Газовые войны и коньячные баталии

Может быть, этот блок новостей и не самый важный, но начать мне хочется именно с него. Потому что именно эти новости вторгаются в мою (и не только мою) личную жизнь наиболее активно, предлагая забыть на очень неопределенный срок о том, что на дворе XXI век.

Как известно, 15 апреля в Дагестане наконец завершился отопительный сезон, и жители наших городов теперь живут в ожидании ставших уже привычными масштабных отключений горячей воды.
Первыми потерпевшими стали жители Ленинского района Махачкалы — в день окончания отопительного сезона для них наступил сезон «кастрюль и тазиков». Вроде бы временно, всего на две недели. Но верить в это обещание я бы особо не спешил, поскольку 22 апреля, как сообщила пресс-служба ОАО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», как раз «планируется осуществить полное прекращение поставки газа тепловырабатывающим предприятиям Махачкалы, Буйнакска, Хасавюрта, Кизилюрта, Южно-Сухокумска, Дагестанских Огней и Каспийска в полном объеме».
Как и в прошлые годы, отключения связаны с неплатежами. Меняются только размеры долгов. В этом году, как сообщается, совокупный долг республиканских объектов ЖКХ по состоянию на 1 апреля, по оперативным данным, составил около 1,2 млрд рублей.
Для всех очевидно, что главными жертвами санкций газовиков станут добросовестные плательщики (пожалуй, впервые в истории газовых конфликтов этот факт официально озвучен), но это обстоятельство на принятие решения абсолютно не влияет. «Компания будет вынуждена пойти на крайние меры и ограничить поставки газа должникам коммунальной сферы, — сообщил генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Аркадий Деревянко. — Эта мера предпринята в рамках законодательства и направлена исключительно на предприятия, имеющие многомиллионную задолженность. Сожалеем, что отсутствие действенных мер со стороны руководства этих организаций-должников по урегулированию проблемы неплатежей за газ становится причиной того, что жители городов и сел не имеют возможности в полном объеме пользоваться горячим водоснабжением, которое они чаще всего своевременно оплачивают теплоснабжающим предприятиям».
Уже не первый год читатели «НД» интересуются, существуют ли альтернативные методы борьбы с неплатежами, а если таковые имеются, то почему газовики к ним не прибегают. Методы такие, действительно, существуют, но они, увы, не снимают с повестки дня практики тотальных отключений. Кстати, в этом году нам с вами представилась возможность понаблюдать за тем, как работают санкции «второго этапа» газовой войны — на днях Арбитражный суд Дагестана признал банкротом Махачкалатеплосервис (это предприятие, в ведении которого находятся все городские мини-котельные, обслуживает примерно 10—12% жителей Махачкалы).
Как сообщила пресс-секретарь суда Фериде Алипулатова, в октябре 2013 года с заявлением о признании компании банкротом обратилось ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (на тот момент долг Махачкалатеплосервиса составлял 101,4 млн рублей). Временным управляющим утверждена член саморегулируемой организации арбитражных управляющих «Авангард» Елена Болбина, рассмотрение отчета о финансовом состоянии должника назначено на 14 июля.
Кроме того, сообщила Алипулатова, в Арбитражном суде рассматривается еще одно исковое заявление ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» к Махачкалатеплосервису. Истец требует взыскать с компании 27,5 млн рублей задолженности за поставленный газ. Очередное заседание по этому заявлению назначено на 30 апреля.
Директор ОАО «Махачкалатеплосервис» Абдулазиз Азизов отказался прокомментировать корреспонденту «НД» ситуацию с банкротством, сообщив, что будет оспаривать это решение в судах следующей инстанции.
Как пояснил корреспонденту «НД» депутат Народного Собрания Дагестана, член комитета по строительству и ЖКХ Эседула Ахмедов, «согласно закону, предприятие-банкрот должно теперь перейти под управление города, а городские власти обязаны принять все меры к тому, чтобы решить ситуацию с неплатежами и обеспечить горожан бесперебойными услугами по теплоснабжению».
Самое смешное, что ОАО «Махачкалатеплосервис» и так является муниципальным предприятием. Так что после банкротства его статус абсолютно не поменяется. И весьма сомнительно, что в новых реалиях у городских властей появятся какие-либо дополнительные рычаги для регулирования хозяйственной деятельности Махачкалатеплосервиса. Так стоило ли огород городить?
Показательно, что примерно месяц назад в интервью газете «Известия» генеральный директор компании «Дагестанэнерго» Магомед Алиев высказал предположение, что в недалеком будущем газовики начнут системно банкротить региональные энергетические компании. При этом он выразил сомнение в экономической целесообразности данной меры, поскольку выплачивать их долги придется преемникам на фоне все тех же нерешенных проблем.
Проблем в отрасли, действительно, накопилось много. Решить их в одном отдельно взятом Дагестане нереально, поскольку они напрямую связаны с политикой российского руководства в этой сфере. Тем не менее, озвучу основные, чтобы читатели «НД» осознали, в каком тупике оказалась сегодня российская коммуналка.
Газовые долги коммунальных предприятий перед Газпромом внутри страны за последние полгода выросли на 60% — с 28,7 млрд до 45,9 млрд рублей. И это на фоне борьбы по выбиванию долгов, которая ведется в стране под руководством Дмитрия Медведева. Это дает экспертам основание говорить о наличии системного кризиса в отрасли. Главные причины — высокие цены на газ, а также изношенное оборудование коммунальных предприятий, у которых нет средств на модернизацию. На этом фоне единственный выход — дальнейшее повышение тарифов для населения.
Но тут имеются два нюанса. Во-первых, Путин своими указами ограничил ежегодный рост коммунальных тарифов на уровне 6%, а во-вторых, сегодня россияне и без того платят за коммунальные услуги чуть ли не больше всех в мире. Да, в развитых странах доля коммунальных платежей составляет около 25% доходов работающих граждан (эти данные опубликовали эксперты газеты «Аргументы и факты»), но при этом мало кто знает, что сюда включены платежи за ипотеку, которые в России без всякой коммуналки «съедают» в среднем до 80% доходов граждан, взявших ипотечный кредит.
По мнению экспертов, стремительный рост коммунальных платежей в РФ (за 14 лет они в четыре раза обогнали рост цен в стране) напрямую связан с ростом стоимости газа, доля которого в общей структуре тарифа ЖКХ (вместе с жилищными платежами) составляет 30%. По существу, все россияне сегодня являются заложниками компании, позиционирующей себя как «всенародное достояние».
Самое печальное, что чистая годовая прибыль Газпрома на уровне 745 млрд рублей (эти данные представлены в экспертном докладе Бориса Немцова), позволяющая устанавливать запредельные оклады руководителям компании, содержать футбольные клубы и т.д., стала возможной вопреки крайне неэффективной системе управления. Если бы Газпром платил налоги на уровне той же Роснефти (56,5%), он бы оказался убыточным (доля налоговых отчислений от выручки Газпрома составляет всего 38%). По подсчетам экспертов, «если бы не эксклюзивные условия, которые созданы Газпрому, компания должна была бы платить на 1 триллион рублей больше в бюджеты, чем платит сейчас» (напомним, долг всех регионов России Газпрому, из-за которого в стране опять началась волна отключений, составляет на сегодняшний день 46 млрд рублей). Понятно, что в такой ситуации ничего изменить мы не можем (Газпром в России — «священная корова»), но хотя бы знать, что горячую воду нам отключают из-за неумеренных аппетитов главной национальной компании страны, я уверен, стоит.
Теперь о других новостях. В прошлую пятницу в правительстве Дагестана с участием представителей ОАО «Лукойл» обсуждались вопросы реализации проекта освоения углеводородных ресурсов структуры «Центральная» акватории Каспийского моря. На совещании вице-премьер республики Арсен Гасанов говорил о задачах региона в этом направлении и подчеркнул: «Сегодня правительство Республики Дагестан готово приложить все усилия для успешной реализации всех проектов, связанных с нефтедобычей, задач, поставленных главой республики в этом направлении. Это не только станет катализатором экономического роста, но и внесет позитивный вклад в решение социальных проблем, стоящих перед республикой, создаст условия для повышения качества и уровня жизни населения».
