Контрактная система. Что в ней нового?

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». О нововведениях закона и об остром голоде на специалистов, способных работать по нему, журналистам рассказал ректор Северо-Кавказского института повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса, член Комитета по профессиональному образованию Национального объединения строителей Запир Акаев (на снимке).

 — Для эффективного функционирования создаваемой контрактной системы, — сказал он, – нужны специалисты, которых сейчас нет. Это действительно проблема, требующая пристального внимания органов исполнительной власти. Мы же свою задачу прекрасно понимаем. И задача на самом деле двуединая. Первая задача – это оперативное разъяснение положений закона. Эту работу мы проводим с сентября прошлого года с привлечением тех экспертов, которые разбираются в законе, путём проведения очных семинаров и круглых столов. Сами участвуем в конференциях, проводимых на федеральном уровне.

Вторая задача – формирование системы подготовки специалистов в сфере госзакупок. Это разработка программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В соответствии с новым законом «Об образовании» такие программы готовятся самостоятельно образовательными учреждениями. Нашим институтом разработаны учебные программы по курсу «Управление государственными и муниципальными заказами» в объеме от 72-х до 144-х часов. Они согласованы с Комитетом по госзакупкам при Правительстве РД и по ним проводится обучение специалистов-участников закупок (заказчиков, подрядчиков, поставщиков и исполнителей).

Один из основных принципов контрактной системы – принцип профессионализма. Закон предъявляет квалификационные требования к сотрудникам контрактной службы, контрактному управляющему и членам комиссий по госзакупкам. Поэтому учиться надо! Кадровая проблема, повторюсь, стоит достаточно остро, но она решаема. Как и остальные вопросы, связанные с внедрением контрактной системы.

— Давайте поговорим о строительной отрасли. Сегодня все строительное сообщество России волнует вопрос введения предварительной квалификации и установления порога демпинга цены контракта. Чего удалось добиться?

— Обсуждая новый законопроект о контрактной системе, мы на всех уровнях пытались донести важность этих позиций для обеспечения качества и безопасности выполняемых строительных работ. И определенные сдвиги есть. Появились новые по сравнению с ФЗ-94 формы проведения торгов.

Закон о контрактной системе если не решает полностью эти проблемы, то во всяком случае сильно расширяет возможности для их решения. Главной же формой госзакупок по новому закону становятся конкурсы (в том числе конкурс с ограниченным участием и двухэтапный). Понятно, что новый порядок резко ограничивает возможности участия в госзакупках фирм-однодневок и случайных контор — тех, кто по 94-ФЗ выигрывал аукционы только за счет демпинга.

— Что за новые формы проведения торгов?

— Конкурс с ограниченным участием — новый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Торги проводятся в два этапа. На первом участники подают первоначальные конкурсные заявки без указания предложений о цене контракта. Они имеют право не предоставлять обеспечение заявки на первом этапе конкурса. Заказчик рассматривает заявки и после завершения первого этапа может уточнить любое требование к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупок или к критериям оценки конкурсных заявок в соответствии с новыми характеристиками объекта закупок. По окончании первого этапа конкурса заказчик уведомляет всех участников о внесенных в конкурсную документацию изменениях, а также публикует эту информацию в единой информационной системе.

На втором этапе конкурса участники вправе представить окончательные конкурсные заявки с указанием цены и с учетом измененных параметров контракта либо отказаться от участия в конкурсе. Участие во втором этапе конкурса могут принимать только те участники, которые подали заявки на первом.

— Кто сможет принимать участие в закупках, организованных новым способом?

— К участию в конкурсе с ограниченным участием допустят подрядчиков и поставщиков, которые уже имеют опыт исполнения. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием. Вторым существенным требованием является финансовая состоятельность потенциального участника, для подтверждения которой может быть представлена банковская гарантия. Кроме этого, у подрядчика должно быть в наличии собственное и арендованное на срок исполнения контракта, договора оборудование и другие материальные ресурсы, а также права на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией.

— Вы не раскрыли вопрос ограничения демпинга. Каковы механизмы его реализации?

— Кроме увеличения количества форм проведения торгов есть подвижки и в вопросе ограничения демпинга цены контракта. Так, при проведении конкурса и аукциона закон предусматривает повышенный размер обеспечения исполнения контракта в ситуации, когда при начальной (максимальной) цене контракта более 15 млн руб. участник закупки снижает ее на 25 процентов и более. В таком случае контракт заключается с победителем закупки только после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер обеспечения, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса, если его выплата предусмотрена контрактом.

Если участник конкурса или аукциона снизит начальную (максимальную) цену контракта, не превышающую 15 млн руб., на 25 процентов и более, то он обязан предоставить по выбору либо повышенное обеспечение, либо информацию, подтверждающую его добросовестность. К такой информации относятся сведения об определенном количестве и стоимости госконтрактов, заключенных с таким участником и исполненных им без применения неустоек.

К сожалению, здесь решение законодатель принял половинчатое. Мы предлагали для поставщиков штучных товаров порог демпинга оставить в 25 %, а для строительных организаций – 10 % от начальной (максимальной) цены контракта. Закон зафиксировал демпинговый порог для всех в четверть от стоимости. Но к торгам по виду деятельности строительство, когда речь идет о безопасности объектов и сооружений, об экологической безопасности наконец, обязательно должен быть индивидуальный подход! Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) и строительное сообщество разделяют эту позицию. Для объектов строительства это очень большие суммы. При таком «падении» на торгах трудно ждать высокого качества выполнения работ и применения современных технологий и материалов. Поэтому заказчику придется очень непросто при определении победителя, способного выполнить контракт с максимальной эффективностью и качеством.

 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=38073

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *