Cвадебные обычаи

Горские свадьбы — многокрасочные, веселые, неповторимые — одна лучше другой. У каждого народа Дагестана свои обычаи, свои обряды и особенности.

Самое ответственное решение
Горская свадьба — это не только место всенародного поздравления новобрачных, но своего рода соревнование острословов, шутников, конкурс танцев и острот. В некоторых аулах на свадьбах организовывались театрализованные представления. Таким образом, на свадьбе бывает чем восторгаться, тут много яркого, эмоционального, человеческого.
В Дагестане существовали три распространенные формы брака: по сговору родителей, умыкание, колыбельный сговор. Самая распространенная и дружелюбная форма — по сговору родителей и с согласия молодых.
Колыбельный сговор — это выбор невесты для сына, когда он еще лежал в люльке. Как правило, обрученная с детства девушка потом выходила замуж за другого.
Умыкание (похищение). Эта форма брака очень болезненна для родителей и никогда у народа не находила поддержки. Обычай увода всегда был источником несогласия и кровавых междоусобиц.
Была и такая форма брака, как обменная, когда семья брала к себе девушку из другой семьи и в свою очередь выдавала свою дочь за ее брата.
В свое время в дагестанских аулах имели распространение запретные и непрестижные браки. Непрестижными считались заключения браков с людьми другого села и браки между сословно-неполноправными семьями.
Довольно живуча и такая форма брака, как внутритухумная, родовая. Такому браку в свое время отдавалось предпочтение и строго придерживались.
Известный этнограф профессор М. Ковалевский, побывавший в Дагестане, заметил: «При невозможности найти подходящую для жениха невесту в собственном роду, он требует, чтобы избранная им чужеродка подверглась предварительно удочерению со стороны тухума, а затем уже вступает с нею в брак». В настоящее время этой формы брака мало кто придерживается.
Существовала и такая форма заключения брака, как побег. Если молодой человек отнял у девушки какой-нибудь предмет и не делает шагов к сватовству, или ей нравится другой юноша, она приходила с узелком к родственникам любимого, объясняла цель своего прихода и оставалась у них до тех пор, пока хозяйка не добивалась согласия юноши и его родных на брак с этой девушкой.
Вообще-то единообразная, парная семья является исторически распространенной в Дагестане.
Свадьба — самый ответственный момент в жизни дагестанской семьи. Большое значение имело время ее проведения. Обычно свадьбу приурочивали к окончанию осенних полевых работ. Сельчане заранее оповещались о дне свадьбы.
Сложился традиционный цикл обряда: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. Предсвадебный — самый ответственный. Вопрос о женитьбе сына или выдаче дочери замуж решался на самом высоком уровне. Сначала отец и мать, а затем на совете тухума ближайшие родственники сговаривались между собой. Решалось — женить или не женить, выдать дочь замуж или нет. Если да, то где будет жить новая семья, сможет ли будущий глава семьи содержать жену и т. п.
Поиск невесты
Это довольно сложная процедура: непросто было выбрать жениха или невесту. Учитывалось все: кто родители, их репутация, состоятельность. Из-за бедности многие не женились до преклонного возраста.
В жизни бывало всякое. Иногда сами молодые находили друг друга. Иных сватали сами родители. Во многих случаях новобрачные не знали друг друга или виделись мельком.
Юноше и девушке запрещалось встречаться. Если узнавали, что они встречаются без разрешения родителей, то это жестоко каралось.
Не всегда молодому человеку удавалось жениться по своей воле. Не всегда родители соглашались с выбором невесты. Обычай гласит, что девушку следует выдать замуж пораньше, и хорошо, если она не уйдет за пределы своего рода.
Необычайно разнообразны дагестанские обычаи и обряды, связанные с зарождением новой семьи. Когда выбор невесты сделан, родители в некоторых аулах сами ходят сватать, в других — посылают почетного человека просить руки дочери. Бывает и так. Родители невесты стараются не уронить своего достоинства и никогда не изъявляют сразу своего согласия, а скажут непременно, что у них дочь еще так молода, что они спросят ее, подумают и т. п. Если предложение о сватовстве принимается родителями, то с их стороны следует ответ: «Инша-аллах», что в переводе означает: «Если угодно будет богу».
После согласия происходила церемония обручения в присутствии почетных людей. А затем от жениха отправляли невесте калым — свадебные подарки.
В свою очередь и родители невесты снабжали невесту всем необходимым в домашнем обиходе. Все, что давали невесте жених и ее родители, считалось ее собственностью.
Будущий муж обязан был назначить жене кебин-хакк, то есть определенную сумму (или имущество) денег, обеспечивающую ее на случай развода. Начиналась подготовка с обеих сторон к свадьбе. Когда все подготовлено, кадий или поверенные от жениха и невесты берут согласие. Поверенные невесты говорят троекратно: «Я отдаю по доверенности такую-то девушку в законные жены такому-то за столько-то батманов меди или за столько-то быков или коров, или за такое-то количество пахотной земли, или же, наконец, за столько-то денег и такое-то платье, по велению божьему и по закону Магомеда».

Поверенный от жениха говорит: «Я по доверенности от такого-то» и перечисляет названные выше предметы. 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=37849

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *