В музее истории города Махачкалы открыта выставка художника Магомеда Кажлаева «500 метров вольным стилем».
Автор в долгих представлениях не нуждается. «Признанный мастер и «бренд» дагестанского изобразительного искусства» — так назвала его директор музея Зарема Дадаева, а в Москве его окрестили «министром культуры».
Кажлаев давно и прочно — синоним творческого профессионализма. Он строго относится к себе, к своему творчеству, всегда стремится к самосовершенствованию и не терпит в окружающих и толики непрофессионализма. Кроме того, что он продуктивный художник, Кажлаев известен в мире искусства и как куратор некоторых проектов. Одним из значительных для Дагестана стал «Круг», объединивший в начале 2000-х годов работы старшего поколения дагестанских живописцев — Ибрагимхалила Супьянова, Апанди Магомедова, Юрия Августовича, Жанны Колесниковой.
Новая выставка не оставила никого равнодушным. Благодаря тому, что подготовлена она была как ретроспектива, её посетители могли наблюдать творческую эволюцию автора. В начале, когда художник только начинал выставляться на различного рода выставках с 1970 года, у него появились работы его абстрактного периода. На выставке раннее творчество представлено картинами «Флора», «Небесная гитара», «Пейзаж», «Фонтан», «Дедал», серией работ к книге Расула Гамзатова «Четки лет». Они насыщены красками, переполнены образами. Каждая из них рождает множество ассоциаций, наталкивает на размышления, пробуждает эмоции.
Далее, судя по картинам «Головы», «Путь к отцу», «Море», можно наблюдать, что автор не изменяет себе, но уже появляются первые работы с использованием текста, а в 90-х автор погружается в эксперименты. Появляется все больше картин с использованием текстов. С первого взгляда хочешь связать эти слова на холсте в какую-то фразу или предложение, не очень получается. Понимаешь, что и не нужно. Возможно, это некий поток сознания автора в тот временной отрезок, когда он создавал своё произведение.
В это же время у М. Кажлаева появляются первые орнаментальные работы, наполненные геометрическими построениями, одними из которых являются «Дагестан», «Объект №8», «Семендер». Геометрическая стихия долго не покидает автора, и многие работы 2000-х также выполнены в этой манере. Этот цикл, как и все остальное творчество автора, высоко ценится в профессиональных кругах.
Приближаясь к современному этапу творчества художника, все посетители отметили их предельный минимализм, аскетичность и некую «нервность». Все лежит на поверхности, все ясно. А если не ясно, то подпись под картиной поможет. Здесь большое значение приобретает фон. На котором изображена то одинокая волнистая линия («Река»), то просто одинокая прямая линия («Линия №8»). При всей своей определённости они несут в себе затаившуюся сокрытость, незримую устойчивость. Вершиной минималистической градации творчества можно назвать работу «Листовка №1». Представьте себе картину, окрашенную в
белый цвет и… ничего на ней нет. А может, каждый в нём увидит что-то своё? Глядя на неё, гипнотически погружаешься в эту белую бездну, и в голове зреет коловерть образов, символов, слов, знаков, которые вмиг обрушиваются в беспредельную пустоту. Первая аналогия с К. Малевичем. Только квадрат белый.
На выставке все с увлечением разглядывали работы мастера, и у каждого было своё мнение. Так, композитор Ширвани Чалаев сказал: «У М. Кажлаева предельно своеобразные выставки. Он видит мир совершенно иначе, не так, как мы. Вещи, которых мы не замечаем, кажущиеся нам несущественными, у автора превращаются в удивительное искусство. Каждая его картина вынимает из души и сознания созерцающего то, что ближе ему, то, что созвучно его опыту жизни».
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=37387