Дагестан заметно отличается на общероссийском фоне своим специфическим многообразием национальностей, культур и влиятельных групп – кланов. Заявленный сразу же по вступлению в должность руководителя Рамазаном Абдулатиповым тезис о борьбе с кланами, впоследствии перешедший в жесткую антикоррупционную чистку, ополчил против главы республики много влиятельных мира сего.
Однако, не имея возможности открытого противостояния по причине тефлонового щита в виде покровительства Владимира Путина, желающие поквитаться стали использовать современные технологии – роспуск слухов в социальных сетях. Провокации, , получились низкого качества, так как прочитываются слишком откровенно, полагают аналитики.
Четвертая отставка
Первые слухи об отставке Рамазана Абдулатипова стали ползти сразу по его назначению, если сохранять хронологию.
Тем не менее, более весомую и утвердительную форму эти прогнозы недоброжелателей обрели в середине августа. Сразу после убийства влиятельного религиозного деятеля Ильяс-Хаджи Ильясова и серии уличных терактов – взрывов магазинов, торгующих спиртными напитками.
Вторая волна слухов пришлась на середину декабря, после того, как стало очевидно: налогов по итогу года будет собрано катастрофически мало. Попытки Рамазана Абдулатипова ужесточить и превентивными мерами активизировать работу налоговых органов заявлениями об отмене налоговых каникул и сужении налоговой базы активно ожидающими отставки неугодного президента были восприняты как оправдание и только утвердили их в убеждении скорейшего развития событий в желательном ключе.
В третий раз сарафанное радио отправило Абдулатипова в отставку аккурат в канун открытия Олимпиады в Сочи. Сроки обозначены в этот раз были вполне конкретно – сразу после закрытия Олимпиады. Возможно, эти слухи порождали ожидаемые провокации со стороны подполья, угрозы со стороны именно дагестанских боевиков сорвать Олимпиаду. Обсуждающие говорили, что в случае такого развития событий, руководителю региона не простят срыва самого знаменательного мероприятия для страны, несмотря на то, что силовые структуры не подведомственны главе республики.
Нынешняя активизация обсуждения вариантов отставки Абдулатипова, по всей видимости, связана с появлением прихрамывающего Абдулатипова с тростью в Георгиевском зале Кремля 18 марта, когда с внеочередным посланием Федеральному Собранию выступил Владимир Путин. Моментально была выдвинута версия о том, что Рамазан Абдулатипов может использовать ситуацию и подать в отставку по состоянию здоровья. Однако подтверждения слухов по-прежнему нет. Более того, несмотря на самочувствие, Абдулатипов продолжает руководить республикой.
Who is Mr. Батыров?
В середине января, после того, как история с давлением на сотрудников одного из дагестанских вузов вызвала широкий резонанс (прим. корр.: и.о ректора педагогического университета Магомед Абдуллаев, ранее возглавлявший правительство республики, после проверки вуза заявил об оказываемом на него давлении и принуждении освободить место руководителя учебного заведения), в сети появился персонаж, который стал основным поставщиком слухов из дагестанских коридоров власти.
Некий Гаджи Батыров, старший преподаватель Дагестанского государственного университета, сначала в середине декабря сообщил о том, что Рамазана Абдулатипова вызывали в Кремль, где, выказав недовольство его кадровой политикой, отправили освобождать кабинет для преемника.
В том числе одним из оснований, по версии блогера, стал скандал в ДГПУ. Со ссылкой на источники в правительстве, органах госбезопасности, он утверждал, что премьер-министру Дмитрию Медведеву в первую очередь пришлось не по вкусу, как обошлись с Абдулаевым. С последним Медведев близко знаком еще со времен преподавательской деятельности в Санкт-Петербурге.
Позже не оправдались не только прогнозы, но и было опровергнуто само существование преподавателя по имени Гаджи Батыров. В твиттере тогда еще ректор ДГУ Муртазали Рабаданов на вопрос об этике высказываний его подчиненного прямо ответил: «В ДГУ нет такого преподавателя». Более того, особо пытливые обнаружили то, что в качестве фото персонаж использует фотографию азербайджанского чиновника, что окончательно убедило общественность, что Гаджи Батыров – бот (прим. корр.: по одному из значений – люди, по поведению имитирующие деятельность человека в сети, не существующего в реальном мире). Виртуальный персонаж даже после разоблачения не уменьшил активности, он не ввязывался в споры и не участвовал в обсуждениях.
Активность его уменьшилась после распространения нового приема: началось активное привлечение различного толка общественных организаций, часто малоизвестных и, по всей видимости, «к случаю» организованных. Первыми выступило объединение 15 общественных организаций, дескать, обратившихся с открытым письмом к Путину с «требованием отстранить Абдулатипова». После того, как стало понятно, что большого общественного резонанса инициатива не вызвала, попытки были предприняты еще несколько раз.
Последними масштабными акциями против действующей власти грозит некий Оргкомитет по проведению «Чрезвычайного съезда народов Дагестана». Примечательно, что тезисы, прописываемые практически в каждой петиции, будто писаны под копирку: «произвол, беззаконие и словоблудие властей довели Дагестан до грани социально-экономического взрыва», «тотальной коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления», «массовому преследованию по политическим и религиозным мотивам»», «система незаконной, нелегитимной власти в РД».
«Чрезвычайный съезд народов Дагестана» обещают провести скоро – 19-20 апреля в Махачкале. Памятуя скомканную инициативу инициативной группы провести митинг против ксенофобии, провокаторы используют последний, по их мнению, мощный аргумент для привлечения внимания: «В случае провокации со стороны нелегитимной и антинародной власти съезд будет проведен в г. Москва», – приписывается к рассылаемому сообщению. Организаторы – также малоизвестные инициативные группы Совета «Атлы- Боюн, ДРОО «Алмак». И отдельно прописано участие представителя коренного аварского народа.
В предыдущие годы, когда проблемы, находящиеся в сфере интересов общественных организаций, были в пике накала страстей – о них никто не слышал, а аварец, скорее всего, приписан для предупреждения обвинений во враждебных поползновениях этнических группировок. Так или иначе, инициатива не первая и, скорее всего, не последняя. Только дагестанцев начинает уже раздражать их бестолковое обилие и поточность: после неудачной провокации группировки переформируются и атакуют по новой, но старыми методами.
Информационная война: pro et contra
Очевидное противостояние оценивается экспертами по-разному. Так, например, есть эксперты, полагающие, что подобное положение дел свидетельствует о нездоровой обстановке в регионе. Аналитик и общественный деятель Нариман Гаджиев же, напротив, утверждает, что происходящему есть простое объяснение – подковерная борьба за власть:
«Тут можно назвать несколько причин: социально-психологическое состояние общества в республике, во многом вызванное завышенной планкой обещаний. Довольно рискованно было так безудержно декларировать грядущие изменения, эксплуатируя кредит доверия. Ну и неудовлетворенность процессом реализации. Необходимо было трансформировать, назовём его так, – «депутатский» стиль общения в практику реального руководителя региона.
Почему президенты всегда читают свои выступления по бумажке? Не потому, что у них не хватает опыта публичных выступлений, а потому, что у руководителя исполнительной власти каждое слово должно быть выверено с возможностями исполнения. Когда идет, назовем его так, – «вольное изложение», аудитория вполне может подразумевать под сказанным собственные умозаключения. И потом, столкнувшись с тем, что практика не совпала с ожиданиями, возникает напряженность, а за ней и недовольство.
Второе, идет постоянная перестройка властных структур, которая оставляет много недовольных в виде тех, кто лишился должности. Они считают себя незаслуженно или даже заслуженно обиженными и пытаются каким-то образом реализовать свое недовольство и зачастую за каждым эпизодом увидеть то, чего, возможно, там и нет, зачастую выдавая желаемое за действительное. Хотя, надо отметить, деятельность команды Абдулатипова дает почву для таких измышлений с избытком.
твитнуть цитату
Гаджиев: деятельность команды Абдулатипова дает почву для таких измышлений с избытком
Та информационная война, которая сейчас идет между Россией и Украиной, для Дагестана – давно привычное состояние противостояния всех против всех. Внутриконфессиональная, межнациональная, какая угодно информационная битвы длятся годами, можно выбирать на вкус и цвет и включаться в любую по желанию и пристрастиям.
твитнуть цитату
Та информационная война, которая сейчас идет между Россией и Украиной, для Дагестана – давно привычное состояние противостояния всех против всех
?Слухи стали главным источником информации. И дагестанские СМИ с удовольствием в эту игру играют – это повышает их тиражируемость, цитируемость. Более того, таким образом легче подменить сложную профессиональную журналистскую работу блогерством», – утверждает аналитик.
Источник: http://kavpolit.com