На днях арбитражный суд Дагестана принял к рассмотрению два крупных иска к предприятию, а сотрудники завода тем временем пытаются препятствовать смене его руководства, называя происходящее вокруг ККЗ рейдерским захватом.
Дербент против Кизляра
16 апреля республиканский арбитраж принял к рассмотрению иск в отношении ККЗ со стороны ООО «Дербентский винно-коньячный комбинат» (ДВКК), который намерен взыскать через суд задолженность ККЗ по договорам поставки от 2012 и 2013 годов в сумме 138,78 млн рублей включая проценты. Предварительное судебное заседание назначено на 19 мая.
Важно отметить, что в данном случае речь идет не о Дербентском коньячном комбинате – третьем по значимости предприятии алкогольной отрасли Дагестана (после ККЗ и Дербентского завода игристых вин), как об этом сообщили многие СМИ, а о менее крупном дербентском предприятии. Учредителями ДВКК, по данным «СПАРК-Интерфакс», являются Калимат Расулова (51%) и столичное ООО «Агромост» (49%), выручка компании в 2012 году составила 450,9 млн рублей, чистая прибыль – 4,7 млн рублей. В судебных материалах в открытом доступе подробное содержание иска ДВКК к ККЗ не раскрывается, однако его сумма более чем внушительна (для сравнения, в 2012 году выручка ККЗ составила 2 млрд рублей, а чистая прибыль – 530,4 млн рублей).
ДВКК мог поставлять на ККЗ виноматериалы на перекур или спирты, предполагает источник КАВПОЛИТА в Дербенте. И если это действительно так, то, вспоминая нашумевшую историю с поставками на ККЗ некачественного сырья, возникает вопрос, что это могли быть за материалы? Три года назад ДВКК фигурировал в еще одной коньячной истории, когда Роспатент отказал ему в исключительном праве на бренды коньяка «Дербент» и «Дагестан» (первый выпускает Дербентский коньячный комбинат, а второй – ККЗ) с формулировкой «из-за несоответствия происхождения продукта брендовому описанию».
ДВКК закупал сырье для своей продукции (в том числе под марками «Дербент» и «Дагестан») за границей, но пытался доказать, что коньяки данных марок можно производить в любом месте и из любого сырья. Роспатент с этой аргументацией не согласился на основании экспертизы Минсельхоза, установившей, что характерные качества этих марок зависят от места производства. На данный момент основными марками, выпускаемыми ДВКК, являются «Золото ДВКК», «Дубов» и «Тарки-Тау».
Арбитражный иск ДВКК был не единственным. На следующий день после дербентского предприятия еще один иск против ККЗ подало республиканское министерство по управлению госимуществом. Предметом обращения министерства в суд является взыскание задолженности в размере 1,324 млн рублей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан, за период с марта прошлого года по нынешний апрель. Предварительное заседание по делу должно начаться 16 мая.
Захват или бунт?
Иски посыпались на Кизлярский коньячный сразу же после того, как на предприятие не смог войти новый генеральный директор – заместитель главы администрации Кизляра Александр Кручанов, ранее на протяжении 12
лет работавший в налоговых органах, а до этого возглавлявший кизлярский хлебозавод. Городская администрация порекомендовала его кандидатуру с формулировкой «в целях стабилизации общественно–политической обстановки в Северном регионе Дагестана, дальнейшего развития и обеспечения экономического роста производства Кизлярского коньячного завода».
твитнуть цитату
Иски на Кизлярский коньячный завод посыпались после того, как Александр Курчанов не смог войти на предприятие как гендиректор
Фигура Александра Кручанова возникла после того, как должность гендиректора ККЗ покинул руководитель и основной владелец Дербентского завода игристых вин Магомед Садулаев. Он был делегирован в Кизляр в начале этого года при поддержке главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, который одобрил приватизацию предприятия и назвал его стартовую стоимость – 4 млрд рублей. Правда, источники в Дагестане намекают, что это назначение не было собственной инициативой Садулаева, который не претендовал на ККЗ после его приватизации. То обстоятельство, что Садулаев на протяжении нескольких недель последовательно воздерживался от комментариев ситуации, эту версию подтверждает.
твитнуть цитату
Была ли фигура Курчанова инициативой бывшего гендиректора Садулаева, который не претендовал на ККЗ после его приватизации?
О том, что Магомед Садулаев написал заявление об увольнении с ККЗ по собственному желанию, стало известно еще в конце марта, когда в Кизляре состоялся несанкционированный митинг против приватизации завода, в котором, по разным данным, приняли участие от 80 до 300 человек. Тогда же стало известно, что на заводе идут постоянные проверки, а производство фактически остановлено. 27 марта Игорь Попов, заместитель директора торгового дома «Кремлевский», снабжающего администрацию президента РФ, сообщил, что ККЗ прекратил поставку продукции покупателям, в том числе в Кремль.
