Дагестанский Вавилон и дамасская сталь

Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов говорит о создании агломерации «Махачкала-Каспийск». Некоторые недружелюбно настроенные к южному форпосту России эксперты и аналитики этот и другие проекты нового лидера Страны гор называют грандиозными, но трудно реализуемыми. А иные общественники и ученые, страдающие шаблонным, стереотипным мышлением, и вовсе выставляют дагестанцев неандертальцами, спустившимися с гор, не знакомыми с городской культурой. И корень многих проблем быстро урбанизирующегося Дагестана они видят в ментальности горцев, не доросших до горожан. Именно отсюда проистекают, по их мнению, все проблемы мегаполиса Махачкалы и его пригородов.

Так ли это на самом деле? Был ли у жителей Страны гор опыт проживания в городах? Как можно решить культурно-исторические, транспортные и прочие вопросы столицы республики? Как нам обустроить Дагестан? Насколько обновленным будет новый кабинет министров республики? Почему часть нашей молодежи оказалась на стороне повстанцев Сирии? Как сберечь прошлое и настоящее этого древнего региона? На эти и другие вопросы отвечает историк, старший научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН, кандидат исторических наук Рабадан Магомедов, принимавший участие в археологических экспедициях в Сирии на протяжении более чем десяти лет. Следует отметить, что Рабадана Магомедова знают в республике и как предпринимателя, издателя, основавшего Издательский дом «МавраевЪ».
Возрождение культуры и декриминализация общества
— Рабадан Гаджиевич, новая дагестанская власть в лице президента Рамазана Абдулатипова заговорила о необходимости возрождения культуры, о неизбежности духовного ренессанса, без которого невозможен никакой прогресс. Глава республики на народные праздники выходит в национальной одежде, его примеру следуют и чиновники. В данном случае можно говорить о поиске опоры, народных корней, а не о «шаге назад, чтобы идти вперед». Как историк, что вы скажете о таком тренде в политической жизни республики? Принесет ли такая деятельность ожидаемые плоды?
— Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова я, как и многие в Дагестане, знал, конечно, давно – еще с тех лет, когда он баллотировался в депутаты и стал Председателем Совета национальностей Верховного Совета РСФСР. Он был в гуще политической жизни России и в последующем, входил в члены правительства и был даже заместителем Председателя Правительства Российской Федерации небезызвестного Виктора Черномырдина. Потом он был послом России в Таджикистане, ректором московского ВУЗа, но какую бы должность Рамазан Гаджимурадович не занимал, разумеется, для меня он был в первую очередь, ученым, гуманитарием. У меня в библиотеке есть десяток книг, написанных Абдулатиповым лично или в соавторстве; не скажу, что читал их всех, но имею неплохое представление о его научных разработках и исследованиях. Это вопросы межнациональных отношений, этнографические зарисовки («народы моей России»). Одним словом, и как политик, и как ученый он мне хорошо известен и в целом симпатичен.
Откровенно скажу, я очень обрадовался, что на руководящую должность в Дагестан пришел человек, незапятнанный клановыми разборками, всякими коррупционными схемами, известный ученый и политик. Естественно, как и многие дагестанцы, ожидал и до сих пор жду от него нестандартных, нетрафаретных шагов в наведении порядка в Дагестане. В первую очередь – в борьбе с коррупцией. Имя Рамазана Абдулатипова ассоциируются с новой политикой декриминализации и очищения республики. И первые шаги нового главы вселяют оптимизм. При Абдулатипове стал возможным арест одиозного махачкалинского мэра Саида Амирова, многие главы муниципалитетов досрочно покинули свои посты, таким образом, в регионе создаются условия для развития и устранения беззакония. Также я приветствую шаги новой власти, направленные на оздоровление социально-культурной среды. Абдулатипов выступал у нас в Дагестанском Научном Центре и поднимал вопросы, касающиеся ученого сообщества республики. Но некоторые моменты настораживают.
— Например?