Честно говоря, не совсем представляю себе, что может сделать республика, не располагающая ни необходимой техникой, ни финансовыми ресурсами для организации помощи «Лукойлу» (рабочее взаимодействие с руководством порта, проектными организациями, заводами, способными производить необходимую компании продукцию, и так осуществляется в рабочем режиме). Тем не менее, сам факт начала работ на дагестанском шельфе — событие для республики знаковое.
Как отметил первый заместитель генерального директора — инженер ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» Алексей Казаков, в Дагестане перед нами стоят задачи — произвести разведку на месторождениях Хазри и Титон. «Построен новый станок «ВКЕ Евразия», который сейчас запущен в Туркмении и бурит там. С сентябре текущего года планируем перейти на бурение месторождения Хазри. Ориентировочно работы будут продолжаться на протяжении полугода. И уже по результатам бурения будут приняты решения по бурению на Титоне. В среднесрочной программе это бурение разведочных скважин, обустройство месторождения и вся логистика», — сообщил Казаков.
По словам представителей «Лукойла», первая нефть (при условии, что месторождения окажутся перспективными) начнет поступать в нефтепровод «Махачкала — Новороссийск» только через 6—7 лет (организация добычи углеводородов в море — процесс достаточно долгий).
Знаковой можно считать еще одну новость минувшей недели. Речь идет о том, что и. о. мэра Махачкалы Магомед Сулейманов освободил от занимаемых должностей глав трех районов Махачкалы.
По существу, это следует считать началом масштабной зачистки амировской команды и организации новой системы управления городским хозяйством. Перед Рабадановым таких задач не ставилось, да и вряд ли он мог бы их решить, не обладая серьезным «клановым» ресурсом (одного административного ресурса для этого недостаточно).
Опытный хозяйственник, имеющий в своем активе успешную организацию работы городских служб в Избербаше, Сулейманов понимает, что добиться сколь-нибудь значительных успехов возможно лишь при полной управляемости команды. Поэтому очевидно, что в скором времени на ключевых постах в городе окажутся его люди.
Кроме того, масштабные «зачистки» позволят Сулейманову дистанцироваться от ошибок и просчетов прошлой команды. С исправления которых он, по логике вещей, должен будет начать. Кстати, уже по первым шагам можно будет судить о векторе новой городской политики. Выбор у Сулейманова при этом достаточно широк (некачественная работа городских служб, управляющих организаций, застройка тротуаров, оккупация дворов торговыми точками, уродливые пристройки, проблемы с застройкой поселков Семендер и Ватан, вообще коммунальные проблемы поселков, снабжение горожан некачественной водой и многое другое). В принципе, список этот можно продолжать бесконечно — за последние десятилетия в Махачкале накопилось множество проблем. Задача грамотного хозяйственника на первом этапе — вычленить самые «больные» из них. Но перед этим необходимо сформировать работоспособную и честную команду.
И напоследок несколько слов о ситуации с приватизацией Кизлярского коньячного завода. В понедельник сотрудники этого предприятия не пустили на территорию завода двух республиканских министров, которые приехали, чтобы представить нового руководителя Александра Кручанова. Как сообщил «Кавказский узел», по словам атамана Нижне-Терского казачьего общества Владимира Старчака, «представители власти приехали примерно в 09.15. Среди них были министр сельского хозяйства и министр госимущества. Но рабочие, их было человек сто, не дали им пройти в административное здание. Кручанову посоветовали сначала восстановить хлебозавод, которым он руководил прежде и развалил. К месту акции прибыли спецназовцы, но, увидев, что никаких беспорядков не происходит, не стали применять силу против граждан, тем более там были и женщины».
Рабочие предприятия считают этот визит очередной попыткой рейдерского захвата предприятия и требуют вернуть прежнего директора. Кстати, вернуть Дружинина и отказаться от планов приватизации предприятия кизлярцам неделю назад пообещали депутаты Народного Собрания Дагестана, но, как оказалось, решения сегодня принимают не они. 

Источник: http://ndelo.ru/ekonomika-2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *