Если оградить строительную отрасль от чиновничьих поборов, жилье в Махачкале подешевеет как минимум вдвое, уверяют члены Общества застройщиков Дагестана — организации, которая объединяет предпринимателей, занимающихся малоэтажным строительством. «Мы готовы, — говорят они, — строить целые кварталы, со школами, детскими садами и поликлиниками, и при этом цена квадратного метра в наших домах не превысит 15 тысяч рублей».
Сегодня трудно уже определить, когда в Семендере появился первый многоквартирный дом и кому из застройщиков первому пришла в голову идея купить 10 соток земли в поселке и возвести на ней четырехэтажный (с мансардой) дом. Сегодня таких домов здесь десятки, а их общая площадь превышает 250 тысяч квадратных метров. В большинстве из них уже живут люди, ведущие постоянную и жестокую борьбу за свет, газ и воду. Все дело в том, что дома эти, по словам городских чиновников, существуют вне правового поля, а кроме того, их жители не хотят платить за подключение к коммунальным сетям.
— Проблемы у нас общие, — рассказывает корреспонденту «НД» застройщик Имагаджи Нурмагомедов, — и именно поэтому мы решили объединиться в союз, чтобы вместе защищать свои права. Смотрите, чтобы начать строительство малоэтажного дома, надо сначала получить разрешение на строительство в мэрии. Ее работники при этом предлагали нам следующую схему: мы платим им (естественно, без всякого оформления) 5% от общей стоимости работ, а взамен получаем официальную бумагу, дающую нам право начинать строительство. Нет, речь шла не об официальном разрешении, нам выдавали что-то вроде справки, позволяющей лишь начать оформление необходимых документов. Чтобы пройти всю цепочку до конца, надо было еще заплатить за подключение к сетям, получить добро у архитекторов — в общем, целая куча процедур. Которые практически никто из нас так до конца и не прошел.
Дело вовсе не в нашем нежелании работать в правовом поле. Каждому из нас твердо пообещали, что никаких проблем с проверяющими у нас не будет. «Покажете нашу справку и спокойно работайте, никто вам не помешает, — заверили нас чиновники. — Оформите все потом, когда закончите строить». И действительно, справка эта работала как охранный документ — никто нас не трогал, все проверяющие, увидев ее, понимающе кивали и уходили с объекта.
Серьезные проблемы у нас начались, когда дело дошло до подключений газа, электричества, воды. Плата за эти услуги оказалась для многих из нас неподъемной. Дело в том, что мы с самого начала решили работать по минимальным ценам. Стоимость квадратного метра в наших домах в среднем составляет 10—15 тысяч рублей. Соответственно, наши клиенты — представители самых малообеспеченных слоев населения. Для подключения газа надо собрать по 25 тысяч рублей с квартиры, для них эта сумма абсолютна нереальна. Мы тоже не готовы платить столько, поскольку наша прибыль и без того минимальна.
Мы понимаем, что закон одинаков для всех, но тут есть нюансы. Дело в том, что все работы по подведению сетей и даже по их подключению мы уже за свой счет провели. И речь идет лишь о том, чтобы выдать нам соответствующие документы. Смотрите, я купил для своего дома новый трансформатор, от которого, кстати, запитан не только мой объект, а практически все окрестные дома. Я передаю этот трансформатор на баланс электросетям, как будто это они его приобрели сами (а речь идет об очень серьезных деньгах), а после этого еще должен заплатить большие деньги за право подключиться к своему трансформатору. Ну разве не абсурд?
— И таких трансформаторов в Семендере мы установили больше 40, — подключается к разговору еще один застройщик Гаджимагомед Махмудов. — А еще за свой счет провели несколько десятков километров водопроводных и газовых сетей, канализационные трубы проложили. Дороги за свой счет выровняли и поддерживаем в нормальном состоянии — в общем, стараемся, чтобы людям здесь нормально жилось. И при этом нам каждый день говорят: «Давай, давай, давай». Государство же в коммуникации в нашем поселке не вложило практически не рубля, предоставив людям самим решать эти проблемы. Так что мы, пожалуй, единственный населенный пункт в России, где все без исключения сети принадлежат гражданам. Кроме того, это единственный поселок, где реально выполняется задача по строительству действительно доступного жилья. Уверен, в другом регионе наш опыт сразу бы начали тиражировать, а у нас только палки в колеса вставляют.
— С газом точно такая же ситуация, как и со светом, — продолжает Имагаджи Нурмагомедов. — Мы выполняем все работы «под ключ», все необходимое оборудование закупаем, а нам снова говорят: «Платите». Объясняют при этом, что эти работы должны проводить специалисты, имеющие соответствующие допуски, а еще нужен рабочий проект, то, се… Самое смешное, что и мы, и они прекрасно знаем, что для проведения работ мы нанимали их же специалистов, охотно идущих на подобные шабашки. Ну не смешно?
— Очень нас напрягает, — делится своими проблемами Али Абдулмажидов, — что аппетиты коммунальщиков постоянно растут. По-моему, они нас считают баранами, которых надо стричь по несколько раз в году. В свое время я после получения «охранной справки» решил сразу покончить со всеми формальностями, чтобы полностью работать в правовом поле. Пошел к коммунальщикам, заплатил за подключение к сетям. По газу у меня тогда получилось по 25 тысяч рублей с квартиры. И техусловия, и рабочий проект тоже я оплатил. Больше того, сам проводить газ не стал, хотя это обошлось бы мне значительно дешевле, заключил официальный договор с газовиками. В итоге вместо 60—70 тысяч рублей, как остальные, заплатил 250 тысяч. И что вы думаете, подключили мой дом? И не подумали! Говорят, что в свое время неправильно подсчитали, что мне надо еще 450 тысяч рублей заплатить. Полный беспредел! У меня на руках все квитанции, все справки, а добиться подключения я так и не смог. Сейчас я второй дом заканчиваю. Естественно, наученный горьким опытом, я сейчас никому ничего не плачу, все делаю сам. Знаю, что всю работу, сделанную мной, те же газовики по документам потом покажут, как свою, да еще и заставят меня заплатить за нее четырехкратно, но вынужден идти на это, потому что по-другому не получается — в Дагестане предприниматель изначально неправ и всем должен.
— У нашей проблемы есть и еще один аспект, — говорит Имагаджи Нурмагомедов. — Несмотря на наши «коммунальные войны», люди в наших домах уже не первый год живут. При этом они самостоятельно подключаются ко всем сетям. Коммунальщики регулярно отрезают трубы, перерезают провода, но уже через полчаса после очередной «отключательной» акции все восстанавливается (кто допустит, чтобы его дом зимой остался без отопления?). Так вот, второй аспект проблемы связан с коммунальными платежами. Де-юре все наши дома считаются неподключенными, а де-факто активно пользуются коммунальными услугами. И в конце года в Семендере появляются инспекторы всех заинтересованных служб и начинают собирать деньги. Люди, естественно, платят. Понятно (лицевых-то счетов ни у кого из них нет), что все деньги идут в карман этим самым инспекторам. Только по одному Семендеру коммунальщики на этом теряют десятки миллионов рублей. А теперь скажите, соизмеримы ли эти потери с теми копейками, которые они вымогают у людей за подключение к своим услугам? Создается впечатление, что весь этот бардак создается как раз для того, чтобы работать в обход кассы. А поскольку таких семендеров в Дагестане десятки, никого из нас не удивляет то обстоятельство, что коммунальные долги в республике с каждым годом только растут.
В начале лета (мы как раз только создали свое Общество) мы провели съезд. Пригласили на него представителей мэрии города, прокуратуры, Министерства строительства и ЖКХ. Рассказали о своих проблемах и предложили следующее: мэрия объявляет амнистию для уже построенных домов (потери для городского бюджета при этом будут минимальны), а мы начинаем работать полностью в правовом поле. Кроме того, мы попросили назначить нам постоянных кураторов, которые будут следить за качеством строительства, соблюдением всех необходимых процедур, цивилизованно решать проблемы подключения. Мы даже выразили готовность создать фонд заработной платы для этих чиновников и регулярно переводить деньги на этот счет.
Кроме того, мы представили в Минстрой проект застройки жилого квартала, в котором готовы были построить за свой счет все необходимые социальные объекты — поликлиники, школы, детские сады, ясли. И при этом мы гарантировали, что цена квадратного метра жилья в этом квартале не превысит 15 тысяч рублей (таких цен нет ни в одном российском регионе). От государства мы просили лишь небольшой участок земли за городом (10 га), остальное готовы были сделать сами.
Мы были уверены, что нас услышат — незадолго до этого о необходимости сделать жилье доступным для людей с невысоким достатком сказал Владимир Путин, регулярно эти проблемы поднимает Рамазан Абдулатипов. В ходе съезда нам показалось, что нас услышали — представители мэрии сказали нам, чтобы мы подготовили список проблемных домов, пообещав оперативно заняться ими. И занялись. Вскоре после нашего съезда в газете (уже не помню, в какой) появился наш список. Ниже сообщалось, что администрация города обратилась по поводу этих объектов с исками об их сносе.
Мы это поняли правильно. Нас уже «отжали» городские чиновники, коммунальщики, теперь пришла очередь «подкормить» судей. Но нельзя же так, дорогие мои! С одной овцы больше одной шкуры не снимешь — не получится. Лучше помогите нам, и республика получит тысячи дешевых квартир. Мы создадим большое количество рабочих мест, увеличим налоговые поступления, попутно снизим остроту проблемы неплатежей. Неужели этого мало для того, чтобы сделать нам шаг навстречу? Или все рассуждения наших чиновников о том, что они хотят построить новый Дагестан, Дагестан для простого человека, — это просто слова, не имеющие никакого отношения к действительности?
— Жильцы наших домов, — говорит председатель Общества застройщиков Дагестана Абакар Абакаров, — вместе с другими жителями Семендера несколько раз планировали перекрыть федеральную трассу, но нам пока удается отговорить их от этого. Но люди уже дошли до предела, с каждым разом сдерживать их все труднее. 30 марта, в 17:00, для защиты своих интересов мы выйдем на Родопский бульвар на митинг (он, кстати, согласован с администрацией города). Вместе с нами сюда придут жители Семендера, у которых требуют деньги за установку счетчиков, а также жители Ботлихского района, у которых имеются аналогичные проблемы. Мы хотим, чтобы нам не мешали жить и работать. Приглашаем принять участие всех застройщиков, а также жителей домов, которые до сих пор не подключены к сетям. Чтобы победить чиновничий беспредел, мы должны объединиться.
Источник: http://www.ndelo.ru/ekonomika-2/2917-chernyj-spisok-vmesto-amnistii