В лектории Русского географического общества (РГО) в Москве состоялась презентация документального фильма «Народные промыслы Дагестана». Картина рассказывает о мастерах Кубачи, Унцукуля, Балхара и Табасарана. Зрители высоко оценили работу создателей фильма, сообщает корреспондент «Кавказского узла».
Церемония презентации картины, созданной при поддержке РГО, издания «Вестник Кавказа» и постоянного представительства Дагестана в Москве, состоялась 25 февраля. Целью работы стало рассказать о Кавказе так, чтобы о нем судили "по этим красивым, даже внешне красивым людям, о которых рассказывается в нашем фильме", рассказал на презентации продюсер фильма Георгий Саралидзе.
Среди героев картины – Рамазан Ахмедов и его сын Вакил, которые делаютхолодное оружие; мастер кайтагской вышивки Зубайдат Гасанова; директор мастерской «Дагестанские ковры» Расул Гаджиибрагимов; ювелир из Кубачи Юнус Тикаев, искусствовед Патимат Гаммадова и другие дагестанцы.
Как рассказали корреспонденту «Кавказского узла» сценаристы фильма Евгений Рылов и Артем Колышницын, они вместе с режиссером Михаилом Барыниным и оператором Семеном Аманатовым изначально ставили целью не просто продемонстрировать произведения дагестанских мастеров, а показать весь процесс создания того или иного изделия поэтапно.
«На канале «Дискавери» есть цикл «Как это сделано». Показывать процесс создания — это мировой тренд, у него огромное количество поклонников. Поэтому мы тоже решили рассказать в таком русле о древних ремеслах. Брали кувшин, клинок, рюмку и пытались разложить по этапам весь процесс. Чтобы любой зритель, посмотрев фильм, мог представить себе всю последовательность действий мастера. Главная проблема состояла в том, что за неделю не сделаешь клинок иликовер, а нам нужно было показать весь цикл их создания за три дня, что длились съемки в одном селе. К счастью, удалось договориться с мастерами, у которых были заготовки изделий на разных этапах», — рассказал Евгений Рылов.
По его словам, при подготовке сценария они столкнулись с тем, что в Интернете катастрофически мало информации о дагестанских ремеслах и мастерах. Составить первоначальный план сценария им помог случай.
«В самом начале работы над фильмом мы сидели в одном заведении в центре Москвы и обсуждали, как снимать, какие ремесла выбрать. Вдруг к нам поворачивается мужчина, сидевший за соседним столиком, и говорит: «Простите, вас интересуют дагестанские ремесла?». Оказалось, что это архитектор, давно уехавший из Дагестана, но он полтора часа очень интересно и точно рассказывал нам о народных промыслах. Потом мы проверяли по книгам, он ни разу ни в чем не ошибся. Это был наш первый источник», — рассказал Артем Колышницын.
По словам режиссера Михаила Барынина, работа над фильмом заняла у его создателей около четырех месяцев, включая предэкспедиционную подготовку, написание сценария, экспедицию, съемки, монтаж. «Общее впечатление от Дагестана очень сильно отличается от того, что я ожидал увидеть с учетом того, что происходит в Москве, с учетом стереотипа, сложившегося относительно Дагестана и Кавказа в целом. Мы встретили совершенно других людей, которые приняли нас очень тепло. Я видел там очень мало людей, не занятых делом. Они очень много работают. Восхищает их трудолюбие и гостеприимство. Мы завтракали, обедали и ужинали по пять раз, и для нас было действительно большой проблемой вырваться из-за стола и начать работать», — рассказал Михаил Барынин.
Зрители, собравшиеся в лектории Русского географического общества, высоко оценили работу создателей фильма. Член Общественной палаты Дагестана, хирургМагомед Абдулхабиров поблагодарил их за редкое в современной России доброе слово о республике и выразил надежду, что фильм будет показан на федеральных телеканалах и переведен на разные языки.
Другие зрители отмечали замечательную операторскую работу; говорили, что фильм смотрится на одном дыхании, потому что видеть процесс создания произведений искусства от начала до конца – от простого листа металла до гравировки и полировки готового изделия – очень интересно и «захватывает гораздо больше, чем чемпионат по футболу».
Были озвучены размышления о том, почему подобные фильмы, хотя и закупаются телеканалами, как правило, не появляются на экранах. Ведущий вечера, шеф-редактор программы «Мусульманин» на канале «Россия» Василий Антиповобъяснил это тем, что для телевидения главное – рейтинги, а у российской аудитории, по его оценке, «вывихнутый вкус». Тем не менее, он обещал показать фрагменты фильма в своей передаче.
Между тем "в остальном мире", по словам Георгия Саралидзе, подобная документалистика пользуется большим спросом. По его словам, «Народные промыслы Дагестана», как и еще один фильм – «Тува», снятый той же командой, будет показан на Вашингтонском фестивале документального кино летом этого года.