— Президент республики говорит очень много правильных вещей, что чиновники засиделись, нужна новая команда, новые специалисты. За несколько месяцев работы Абдулатипов два раза обновлял правительство, но там, удивительное дело, оказываются те же самые люди, что были ранее там. Люди не очень понимают, почему вокруг него должны быть люди с прошлым политическим багажом, такие как Хизри Шихсаидов, Абусупьян Хархаров, и другие. Может быть, я не владею всей информацией по этим вопросам, но перечисленные здесь фамилии у всех на слуху в качестве ярких примеров коррупции, клановости. Старые кадры словно обступили президента со всех сторон. И как тогда соотносятся его громкие слова об оздоровлении общества, об очищении чиновничьей номенклатуры, и его конкретные шаги? Был очередной роспуск правительства. Все ожидали увидеть новые лица. Но большая часть служащих пересела из одних кресел в другие. Помимо научной работы, я занимаюсь и издательской, общественной деятельностью, переживаю за ситуацию, сложившуюся в сфере культуры, образования. После того как правительство ушло в отставку и стало ясно, что Зумруд Запировна Сулейманова оставляет пост министра культуры республики, я приложил определенные усилия для поддержки кандидатуры Заремы Дадаевой. Мы с коллегой Лейлой Каплановой в Фейсбуке создали даже группу «Друзья Заремы Дадаевой». Нам наивно казалось важным обратить внимание президента на молодого, абсолютно компетентного в своей области, высокопрофессионального, честного, эффективного специалиста, которая показала себя в реальной практике хорошими проектами, воплощенными в жизнь. За несколько дней к нашей группе присоединились более чем 600 человек, можно сказать, весь цвет дагестанской интеллигенции. Но наше мнение никому не понадобилось, -министром назначили другого человека.
Кадры: голод или резерв?
— Нынешняя власть объявила, что специалистов будут подбирать на основе конкурса. Вместе с тем Дагестану поставлен еще один диагноз – кадровый голод. А, как известно, кадры решают все. Президент республики призывает общественность и профессиональные сообщества помочь ему формировать правительство, выступить с предложениями и проектами. В этой связи, еще какие кандидатуры на республиканские посты вы можете назвать? Есть ли в Дагестане кадровый резерв?
— Кадровый резерв всегда есть, просто профессионалов нужно искать. Я не считаю себя компетентным предлагать работников для экономического сектора, сельского хозяйства, медицины и т.д. Но в сфере культуры, мне кажется, на пост министра могли бы претендовать и вышеназванная Зарема Дадаева, и Джамиля Дагирова, и Марат Гаджиев. Нужно закрыть глаза на национальность специалиста. Некоторые из участников дискуссий на интернетовских форумах выдвигали на первый план такие «аргументы», что министерство культуры – даргинское, женское, и пр. Все-таки, по моему разумению, в первую очередь нужно учитывать профессиональные качества претендентов, а потом уже думать и о нашем знаменитом квотировании, усилить присутствие представителей определенного этноса в другой сфере, если в одной области их мало.
Террасы дагестанской цивилизации
— Руководитель республики часто произносит слова «кавказская цивилизация», «дагестанская цивилизация», «русская цивилизация». Эти термины признаны всем научным миром?
— Понятие «цивилизация» имеет сотни определений. Нет одного универсального объяснения, которое бы удовлетворило всех. В обычном понимании, цивилизация – это наивысшая ступень развития человеческого общества, при которой функционирует прочная государственная система, распространяется письменность, сооружаются религиозные, общественные и прочие здания, создаются соответствующие им структуры. Есть локальные цивилизации, история которых исчисляется тысячелетиями – китайская, египетская, и др. Например, китайской цивилизации — пять тысяч лет. Другие знаменитые цивилизации прекратили свое существование, как египетская, месопотамская, шумерская. Они сошли с исторической арены.
В широком, культурологическом понимании цивилизация – это ступень развития общества, при которой тот или иной народ, этнос достиг своего наивысшего пика. Эта вершина может быть и ниже вершин других народов. Допустим, цивилизация северных народов. За полярным кругом живут эскимосы и другие народности. В суровых, в невероятно тяжелых климатических условиях они достигли определенного уровня развития своей культуры в быту, в промысловой охоте, в демографии и в других сферах. И неизвестно выжили ли бы вообще другие народы в таких условиях, при средней температуре в «минус» двадцать градусов. В таком понимании мы можем говорить о цивилизации северных народов.
Теперь появилась традиция говорить о кавказской цивилизации. Кстати, во многих работах Рамазана Гаджимурадовича разрабатывается эта концепция, исследуется кавказская, горская цивилизация. Имеется в виду, что для этой цивилизации присущи определенные критерии, которые отличают подобное культурологическое понимание от других. Одна из ярких форм этой цивилизации – террасное земледелие. В сельском хозяйстве, в горном, террасном земледелии наши предки действительно достигли впечатляющих успехов. Горцы возделывали каждую пядь, каждый клочок земли.
Академик Вавилов говорил так (не ручаюсь за точность цитаты): «Вряд ли в мире есть место, где таким наилучшим образом организовано террасное земледелие». Но все относительно в этом мире. Террасное земледелие встречается также в Ливане, на Филлипинах, в Йемене, и т.д. Конечно, имеются специфические формы этого земледелия, развитые у нас: горно-долинное, горное (при котором на горных склонах возводятся террасы, местами они поднимаются до вершин). Террасные поля – великолепный результат столетних усилий нашего общества, согласованный с природой. При этом произошла адаптация человека к земле, к природе, к нише, к соседям.
— Террасное земледелие Дагестана сравнимо с пирамидами Египта?
— Они имеют совершенно разное культурно-историческое значение, их трудно сравнивать. Египетская цивилизация с ее пирамидами – цивилизация-феномен, она принадлежит всему миру. Мы все должны гордиться этой цивилизацией и изучать ее. Сравнивать наше террасное земледелие с египетской цивилизацией ненаучно.
— Теория кавказской цивилизации получила признание у научного сообщества?
— Кроме Рамазана Абдулатипова, другие специалисты тоже обращались к теме кавказской цивилизации, но с фундаментальным, развернутым изучением этого явления я еще не сталкивался. Наибольшего успеха в изучении данного вопроса достигли те ученые, которые предметно работали в какой-то области. Скажем, профессор Мамайхан Агларов – великолепный специалист-этнограф, изучал террасное земледелие, его монография «Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII — начале XIX в.» — работа, которая уже четверть века является настольно книгой этнографов-кавказоведов. Данная работа получила большое количество положительных отзывов. Может быть, не со всеми суждениями автора стоит согласиться, но по сути, эта книга демонстрирует особенности сельской общины Дагестана и показывает, что эти особенности сложились не в Средневековье, а имеют глубокие корни, которые соприкасаются или же параллельны с античными формами сельской общины. Наверное, назрела необходимость в переиздании этого труда.
Кавказская Эллада
— Агларов пишет, что населенные пункты Страны гор были идентичны античным полисам. Мы можем говорить о древних дагестанских городах?
— Да, мы можем об этом говорить. Но нельзя при этом перебарщивать, как в случае с Древним Дербентом, когда с легкой руки некоторых ученых чиновники, бюрократия стали учреждать 5000-летние юбилеи. Здесь надо твердо сказать – у нас нет городов с возрастом в пять тысяч лет! Такие высказывания ненаучны. В албано-сарматский период (начиная с рубежа до н.э. – н.э.) и в средневековье на территории Дагестана были известны поселения городского типа, другое дело, что трудно их ныне локализовать точно. Многие из них упоминаются в древних письменных источниках. К примеру, городища Аркас (Буйнакский район), Таргу, Тарки, Варачан, Дербент, Чинна (на Хунзахском плато) – это древние города Дагестана Ортоколо (в зоне затопления Гоцатлинской ГЭС). Признаки древнего города – огороженная территория, мощные фартификационные сооружения, общественные здания, развитая форма социальной структуры – все эти черты позволяют причислить и Ортаколинское городище к поселениям городского типа. Наша экспедиция работает в этой местности уже около полугода. В этом древнем городе разделяются укрепленная часть, где живут обычные горожане, а также сельхозокруга с садами, пастбищами, полями. Ортаколо имеет такую двучастную форму.
— Горские села не имели такой структуры?
— Дело не только в этом. Помимо перечисленных черт, на Ортаколинском городище были развиты ремесла (обработка камня, керамики, металла), встречаются письменные источники (там, правда, до наших раскопок случайно были найдены каменные кресты с грузинскими надписями). Город был обнесен оборонительной стеной. Мы находим на месте раскопок много привозного инвентаря и предметов роскоши, которыми были обделены жители сел.
— Импортная продукция?
-Да, наличие таких изделий и подобной утвари тоже является чертой городской жизни.
— Вы утверждаете, что дагестанцы имеют многовековой опыт проживания в городах, а в СМИ периодически муссируется информация о том, что дагестанцы лишены городской культуры, живут по законам джунглей и являются чуть ли не все этакими тарзанами…
— Это миф такого же порядка, как в советское время было принято считать, что культуру и письменность нам только советская власть и принесла. Это глубочайшее заблуждение. Об этом уже много написано. У нас – многовековая письменность и культура. Конечно, уровень развития кавказской, дагестанской культуры до нашей эры нельзя сравнивать с древним Шумером и Египтом. Но в албанский период и в раннесредневековую эпоху в Дагестане существовала довольно развитая городская жизнь. По письменным источникам мы знаем, например, что была столица одноименного государства Серир. Многие ученые локализуют Серир на Хунзахском плато. По арабским, грузинским, армянским и другим источникам, такая локализация закономерна. Но некоторые ученые под Сериром понимают Цыйшинское городище в Кулинском районе. Последняя гипотеза, на мой взгляд, оторвана от реальности и трудно доказуема.
Средневековые городские поселения Дагестана, такие как древний Кумух или древний Хунзах слабо изучены, и на территории современных сел раскопки не велись. Когда мы в источниках находим описание Хунзаха, Кумуха, Ахтов и они называются городами, нельзя к этому скептически относиться. Человек XXI века сравнивает те города с современными. Это неправильно. Надо сравнивать с уровнем развития общества того времени. Перечисленные и другие населенные пункты для того времени – города. Они были защищены мощными оборонительными стенами. Там была административная власть над окружающей территорией, работали ремесленные центры, мастерские. В таких городах работали специалисты, оторванные от сельского хозяйства, ставшие горожанами. Там процветала торговля, по ним проходили торговые пути. Данный вопрос еще недостаточно изучен. Больше всех городов Страны гор исследовались Дербент, Урцеки, Аркас и Андрейаульское городище в Предгорном Дагестане. Названные памятники имеют десятки гектаров территории. На Ближнем Востоке за древние города зачастую имели территорию в 10-15 га.
— И какова была средняя численность населения в средневековых городах Дагестана?
— В зависимости от площади и сооруженных домов, в таких городах проживали пять, шесть, десять тысяч человек. Для городов того времени это неплохие показатели.
Транспортный узел
— Продолжим разговор о городах республики. Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов заявил о намерении создать агломерацию «Махачкала – Каспийск». Некоторые эксперты предлагали переместить столицу из Махачкалы, построить новую столицу, как это сделали в Ингушетии, а также в некоторых зарубежных странах (в Бразилии, Казахстане, и т.д.). Также Абдулатипов выдвигал идею перенести Махачкалинский порт за устье Сулака, провести железную дорогу в обход города, чтобы освободить набережную для людей. Если всерьез взяться за такие суперпроекты, для их реализации потребуются миллиардные вложения. Об экономической целесообразности данных программ будут судить специалисты, вы как историк каким видите эту агломерацию? Тем более что основными контраргументами критиков этого проекта являются «отсутствие городско культуры у дагестанцев».
— Я не специалист в данной области. Но я вижу как такие крупные проекты, которые назывались то «Немецкая деревня», то «Лазурный берег», которые получили очень большой пиар, рекламу, под которые выделялись, наверное, большие деньги (даже на проектирование) повисли в воздухе. Или эти проекты нужно реализовать, или объявить, что они ввернуты. Теперь говорят об объединении Махачкалы и Каспийска. Сама жизнь превращает Махачкалу и Каспийск в единое целое, надо констатировать реальные факты. Вдоль моря эти города уже соединились. Махачкала и до этого поглощала крупные населенные пункты в округе – и Альбурикент, и Тарки, и т.д. Территория Махачкалы доходит вплоть до Сулака. О названии объединенного с Каспийском города можно объявить референдум. Названия районов города я бы поменял. На Западе такие вопросы решаются в результате референдумов. Казалось, Ленинград так и останется Ленинградом. Но после референдума вновь стал Санкт-Петербургом.
— Вы много передвигаетесь по Махачкале, стоите в пробках, по которым мы стремимся равняться на Москву, если получиться, так догнать и перегнать ее. Как культурологу, каким вам видится будущее города? Как можно решить транспортную проблему столицы республики? Некоторые эксперты выступают с предложением о прокладке трамвайных путей. Метрополитен — роскошь для Кавказа, хотя в Баку, Ереване и в Тбилиси он функционирует…
— Метро Махачкале не помешало бы. Но мы должны трезво оценивать реалии. На Кавказе метрополитен действует всего в трех городах — Баку, Тбилиси и Ереван. Для союзных республик СССР этот вопрос часто принимал политическую окраску. Хотя формально указывалось на то, что город, претендующий на строительство метро, должен быть миллионером. Но сейчас в России немало городов с миллионным населением не имеют метрополитена. Допустим, Ростов-на-Дону, он намного больше Махачкалы, является индустриальным центром и по площади занимает огромные территории, но метро не имеет и вряд ли в обозримом будущем там оно появится. Метро – чрезвычайно затратная инфраструктура, которая, конечно, потом окупается. Президент Чеченской республики построил в Грозном небоскребы. В сейсмически опасном городе была ли необходимость этих построек? Здесь вопрос в амбициях главы субъекта. Я бы хотел, чтобы, к примеру, в Махачкале появились подобные «песты небесные», в которых человек оторван от природы, и которые обладают сложнейшими механизмами инфраструктуры. В пяти-девятиэтажных зданиях даже лифт исправно не работает у нас. Как вывозит мусор со стольких этажей? Что же касается трамвая, то и у нее, наряду с положительными, масса отрицательных черт как грохот, шум, тряска.
-Вы год проработали в США, побывали в европейских странах. Ведь там же решаются эти транспортные задачи, организовано трамвайное движение.
— На Западе трамвай во многих местах уже стал бесшумным. Там надземные скоростные электрички, что-то среднее между метро и трамваем. Это все от благополучия общества. В Берлине, например, там и метро, и трамвай, — и все это – единый механизм.
-В Европе также развита культура вождения велосипедов. Как известно, Китай во многом избегает крупных пробок в городах благодаря велотранспорту. Может быть, нужно создать условия для этого вида транспорта в наших городах?
-В Махачкале и в других наших городах нет выделенных дороже для велосипедистов. Я не представляю как им продвигаться по узким улицам дагестанских городов. Вряд ли наши люди массово пересядут на велосипеды и мотоциклы. Все-таки менталитет другой. Но у нас нет даже пешеходных улиц без транспорта, как в других странах, где люди могли бы отдохнуть, спокойно пройтись, где были бы выставки художников, мастерские, сувенирные, где молодежь могла бы провести досуг. Раньше улица имени Буйнакского была культурным центром, где знакомые встречались. Сейчас мало кто туда идет – полно транспорта, неудобства.
Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов в одном из своих выступлений высказал идею о переносе железной дороги в обход Махачкалы. Мне кажется, что эта невероятно продуктивная и вполне посильная для Дагестана идея, даже без федеральных вложений. Железную дорогу можно пустить в обход горы Тарки-тау, а вокзал можно построить в Первой Махачкале. А на территории, которую занимает железная дорога, можно разбить парки, аллеи, чтобы люди прогуливались, отдыхали. Легкие вдоль берега прибавились бы для города. Если бы президент смог претворить в жизнь этот проект, было бы просто великолепно.
Старая идея о том, чтобы на склонах Тарки-тау все-таки открыть Ботанический сад, тоже очень продуктивна и достойна реализации. Или же мысль о строительстве канатной дороги на вершину Тарки-тау, чтобы таким образом включить гору в зону отдыха горожан и гостей. В настоящее время вершина и склоны Тарки-тау изуродованы карьерами и мусором. Люди бояться вообще туда подниматься. А между тем оттуда открываются шикарные виды, город как на ладони. В других регионах и странах такие места используются в туристических и рекреационных целях по полной программе.
Что же касается мнений некоторых деятелей о необходимости перенести столицу из Махачкалы, я не сторонник этих планов. Географическое положение Махачкалы таково, что город идеально подходит для столицы Дагестана – центр республики, на побережье Каспийского моря, к которому примыкает горная гряда. Со всех точек зрения, это идеальное место для столицы Страны гор. Другое дело, что вокруг города – клубок проблем. Например, земельные вопросы. Мы свидетели таких конфликтных ситуаций. Подобные проблемы нужно решать сообща, келейные, бюрократические методы еще усугубят положение дел, откладывание решения вопроса в долгий ящик чревато худшими последствиями. Нужно вынести решение, опираясь на федеральные законы, а также включая механизм урегулирования таких проблем, исходящий из наших традиций. Надо иметь желание идти навстречу друг другу, прийти с консенсусу, маслиату. Старейшинам, маслиатчикам и чиновникам нужно совместно сделать шаги для опережения такого типа событий, когда молодежь идет стенка на стенку. Там уже не разберешь кто прав и кто виноват. Нельзя допускать такого противостояния.
Одноэтажная Махачкала
— Махачкалу часто сравнивают с Вавилоном, так как здесь проживают представители десятка народов, культур. Вы жили и работа в США. Про штаты говорят – одноэтажная Америка. Можно ли сравнивать их города с Махачкалой и его пригородами?
— В США под строительство дома не выделяют четыре сотки, как в Махачкале. Существуют земельные законы, градостроительные планы, по которым американцы сооружают свои знаменитые одноэтажки. В Америке огромное количество маленьких городов. Например, население города Таун – полтора тысяча человек. Опыт США и Европы невозможно вслепую перенести в наши реалии, но заимствовать какие-то элементы из их уклада жизни можно.
Я не понимаю, когда у нас человеку выделяют землю на строительство дома в четыре сотки. Соседи тоже строят на таких же клочках земли. И квартал превращается в джунгли. Дома возводятся без согласования улиц, под ЛЭПами, вдоль железных дорог, на перекрестках, потом кое-кому удается получить на эти построение документы. Это создает хаотическое нагромождение построек, которое затрудняет проведение единой инфраструктуры, транспортных развязок, линий ЖКХ, сооружение социальных объектов: школ, детских садов и т.д.
Полумесяц плодородия – в огне
— Вы много лет работали в Сирии. Следите ли вы за развитием событий вокруг этой страны? Археологические исследования в этом раздираемом гражданской войной государстве прекращены? Каковой, по вашему мнению, должна быть политика России по отношению к этническим кавказцам, переселившимся в Сирию? Какие чувства вызывают у вас участие дагестанцев на стороне вооруженной оппозиции, воюющей против президента Сирии Башара Асада?
— С 1995 года с перерывами одиннадцать лет я ездил в Сирию по два месяца каждый год как приглашенный специалист в Русскую археологическую миссию в Сирии, это археологическая экспедиция от Института археологии РАН. Руководителем миссии был Рауф Магомедович Мунчаев, член-корр РАН. В последний раз проводил раскопки осенью 2010 года. Дамаск – древнейший город мира, он действительно имееет 5000-летную историю!
Исторически Сирия является частью так называемого Полумесяца плодородия. Есть такая дуга от современных Ирака, Ирана, проходящая изгибом через Турцию, Анатолию, Сирию, Иорданию, Ливан, Израиль, Саудовскую Аварию. Это страны, которые составляют пласт древнейших цивилизаций. Там и неолитические, и энеолитические памятники, но, главное эпоха раннего металла – время возникновения первых государств: Шумер в Месопотамии и Египетская цивилизация на Ближнем Востоке. Здесь же возникла попозже древняя Хеттская империя.
Русские, советские археологи в Сирию пришли позже многих европейских специалистов, так как своей собственной территории для изучения было очень много. Такие западные страны как Англия, Франция, Германия, США имеют уже более чем 150-летнюю историю систематических археологических исследований на Ближнем Востоке. Каждый уважающий себя западный университет имеет, если не экспедицию, то хотя бы отдельное направление, где их аспиранты, сотрудники трудятся над историей Востока, выпускается масса специализированных журналов. В круг таких стран теперь уже можно включить и Польшу. В последние годы на Ближнем Востоке работали 18 польских археологических экспедиций. Россия же в последние годы на Ближний Восток отправила всего три экспедиции: в Сирию, Израиль и Египет.
Хотя Россия и позже некоторых других стран приступила к изучению культурного наследия Сирии, успехи были впечатляющими. Но с началом гражданской войны все экспедиции прекратили деятельность в Сирии.
На данный момент США, добровольно взвалив на себя ношу мирового жандарма, угрожает Дамаску. Если конфликт расширится, Россия не может оставаться безучастной к судьбам кавказцев, переселившихся в Сирию после Кавказской войны. Конечно, должны работать соответствующие фильтры, чтобы в страну не просочились члены НВФ вместе с беженцами. Но принять лиц, временно покинувших свое место жительства в результате конфликта, Россия я имеет право.
Как и в Ираке вследствие войны, в Сирии тоже пострадали культурно-исторические памятники мирового значения. Что же касается тех дагестанцев, которые воюют в Сирии на стороне противников Асада, то их видеоролики, вывешенные в социальных сетях, где показывают, как они режут католических священников, повергли меня в шок. Многие, наверное, если не видели (смотреть на это — нелегкое испытание для нервов даже взрослого человека), то слышали о них. Такого рода злодеяниям нет объяснения и оправдания.
 

 

Источник: http://dag-news.com/intervyu/item/952-dagestanskij-vavilon-i-damasskaya-stal

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *