уровне, не только возможна, но и должна быть осуществлена субъектами Российской Федерации.
Анализ нормотворчества субъектов Федерации показывает, что на региональном уровне отсутствуют законы о противодействии экстремисткой деятельности, поскольку согласно пунктам «в» и «м» ст.71 Российской Федерации в ведении РФ находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также оборона и безопасность.
То есть противоречат Конституции Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие указанные вопросы…
… В 2000 году Народное Собрание Республики Дагестан выступило с законодательной инициативой о принятии федерального «антиваххабитского» закона, по аналогии с Законом Республики Дагестан от 22 сентября 1999 года №15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан».
Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы Российской Федерации, рассмотрев вопрос с участием соответствующих экспертов, отказал парламенту республики в реализации законодательной инициативы с формулировкой невозможности правового запрета религиозного течения, которое имеет свою длительную историю. Кроме того, не были выявлены особые признаки ваххабитской экстремистской деятельности, которые позволили бы отличать ее от иных форм экстремизма.
Следует учесть, что ваххабизм является официальной религией Саудовской Аравии.
Таким образом, Закон Республики Дагестан от 22 сентября 1999 года №15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» (в ред. от 09.03.2007 г.) принят вне предметов ведения Республики Дагестан, в связи с чем следует принять в установленном законом порядке решение о признании его утратившим силу».
Мы видим, что авторы законопроекта обосновывают необходимость принятия закона о профилактике экстремизма в Республике Дагестан только тем, что нужно признать недействующим Закон о запрете ваххабизма. То есть речь идет о подмене одного закона другим.
Закон о профилактике экстремизма лишь подменяет собой закон о запрете ваххабизма
Этот вывод подтверждается и ознакомлением с самим законопроектом: в нем нет финансово-экономических гарантий оказания содействия в профилактике экстремистской деятельности; содержание норм о компетенции органов власти расплывчато; юридическая техника формирования статей вызывает подозрение в том, что проект готовился в спешке.
Основная цель принятия закона, о которой говорится в законопроекте, сформулирована в статье 11 «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Дагестан».
«Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу: Закон Республики Дагестан от 22 сентября 1999 года № 15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» (в ред. от 09.03.2007 г.) (Собрание законодательства Республики Дагестан, 1999, № 9, ст. 3290)».
Для чего было создавать такой некачественный законопроект, заменяя один уникальный закон другим уникальным законом?
Консенсус или …
Говорят, что нужда закон ломит. Так какая же нужда стоит за принятием этого закона? А точнее, кто?
«Особое внимание уделяется государственно-конфессиональным отношениям. При активном участии муфтия Дагестана Ахмад-хаджи Абдуллаева был проведен ряд встреч с представителями духовенства, обсуждались проблемные вопросы. В течение последних месяцев внутри мусульманской уммы не наблюдается больших конфликтов, в одной из дагестанских мечетей недавно было достигнуто соглашение о том, чтобы представители разных религиозных течений молились вместе».
В ответном слове муфтий Дагестана заявил:
«Мы хотим, чтобы в Дагестане был порядок. Для этого каждый должен исполнять свои обязанности и не вмешиваться в политику. Когда избранный Глава руководит республикой, а находящиеся рядом тоже пытаются управлять, отвлекая его, это может привести к тяжелым последствиям. Вы помните обращение к пассажирам в автобусах: «Не отвлекайте водителя разговорами»? Так давайте же оставим «водителя» в покое и займемся каждый своим делом».
Очевидно, что здесь мы наблюдаем взаимную поддержку. Поэтому трудно представить, что вышеуказанный законопроект появился без согласования с ДУМД.
Закон о профилактике экстремистской деятельности или создавался при согласовании с ДУМД, или является провокацией
Если в ДУМД не знают об этом законопроекте, то это в лучшем случае может стать провокацией, направленной на охлаждение отношений между ДУМД и дагестанской властью, а в худшем – к серьёзным публичным спорам.
О том, что законопроект станет «сюрпризом», говорят следующие факты:
— его не обсуждали на прошедшем недавно заседании президиума НС РД под руководством Х.Шихсаидова;
— идею законопроекта не сбросили заранее для обсуждения и получения общественного одобрения.
Надеюсь, что это просто ошибочное отношение к такому серьезному для Дагестана вопросу.
Все к лучшему
Несмотря на заявление в пояснительной записке о том, что «детализация рамочных полномочий, закрепленных на федеральном уровне, не только возможна, но и должна быть осуществлена», законопроект получился рамочным и выглядит как притворный.
Работа над отменой символа многолетнего кровавого конфликта дагестанцев должна превратиться в символ объединения
А между тем в нем можно закрепить много интересных институтов: общественный мониторинг ксенофобии; ежегодный доклад в Народном Собрании о состоянии профилактики экстремизма; минимальные финансово-материальные гарантии органам, занимающимся профилактикой экстремизма, и многое другое.
Если в Народном Собрании решили отменить Закон о запрете ваххабизма путем его подмены другим законом, необходимо воспользоваться данной ситуацией. Ближайшая сессия Народного Собрания будет проведена 29 мая. До этого можно обсудить законопроект в Общественной палате РД в рамках процедуры получения заключения, установленной Регламентом НС РД. При этом обязательно привлечь к обсуждению данного законопроекта не только исламские общины, но и представителей других конфессий.
Работа над отменой символа многолетнего кровавого конфликта дагестанцев должна превратиться в символ объединения.
Источник: http://kavpolit.com/articles/kak_pomenjat_vahhabizm_na_ekstremizm-4565/