Блокирование деятельности предприятия с одновременной сменой его руководства действительно является одним из основных признаков недружественного поглощения. Хотя в данном случае ситуация как минимум неоднозначна. Поскольку ГУП «Кизлярский коньячный завод» является собственностью Республики Дагестан, а значит, рассматривать попытки представителей правительства республики войти на предприятие как «захват» по меньшей мере некорректно.
твитнуть цитату
Шел ли в Дагестане рейдерский захват ККЗ под видом приватизации?
О том, что Магомед Садулаев написал заявление об увольнении с ККЗ по собственному желанию, стало известно еще в конце марта, когда в Кизляре состоялся несанкционированный митинг против приватизации завода, в котором, по разным данным, приняли участие от 80 до 300 человек. Тогда же стало известно, что на заводе идут постоянные проверки, а производство фактически остановлено. 27 марта Игорь Попов, заместитель директора торгового дома «Кремлевский», снабжающего администрацию президента РФ, сообщил прессе, что ККЗ прекратил поставку продукции покупателям, в том числе в Кремль.
Все эти факты дали основания для сотрудников предприятия говорить о том, что под видом подготовки к приватизации идет фактически рейдерский захват ККЗ. Коллектив завода настаивал на сохранении руководства предприятием за Евгением Дружининым, который возглавлял ККЗ с 2009 года. Это требование вновь прозвучало 14 апреля в ходе переговоров с представителями завода, состоявшихся в администрации Кизляра после неудачной попытки нового директора проникнуть на предприятие.
За несколько дней до этого, по сообщению местных источников, Кизляр посетила группа депутатов Народного Собрания Дагестана, на встрече с коллективом ККЗ говорилось, что намеченного акционирования завода не будет. Ожидали в Кизляре и делегацию депутатов Госдумы, но в связи с украинскими событиями парламентарии приехать не смогли. Перенос их визита, видимо, и ускорил попытку привести на ККЗ нового гендиректора.
Представление нового гендиректора завода было назначено на 14 апреля, вместе с Александром Кручановым в Кизляр прибыли два республиканских министра – глава дагестанского Минсельхоза Баттал Батталов и глава Минимущества Зейдула Юзбеков. Однако работники предприятия при поддержке заводского профкома заблокировали вход, и им пришлось покинуть территорию, прилегающую к заводу. По свидетельствам очевидцев, в акции принимало участие около ста сотрудников ККЗ, а присутствовавшие на месте спецназовцы не стали применять силу.
Блокирование деятельности предприятия с одновременной сменой его руководства действительно является одним из основных признаков недружественного поглощения. Однако в данном случае ситуация, как минимум, неоднозначна, поскольку ГУП «Кизлярский коньячный завод» является собственностью Республики Дагестан, а значит, рассматривать попытки представителей правительства республики войти на принадлежащее ей предприятие как «захват», по меньшей мере, некорректно.
твитнуть цитату
Блокирование деятельности предприятия с одновременной сменой его руководства — признак недружественного поглощения
Продолжение следует
По имеющейся в распоряжении у КАВПОЛИТА информации, вчера, 22 апреля, в должность гендиректора ККЗ все же удалось вступить еще одному кандидату, согласованному руководством города и республики. Это Олег Артюхов, некогда возглавлявший кизлярский птицесовхоз «Октябрьский», а затем занимавший пост заместителя министра по национальной политике Республики Дагестан.
твитнуть цитату
Руководить предприятием должен человек, независимый от этнических элит, диктующих собственную кадровую политику
Однако на этом конфликт вокруг смены руководителя ККЗ вряд ли можно считать исчерпанным. По словам атамана Кизлярского особого приграничного казачьего округа Терского казачьего войска Николая Спирина, он по-прежнему находится в постоянном контакте с руководством Общероссийского народного фронта, который выступил на стороне противников приватизации завода в лице депутата Госдумы Умахана Умаханова. Сейчас рассматриваются несколько вариантов сохранения государственного контроля над предприятием, в том числе придание ККЗ статуса музея-производителя коньяков, бренди и виноградной водки.
«Приватизировать можно все, что угодно, но другого такого производства в России нет, – говорит Николай Спирин. – Поэтому завод должен быть защищен государственными гарантиями. Интеллектуальный и кадровый потенциал предприятия дорогого стоит, и обеспечить его сохранение может только государство». Поскольку нынешняя коллизия вокруг ККЗ связана с тем, что завод, имеющий статус республиканского ГУПа, формально подчиняется правительству Дагестана, самые надежные гарантии, по мнению атамана, могут дать федеральные структуры, а руководить предприятием должен человек, независимый от этнических элит, диктующих собственную кадровую политику.
Источник: http://kavpolit.com/articles/konjak_pod_dvojnym_udarom-3548/