– Джамбулат Мусаевич, Вы уже долго руководите ансамблем «Лезгинка». За это время, наверное, многое изменилось. Что из произошедшего за годы Вашего руководства ансамблем видится особенно важным? Расскажите о своей работе.
– Уже на протяжении двадцати трех лет я являюсь директором Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка». Многое происходило за эти годы. И помнится все, даже каждая мелочь, мог бы рассказывать очень и очень долго, но ни времени, ни объема Вашего журнала не хватит. И все мне кажется важным, потому что на жизнь такого большого и сложного организма, как наш ансамбль, влияют даже незначительные на первый взгляд нюансы. Но все же постараюсь остановиться на некоторых фрагментах своих воспоминаний.
Начало девяностых годов прошлого столетия, когда я только пришел в коллектив, было очень непростым для нас. Читатели постарше помнят, что это были за времена в нашей стране: всеобщая неразбериха, пустые полки магазинов, неудержимый рост цен, стремительное обесценивание заработанных годами накоплений, беззаконие и преступность. Естественно, все происходившее тогда коснулось и наших сотрудников. И такая ситуация не могла не отразиться на внутреннем состоянии ансамбля. Мне, новому человеку в коллективе, пришедшему со стороны, это было видно особенно отчетливо. В любом большом коллективе, особенно творческом, где собраны талантливые, неординарные личности, в определенный момент наступает процесс «брожения»: внутренние группировки, выяснение отношений, недовольство, обиды. И своей первоочередной и самой важной задачей я посчитал сплотить коллектив, объединить его ради достижения общих целей.
Хорошо помню первое собрание с моим участием, названное впоследствии революционным, когда я, совсем еще молодой человек, не знавший глубоко коллектив и всех внутренних проблем, встал рядом с опытным руководителем, Иосифом Самуиловичем Матаевым, выслушал все претензии и предложения, выступил с обращением к коллективу и представил программу развития «Лезгинки», получившую в дальнейшем одобрение и в целом реализованную. Первоочередными задачами были улучшение социальных и бытовых условий коллектива, обновление костюмерного цеха, новые подходы в репетиционном процессе, увеличение его интенсивности и нагрузок. Фактически мы начали, говоря языком компьютерщиков, перезагрузку «Лезгинки», перевод ее на работу на новом программном обеспечении. Многие и внутри коллектива, и вне его помогали и способствовали осуществлению этого плана. Вместе с Иосифом Матаевым и всем коллективом мы прошли сложный путь, выстрадали, но выстояли.
С тех пор начался путь восхождения. На глазах менялось качество организации гастролей, концертов. Наша работа поднялась на новый уровень.
Очень важным событием, большим шагом вперед считаю открытие при ансамбле юношеской школы-студии. В настоящее время она успешно функционирует и стабильно поставляет нам квалифицированных и подготовленных ребят, которые плавно вливаются в основной коллектив и позволяют проводить безболезненную и планомерную смену поколений.
В 1997 году сбылась многолетняя мечта работников «Лезгинки»: при поддержке нынешнего Главы республики, а тогда заместителя Председателя Правительства России Р.Г. Абдулатипова, дагестанских депутатов Госдумы ФС РФ ансамблю был присвоен высший статус – академический.
Очень долго можно перечислять награды и регалии ансамбля. Только за последние годы нам присвоено несколько крупных наград. Одна из них – высшая награда Совета Федерации РФ, которую мы получили из рук В.И. Матвиенко за блестящие выступления на Тихоокеанском саммите в 2012 году. Мы – единственный коллектив, помимо Кубанского казачьего хора, который приглашен участвовать в культурной программе Олимпийских игр в Сочи. Недавно прошли торжества по поводу юбилея Р. Гамзатова в Махачкале и в Москве, в которых «Лезгинка» была базовым коллективом. 4 ноября в Кремле на торжественном приеме по случаю празднования Дня народного единства наше выступление было признано лучшим по мнению большинства участников. Мы делаем все для того, чтобы в дальнейшем сохранять высокий уровень, прославляя и Дагестан, и Россию.
