В борьбе с незаконной торговлей на улицах Махачкалы городские власти порой оказываются бессильны
Переполненные рынки, пытающиеся пропихнуться в плотном потоке людей «тачкисты», женщины и мужчины, торгующие на и без того фактически не существующих тротуарах носками, кексами, ножами, зеленью, исламскими фильмами, постельным бельем и даже ювелирными украшениями; плотные ряды торговцев шаурмой и женскими колготками, ящики с овощами и фруктами, заполонившие все возможное пространство вокруг рынков, больниц, складских помещений и гастрономов; и с надеждой сказанное в спину: «Красавица! Бери бананы! За 100 рублей все отдаю!» – все это уже стало привычным антуражем Махачкалы.
Не покидает ощущение, что город превратился в один огромный базар в самом плохом смысле этого слова. От чего хочется на какое-то время оказаться в советском прошлом и почувствовать, каково это – когда без продуктов питания не только пустуют прилавки магазинов, но и «отдыхает» все городское пространство.
НЕ ТОРГУЙТЕ ТУТ
Наверное, никого не удивляет улица Ирчи Казака, которая, начиная чуть ли не с угла Ярагского, вплоть до угла проспекта Гамидова превратилась, как государство в государстве, в большой строительный рынок со своими «законами», где абсолютно негде парковаться автовладельцам, а пешеходам негде ходить, так как и без того узкие тротуары заняты «экспозицией» шпатлевок, металлочерепицы, лакокрасочных изделий, паркетной доски, ламината, кафеля, кованых перил и тротуарной плитки. Но беды этой улицы, которую и улицей уже не назовешь, на этом не заканчиваются: от угла проспекта Гамидова и в сторону Восточного рынка «экспозицию» стройматериалов, которая называется выносной торговлей и которая запрещена, сменяет несанкционированная торговля – продавцы, облепившие своей продукцией весь тротуар и свободное пространство.
Рынок №2, все входы в который также заняты людьми, занимающимися незаконной торговлей или торговлей с нарушением правил. Начиная от ЦУМа и дальше по улице Белинского в сторону Рынка №2 чего только нет: павильоны и лотки, торгующие тапками, детской одеждой и джурабами, женская обувь, разложенная прямо на дороге, фрукты, жвачки и даже (надо сказать,что это ноу-хау появилось совсем недавно) мешки с чаем! Торговцы с оптовых баз и складских помещений на территории, прилегающей к рынку (ул. Дзержинского) и дальше по улицам Батырая, Нурадилова и Первомайской, также нарушают правила торговли, занимаясь запрещенной выносной торговлей (№381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ст.10 «Особенности размещения нестационарных торговых объектов». – Прим. ред.). Все к этому уже настолько привыкли, что несанкционированная торговля в городе вообще не воспринимается как что-то необычное. Но необычность ситуации в том, что де-факто никто не может (а иногда и не хочет) решить эту проблему.
НАКАЗЫВАТЬ НЕ ИМЕЕМ ПРАВА
Городские структуры, занимающиеся решением проблем в сфере торговли, практически в один голос кричат: «У нас нет таких полномочий!» – В основном нас беспокоит центр. Там идет незаконная уличная торговля, выносная торговля, торговля с автомашин. Там не проехать, не пройти. А чтобы запретить это… у нас нет таких полномочий. (Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ст.6 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности». – Прим. ред.)
Мы не можем сказать: покажите права, а что вы здесь стоите, кто вам разрешил торговать и т.д. Мы правомочны только выдавать разрешения, но мы их и не выдаем на торговлю в этих местах. Мы можем только разъяснять человеку, торгующему на тротуаре или с лотка в неположенном месте, что тут торговать нельзя, идите в помещение рынка. Если на рынке места нет, пытаемся предложить им другое место, – говорит начальник Управления торговли, потребительского рынка и услуг администрации г. Махачкалы Али Якубов.
И торгующих в неразрешенном месте, и занимающихся выносной торговлей по городу бесчисленное множество. На проспекте Акушинского у входа на Цумадинский рынок, на ул. Хуршилова в Сепараторном поселке, на ул. Пирогова в периметре 2-й городской больницы, на ул. Ш. Алиева возле ЦКБ, в Узбекгородке… По словам Якубова, борьба с незаконной торговлей, прежде всего, касается Советского района Махачкалы, потому что на его территорию приходится больше всего проблемных точек.
Как подчеркивает начальник Управления торговли, до 2008 года администрация города выдавала в числе прочих видов разрешений разрешения на выносную торговлю. (Как подтверждение этому, например, Решение городского Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» №24-4в от 27 июня 2006 г. «Об установлении тарифов на дополнительные услуги по организации выносной торговли». – Прим. ред.)
Раньше в перечень дополнительных услуг, оказываемых Управлением торговли, потребительского рынка и услуг, входила выдача разрешений не только на торговлю через передвижные «Тонары», павильоны и киоски без фундамента и др., реализацию сельхозпродуктов (с автомашин), на реализацию кваса с компрессионных аппаратов, но и на выносную торговлю (мелкую розницу). С 2008 года разрешения на выносную торговлю больше не выдаются. Это делается для того, чтобы люди перестали торговать на улице.
Как оказалось, Управление торговли не наделено правами налагать штрафы на нарушителей, изымать товар, требовать у торговцев документы и т.д. Никакого физического воздействия. Только воспитательно-просветительские меры, мол, тут торговать нельзя.
На мой вопрос, почему в самом центре города, на самом видном месте (ул. Белинского, возле ЦУМа) ведется несанкционированная торговля, Якубов отвечает: «Вот как раз перед ЦУМом есть опорный пункт участковых (участковый пункт полиции №2 УВД по г. Махачкале. – Прим. ред.). Они должны меры принимать. Они же видят это все. Я не говорю, что они не работают, но, видимо, не в полной мере. А когда мы проводим совместные рейды, нарушение устраняем – через два дня снова появляется».
Но мой собеседник жалеет тех, кто по сути создает эти проблемы:
– Людям в городе торговать на рынках места нет. Может, из-за этого они выходят торговать в неразрешенном месте – семью кормить надо. Наверное, если бы на рынках место было, они бы и туда пошли торговать. Второй рынок переполнен. Есть его филиал в Узбекгородке. Но туда люди особо не идут, потому что торговли там нет.
Впрочем, пытается войти в положение злостных нарушителей и 1-й заместитель главы администрации Советского района г. Махачкалы Магомед Гаджимамаев:
– Суть работы органов власти не в том, чтобы наказать нарушителей. Надо людям создать условия, чтобы они могли зарабатывать и кормить свои семьи, создавать рабочие места. Допустим, сто человек может торговать на рынке, а сто первому уже нельзя. Значит, надо предусмотреть другое место для него. Честно говоря, не каждый человек при любой погоде с утра до вечера сможет торговать. Они вынуждены это делать. В этом нельзя их винить. Могли бы – нашли бы место для работы лучше. Бывает, что мать с дочерью торгуют, разведенная женщина с тремя детьми… Чисто по-человечески мы пытаемся их понять. Они не должны нас бояться.
Да, мы должны объяснять им, что тут нельзя торговать, но в то же время мы должны помогать им решать их проблемы. Главное – нужно решить нашу общую главную проблему – нехватку рабочих мест и трудоустройство населения.
Но часто проблема торговли в неположенном месте возникает не потому, что страждущему человеку некуда приткнуться со своими двумя пучками зелени, а потому, что все люди просто хотят сидеть «у ворот» и категорически отказываются идти торговать внутри рынка: «Там торговля не идет».
И не все нарушители, как, оказывается, заслуживают трепетного отношения к себе. Как отмечает начальник отдела экономики администрации Советского района г. Махачкалы Фатима Дибирова, часто происходит так, что торговцы просто игнорируют их во время рейдов, называют неверные сведения о себе, откровенно улыбаются, когда их, как нарушителей, фотографируют. У многих аргумент: «Вам хорошо. Вы в кабинетах сидите. Я тоже хочу там сидеть». Но есть и те, кто не просто игнорирует доводы представителей администрации, а вступает в словесную перепалку, угрожает, хамит и даже покрывает трехэтажным матом. В частности, на Втором рынке есть такой мужчина, торговец обувью, который не скупится на оскорбления и нецензурную лексику, из-за этого его уже знают все.
ОНИ ДОЛЖНЫ ИСЧЕЗАТЬ, НО НЕ ИСЧЕЗАЮТ
На сегодняшний день функция наложения штрафов за незаконную торговлю и нарушение правил торговли возложена на экономические отделы районных администраций. Раньше этим занимались участковые.
На основании протокольного поручения №51 и.о. главы г. Махачкалы от 24.12.2013 «О состоянии розничной торговли на рынках и прилегающих к ним территориях», одним из пунктов которого было поручение «Главам районных администраций (Нахаеву А.А., Омарову Ш.Э., Садулаеву З.И.) сформировать рабочие группы по каждому району с привлечением представителей Роспотребнадзора, налоговой инспекции, районных отделов полиции, Управления ГО и ЧС по г. Махачкале, Управления торговли и потребительского рынка города для совместных мероприятий по проверке наличия разрешительных документов, постановки на налоговый учет, соблюдения санитарно-эпидемиологических правил, правил пожарной безопасности всех субъектов малого предпринимательства, в т.ч. на рынках, находящихся на территории МО «город Махачкала», и представить в срок до 15.01.2014 – и.о. зам. главы администрации Гасанову А.М», в администрации Советского района создана комиссия, куда входят в первую очередь представители правоохранительных органов, Управления торговли администрации города и экономического отдела районной администрации. Комиссия периодически совершает рейды и составляет протоколы.
Во исполнение поручения и.о. главы города Муртазали Рабаданова принять меры к недопущению несанкционированной торговли экономический отдел администрации Советского района организует еженедельные рейды, по результатам которых еженедельно, начиная с января 2014 г., составляется 20-25 протоколов за выносную торговлю и торговлю в неустановленных местах. По закону теперь составлением протоколов и выписыванием штрафов должны заниматься только работники экономических отделов районных администраций. Но только участковые обладают правом убирать, препятствовать, вывозить, только они имеют право не допускать несанкционированную торговлю. Но они потворствуют этому, считает Магомед Гаджимамаев: – Мы не имеем права сказать: «Гражданка, Вы не должны здесь торговать». Но оказывать какое-то физическое воздействие, трогать не имеем права! Мы даже данные не можем у них взять. Они нам дают косвенные данные.
Процедура осуществления и без того скудных полномочий экономических отделов районных администраций следующая – составляются протоколы за несанкционированную торговлю, затем их рассматривает постоянно действующая административная комиссия, которая заседает каждый четверг. Согласно протоколу выдаются повестки. Нарушителям выносится предупреждение или же они привлекаются к административной ответственности – наказание штрафом согласно кодексу административных правонарушений. В случае если нарушитель отказывается платить штраф, должна подключиться служба судебных приставов.
– Если нарушители не платят штрафы, есть у нас специальная государственная служба, куда мы направляем письма, – судебные приставы. Но они приходят, ящик яблок собирают с них, шубы снимают с них… и уходят, – говорит Гаджимамаев.
Стоит отметить, что все выплаты по штрафам поступают в городской бюджет. Если говорить о том, каковы размеры этих поступлений, то, к примеру, за 2013 г. администрация Советского района выписала штрафов на сумму 665 тыс. 525 руб. (Cогласно «Кодексу Республики Дагестан об административных правонарушениях» от 7.06.2006 №32 (ред. от 9.07.2013) ст. 8.29 «Торговля в неустановленных органами местного самоуправления местах». Торговля в не установленных органами местного самоуправления местах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей, на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей, юридических лиц – от пятисот до пяти тысяч рублей. – Прим. ред.).
Работа, направленная на борьбу с незаконной торговлей, не приносит оптимистичных результатов потому, что сотрудники полиции плохо выполняют свои функции, считает Фатима Дибирова: «Вместе с нами должны работать сотрудники полиции. Если мы составили протокол, они должны дальше не допускать несанкционированную торговлю, чтобы мы снова не возвращались и снова не составляли протокол. Мы приглашаем на совещания сотрудников полиции, но результата нет. Незаконно установленные будки и лотки должны исчезать, но не исчезают, потому что участковые инспекторы допускают это». (Поручение и.о. главы администрации г. Махачкалы по итогам совещания от 24.12.2013 №51 начальнику УМВД РД по г. Махачкале (Муртазалиеву Н.В.) совместно с Управлением торговли, потребительского рынка и услуг (Якубов А.А.) принять меры к недопущению несанкционированной торговли с грузового автотранспорта лотков, ящиков, тротуаров вокруг территорий рынков и перед торговыми центрами и магазинами на территории МО «город Махачкала». – Прим. ред.).
Р.S. При воспоминании о студенческих годах у меня невольно возникают ассоциации со Вторым рынком. Походы в Научную библиотеку ДГУ через улицу Белинского были просто невозможны. Лет 5 назад этот участок был каким-то адом с авто-людьми-тачками вперемежку, кучами испорченных фруктов, высыпанных прямо на обочину дороги, жутким зловонным запахом и настолько грязным асфальтом, что по нему неприятно было ходить даже в обуви.
Сейчас там положение, скажем, не настолько ужасающее, но стремиться есть куда. И остаются вопросы, которые нужно задать.
Ну, например, почему и.о. главы города дает поручение принять меры по недопущению несанкционированной торговли на территории г. Махачкалы, а весь город как был «заставлен ящиками», так и остается? И даже в центре города. Или, к примеру, почему специалисты, на которых возложили обязанность мониторинга, совершают рейды по городу, выявляют нерадивых торговцев, а участковые уполномоченные не следят за тем, чтобы эти торговцы больше там не появлялись?
Источник: http://www.mi-dag.ru/news/380/gorod/2014/03/14/11976