Горький праздник. Радостный и горький. Можно воспринять его как ещё один выходной, выехать с семьёй на природу с утра пораньше, нажарить шашлыков, погонять в футбол на свежей зелёной полянке и вернуться домой к ночи. Можно весь день просидеть у экрана, щёлкая пультом, и смотреть, смотреть, смотреть. С утра – «Освобождение», потом – «А зори здесь тихие…», «В бой идут одни старики», вечером – «В 6 часов вечера после войны». Переживать в момент гибели любимых героев, запивая солёные слёзы сладким чаем.
Можно, презирая риск, стать жертвой тех, кто считает себя героем и подрывает мирных сограждан. Можно присоединиться к торжественному митингу на площади, пройти с колонной до кладбища и возложить цветы к незнакомым могилам. Можно фыркнуть и заявить, что праздник этот не наш, а умирали миллионы юных и не очень сограждан совершенно ни за что, и жили неправильно, и верили не в то, во что обязательно нужно верить. И не праздновать. Можно…
Это всё вы можете проделать через пару дней, выбрав приемлемый для себя вариант только потому, что кто-то когда-то отказался от этой возможности навсегда. Отказался ради нас, сытых и голодных, еле доживающих до зарплаты и уехавших на праздники в Эмираты, верующих и атеистов, коммунистов и единороссов. Ветеранам уже всё равно, кто мы сегодня. Они дали нам возможность БЫТЬ и ушли. Вы этой возможностью распоряжаетесь как умеете. Как хотите.
Совсем скоро эта война, поистине великая и всенародная, встанет вровень с Куликовской битвой или Бородинским сражением и перестанет брать за живое, побуждать к сопереживанию, и от этого равнодушия сжимается сердце. Уже не скажешь, что каждую семью коснулась война – выросли поколения тех, для кого даты крупных сражений, заставивших мир охнуть и содрогнуться, – пустой звук.
Говорят, что война возвращается тогда, когда люди забывают об её ужасах, забывают своих героев. Как получилось, что в стране, победившей великое зло, фашизм нашёл для себя благодатную почву? Как получилось, что воевавшие бок о бок народы, делившие поровну полтора метра пола промозглой землянки, глоток воды и последний патрон, вдруг стали враждовать друг с другом? Как вышло, что дети солдат не останавливаются ни перед чем в жажде власти и денег? Что теперь может остановить этот кошмарный сон? Наверное, только память…
Пару лет назад, вечером, 9 мая, в маршрутку села старушка. Обычная такая, в платочке и плаще. Не помню уже, с чего начался её разговор с пассажирами, но старушка вдруг спросила: «Как эта песня про победу начиналась?» И запела. Тихонечко, тоненьким дрожащим голоском: «Этот день Побе-е-е-ды порохом пропах…» Молодёжь захихикала, а остальные подхватили. И было в этом что-то такое, от чего хотелось плакать и смеяться одновременно. Как в тот день, 9 мая 1945 года. Когда закончилась страшная война, которая больше ни-ког-да не дол-жна пов-то-рить-ся! Ни при каких условиях. Чтобы знали её только по фильмам и никогда не забывали.
С праздником вас! С Днём Великой Победы!