– В этом году «Лезгинка» отмечает юбилей – 55 лет со дня создания коллектива. Как Вы празднуете это событие?
– Для людей искусства празднование – не застолье и хвалебные речи, а творческая работа. И мы отмечаем свой юбилей концертами. Уже прошли наши выступления в нескольких городах Дагестана. А 7 декабря состоится праздничный концерт в Кремле. Мы хотим показать танцы из Золотого фонда «Лезгинки». В планах пригласить наших ветеранов, тех, кто вписал золотые страницы в историю ансамбля. Приедут и зарубежные гости – наши партнеры, известные продюсеры из США, Австралии, Европы. С поздравительными номерами выступят всемирно известные коллективы – «Березка», Хор имени Пятницкого и другие.
Это и есть лучший праздник для артиста, когда собираются все друзья, коллеги, соратники, с которыми работаешь бок о бок и когда ты можешь в очередной раз порадовать зрителя и почувствовать его любовь.
– Как часто ансамбль выезжает на гастроли? Какова их география?
– Гастроли ансамбля «Лезгинка» длятся в среднем 8–9 месяцев в году. За прошлый год мы побывали в Италии, Турции, США, совершили тур по Европе. Очень большое значение мы придаем выступлениям в городах России. Это не только Москва, куда нас всегда приглашают на очень значимые, статусные мероприятия, но и многие другие города, где мы участвуем в Днях культуры Дагестана, других концертах, способствуя налаживанию мостов дружбы, созданию положительного образа дагестанца.
В наших ближайших планах – дать серию концертов в городах и селах родной республики. Основная проблема, препятствующая этому, – отсутствие подходящих площадок. Постановки у нас масштабные, с участием до шестидесяти артистов. В Дагестане только сцена Русского театра в Махачкале позволяет представить эти номера. Что говорить о небольших городах и горных районах? Но мы стараемся и здесь найти выход, адаптируем номера под 8–10 человек для выступления на небольших площадках, чтобы донести наше творчество даже до жителей самых отдаленных аулов. Выступая за границей, мы не должны забывать о своих земляках.
– Где Вы набираете танцоров? Каким образом можно попасть в состав ансамбля? Существуют ли определенные критерии отбора?
– Прежде всего, это воспитанники нашей студии при ансамбле. Желающих попасть в школу-студию ежегодно бывает до восьмисот–девятисот человек, а мы можем принять только сто. Наши репетиционные площади просто не позволяют принять больше. При отборе мы, прежде всего, оцениваем внешние данные и, конечно же, слух, пластичность, чувство ритма, которые в дальнейшем можно развивать.
В студии работают профессиональные педагоги, такие как Тарият Капиева, Татьяна Гасанова, Абдула Амирханов, Елена Раджабова, Наилят Мусаева, они легко находят подход к молодежи. Школа-студия дает фундаментальное хореографическое образование, но, помимо этого, она подготавливает ребят к работе именно в нашем ансамбле, плавно подводя к нашему репертуару. Поэтому в основном пополнение коллектив получает из своей студии. Но при этом мы постоянно занимаемся и селекционной работой, следим за всеми молодыми артистами. И путь в «Лезгинку» не закрыт никому. Например, сегодня в ансамбле работают братья-близнецы Ионовы из Карачаево-Черкесии. С детства они мечтали попасть в «Лезгинку», для этого переехали в Махачкалу. Получая по пять тысяч рублей, они за семь тысяч снимали квартиру, потом жили на базе ансамбля. Первоначально ребята не прошли конкурс, но любовь к танцу, упорство, целеустремленность помогли им воплотить свою мечту, и они прекрасно влились в коллектив.
– Ваш ансамбль несет в массы не только хореографические, музыкальные, но и художественно-исторические ценности. Где Вы черпаете новые идеи, подпитываете творческий потенциал коллектива?
– В нашем ансамбле есть творческая лаборатория. Это люди, которые проводят огромную подготовительную работу, прежде чем поставить танец. Они анализируют исторические, этнографические источники, выезжают вэкспедиции, детально изучают костюмы, орнаменты, вышивки. И даже обычаи, особенности менталитета людей. И на основе этих знаний создается танцевальный номер, отражающий характер, быт, жизнь народа. Самым сложным вопросом для нас является создание костюмов. Одно дело – создать эскиз, это тоже огромный труд, тут важна каждая деталь. Но беда в том, что настоящий танцевальный костюм, к сожалению, в Дагестане шить не умеют, ведь танцевальную черкеску сшить намного сложнее, чем смокинг или деловой костюм. Она должна одновременно отвечать двум требованиям – до мелочей соответствовать историческим, этнографическим реалиям, и в то же время позволить артисту исполнять необходимые танцевальные элементы. Нас как-то упрекнули в том, что мы шьем костюмы не из тех же материалов, из каких шили наши предки в XVII веке. Но в таких костюмах весом 20–30 килограммов можно только на годекане зимой сидеть, а не проделывать сложнейшие акробатические трюки. Кроме того, и таможня, и различные карантинные службы не все материалы пропускают через границу.
Сегодня хорошие, качественные концертные костюмы могут шить лишь специалисты в Санкт-Петербурге, во Владикавказе. В будущем мы хотим создать собственный цех по пошиву одежды. Он бы решил сразу несколько задач. Во-первых, обеспечил наш коллектив концертными костюмами. А, кроме того, в нем можно было бы шить национальную одежду для всех желающих. Это бы способствовало сохранению нашей культуры, местного колорита. Человек, надевая черкеску, преобразуется, потому что она несет в себе мудрость земли, дух предков. Так и наши танцоры, выходя на сцену, перевоплощаются, чувствуя за собой ответственность, гордость за свою культуру, свою историю.
– Давайте немного подробнее поговорим на эту тему. Что делается для интеграции дагестанской культуры в общероссийское и мировое культурное пространство? Насколько это важно?
– Самое важное предназначение нашего коллектива, его сверхзадача – максимально достойно, позитивно, качественно представлять нашу республику, наш народ. Любой может, надев папаху, под зажигательные ритмы исполнить «ковырялку» или еще какие-то танцевальные элементы. Но мы не представители шоу-бизнеса, мы народный, академический ансамбль. Каждый наш танец – это в той или иной степени рассказ о каком-то народе с его культурой, историей, традициями, радостями и печалями.
Сегодня редко можно увидеть по телевидению репортажи о народной культуре, творчестве. Все эфирное время занимает субкультура, попса, атрофирующая у людей нормальное восприятие культуры. Мы, как можем, противостоим этому. Обнадеживает, что Глава нашей республики понимает значение культуры в жизни человека, постоянно делая акценты на этом. В частности, следующий, 2014, год в Дагестане провозглашен Годом культуры.
«Лезгинка» была инициатором проекта «Любимая Россия» на телеканале «Россия». Мы будем стараться наступать, вытесняя все суррогаты культуры. Недавно мы собирались в Краснодаре с руководством Кубанского казачьего хора и другими руководителями народных ансамблей, чтобы обсудить создание телевизионной программы, нацеленной на воспитание общества на лучших образцах культуры, привитие хорошего вкуса зрителям. Ни одна из так называемых «звезд» шоу-бизнеса не может достойно представить Россию, как, например, Красноярский ансамбль танца имена Годенко, или Кубанский казачий хор, или наши кавказские коллективы. Вот это и есть настоящая культура, великая и вечная. Ее сохранение и развитие – наша главная цель. Сегодня очень важно, что мы являемся не только артистами, но и своего рода дипломатами, «имиджмейкерами» Дагестана. Гастролируя по стране, ансамбль собирает полные залы восторженных зрителей. Народ восторгается нашим ансамблем, а вместе с ним и Дагестаном, нашей культурой в целом. После чего отношение к дагестанцам заметно меняется. Когда произошли известные события на Манежной площади, нами был создан проект под моим руководством «С Россией на века», в нем приняли участие все кавказские ансамбли: «Лезгинка», «Вайнах», «Кабардинка», «Алан» и другие. Целью проекта было собрать на концерт людей и показать им истинное, доброе, человеческое лицо Кавказа. После концерта к нам подходили люди, пожимали руки, говорили: «Вот такой Кавказ мы любим».
– Джамбулат Мусаевич, как обстоят сегодня дела с бытовыми условиями работы коллектива? Какова заработная плата артистов?
– Заработная плата артистов достойная. Денег никогда не бывает много, но по сравнению со средней зарплатой по республике и с зарплатой работников других северокавказских ансамблей наши зарабатывают нормально. Кроме того, мы постоянно стараемся помогать тем, кто заслуживает, с приобретением или арендой жилья, устройством детей в детские сады, решением других вопросов.
Бытовые условия, по сравнению с прошлыми годами, значительно улучшились. Со дня основания ансамбль располагался в здании бывшего клуба милиции, который кое-как был адаптирован под репетиции ансамбля. В конце девяностых годов при поддержке тогдашнего Председателя Правительства РД Х.И. Шихсаидова был надстроен третий этаж, проведен капитальный ремонт здания. Появились душевые, раздевалки. Но сегодня требования к проведению репетиций и к постановкам увеличились, и наше здание уже не соответствует новым требованиям. Главная наша цель и мечта сегодня – это строительство «Дома «Лезгинки». Для него уже выделена земля. Сейчас решаются вопросы проектирования. Мы днем и ночью работаем над данной задачей. Дом станет большим культурным центром Дагестана, здесь будут учиться и работать сотни юношей и девушек, и даже если не все попадут в состав ансамбля, они станут культурными, образованными, достойными представителями своего народа. Они будут полноценными личностями с правильным мировоззрением.
– Возникают ли у Вас какие-либо трудности в реализации творческих планов? Если да, то как они решаются и кто в этом помогает?
– Каждый шаг вперед – это определенные трудности, будь то постановка номера, выбор костюмов, музыки, декораций и т.д. Каждый артист – это талант, неординарная личность, каждый хочет внести свою лепту в создание нового произведения. В ходе работы могут возникнуть споры и непонимание. Но нам удалось сделать творческий процесс созидательным. Мы прислушиваемся к любому мнению наших коллег, приглашаем и специалистов со стороны, которые своим профессиональным взглядом могут внести дополнительные штрихи.
Невозможно не затронуть вопросы финансирования. Нам нужны комфортабельные автобусы, потому что приходится много и далеко перемещаться, часто приходится выступать прямо с «колес». Цены на авиабилеты сегодня очень высокие, и к тому же не между всеми городами самолеты летают. Постоянно встает вопрос финансовой поддержки. Нам в этом плане грех жаловаться. Сколько я работаю в ансамбле, нас всегда поддерживало руководство республики. Они понимают, что «Лезгинка» – одна из визитных карточек Дагестана. И нам всегда идут навстречу в вопросах оплаты труда, улучшения условий работы. Но возможности бюджета ограничены, а в трудную минуту нас очень поддерживают земляки, проживающие в Москве.
– Довольны ли Вы достижениями ансамбля? Что нужно еще сделать для дальнейшего роста?
– На сегодняшний день я вполне доволен нашими достижениями, но никогда нельзя останавливаться в развитии. Перед нами стоят еще большие задачи. Нам необходимо обновить программу, поднять нашу работу на качественно новую ступень, улучшить техническое оснащение. Над этим мы постоянно работаем.
– Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям и Вашим зрителям?
– Хочу пожелать всем дагестанцам дорожить «Лезгинкой». Все, кто в ней работает, – это талантливые люди, труженики, и ни одним своим поступком они не подвели ни Дагестан, ни Россию. Любите свой край, свои традиции и культуру.
Журнал «Народы Дагестана» – достойный представитель нашей республики. Он воспитывает людей в духе патриотизма, пропагандирует истинные ценности и прививает правильное мировоззрение. Я желаю, чтобы из года в год число ваших читателей неуклонно росло, их география расширялась. Ведь благодаря вашему журналу люди узнают реальный Дагестан: трудолюбивый, добрый, теплый, гостеприимный.
Источник: http://www.narodidagestana.ru/vipusk/34/stat/55_let_na_pike_slavi/