Бездари в круговороте

Результаты ЕГЭ в прошлом году опять разочаровали. По «традиции» на экзамен принесли «мобилки», а оценки учителей были пересмотрены. Но нам в прошлом году в каком­то смысле повезло: дагестанцы по нарушениям ЕГЭ оказались на втором месте после ставропольцев, которые ухитрились нарушать правила целыми классами.

Как уже отмечало «НВ», «…проблема резкого сокращения числа выпускников в городских школах остро стояла не первый год. Конечно, каждый имеет право переезжать в любую точку страны, но ответственные лица на местах не просто так занимались оказанием помощи переселенцам в сельскую местность». «Не будет никаких переездов в районы… Никаких туристов по ЕГЭ не должно быть… Приезжаешь в село – жалуются, что вузы выпускают плохие кадры. Приезжаешь в университет – там жалуются на слабых выпускников школ», – отметил на совещании Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.
  Говоря о проблеме качества образования в частных школах, мы обосновывали, что родительские деньги, какие бы они ни были, не поднимут уровень образования: «платить деньги только за то, чтобы твоего ребенка вовремя накормили и объяснили, что пить, курить и ругаться матом – это плохо, стал бы не каждый родитель. И тогда в ход пускается тяжелая артиллерия – высокий уровень образования. По крайней мере, так уверяют сами учредители. Правда, педагог от Бога не в силах научить ребенка, если тот не имеет ни желания, ни интереса к учебе. Если в начальных классах у детей горят глазки и им интересно все, что ты рассказываешь и объясняешь, то уже в шестом приходится слышать и такое: «Вы не имеете право ставить мне двойку: мои родители вам деньги платят».
Image 
  Согласно опросу, проведенному ВШЭ, за образование своих детей готовы платить только 9% граждан. И если учесть, что стоимость аренды постоянно растет и в бюджете негосударственной школы может достигать 40%, а еще требуются дополнительные расходы на материально­техническую базу, то ясно, что проблему качественного образования без господдержки не решить.
  А в Махачкале, как оказалось, была уже разработана система государственного качественного образования, где предполагалось открывать классы численностью в 16 человек для особо одаренных учеников, а также проводить конкурсы для руководителей общеобразовательных учреждений, учителей, создавать портфолио… Об этом летом прошлого года рассказал начальник Управления образования Махачкалы Кубзар Гуруев (на фото).
  – Уровень качества знаний требует кардинальных мер для переподготовки всех категорий участников образовательного процесса, – считает Кубзар Исрапович. – Это касается учителей, заместителей директоров, руководителей школ. Прежде чем изменить уровень и качество знаний учащихся, надо добиться того, чтобы были подготовлены квалифицированные педагоги, соответствующие требованиям времени. Поэтому, естественно, Управлением образования принята целевая программа, повышающая качество знаний как педагогов, так и членов администрации. На прошлой неделе мы провели обучающий семинар. Такие семинары сегодня проводятся только на территории нашего муниципалитета. Он проходит в форме конкурса для руководителей образовательных учреждений всех подразделений. Этот конкурс мы проводим второй год. В прошлом году был проведен обучающий семинар в форме конкурса. Он проходил в два этапа. На первом этапе соревновались все руководители обучающихся учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования. Все они представляют на рассмотрение комиссии портфолио, куда входят все документы, которые должны быть в процессе работы образовательного учреждения, начиная с правоустанавливающих документов и кончая программными документами, которые должны работать.
  – И лучшие получают награды?
  – Это прежде всего обучающий семинар… Те руководители образовательных учреждений, которые прошли первый тур, проходят во второй тур и должны выступить в шести номинациях.
  Семинар проходит как круглый стол. Один из руководителей ведет педсовет и показывает, как проводить его по той или другой тематике. Другой руководитель показывает, как провести родительское собрание, третий – как провести конкурс на лучшую презентацию домашнего задания. Конечно, в такой ситуации появляются идеи, как повлиять на улучшение качества образовательных программ, как повысить мастерство педагогов, а также формат проведения того или иного процесса. То есть каждый руководитель по данным номинациям дает ту форму, ту идею, которую он считает для своего образовательного процесса интересной, со временем он сможет и показать результаты своего нововведения. По результатам конкурса I место заняла директор МБОУ «Гимназия №13» Муминат Муртазаева (на фото). По согласованию с Минобрнауки и минфинансов Управление образования получило право для тех учащихся, которые по своему интеллекту опережают своих сверстников, создавать особые классы, подготавливать соответствующий материал, по своей сложности несколько выше. И начиная с 1 сентября текущего учебного года во всех школах созданы классы для одаренных детей, в таких классах наполняемость не выше 16 учеников. Они в первую очередь созданы в тех школах, где путем тестирования среди учащихся 5­9­х классов были отобраны ученики, опережающие своих сверстников. Каждая школа определила сама, кто будет заниматься в этих классах, конечно, с учетом всех требований, которые предъявляются к этой категории учащихся. Если в школе нет таких детей, которые резко отличаются от других по интеллекту, естественно, в такой школе эти классы созданы не будут. Такой класс мы создали в основном среди пятых классов, а в некоторых школах среди седьмых. Некоторые родители ставят вопрос так: «Почему вы их разделяете, чем они отличаются, почему вы нарушаете права ребенка?».
  Как раз мы их не нарушаем. Учитывая права ребенка, стараемся дать каждому ученику адресный уровень знаний.
  – Это бесплатные классы?
  – Естественно, это бесплатные классы.
  – Практикуется только в Махачкале?
  – В связи с тем, что столичные образовательные программы и наши ученики участвовали во многих конкурсах и олимпиадах и занимали призовые места. В связи с тем, что подготовленность у нас намного выше, чем в других муниципалитетах, мы посчитали необходимым создать адресно в будущем интеллектуалов общества, которые будут поднимать экономику, культуру, науку, и решили дать им знания более объемные, чем в программе. Почти 70 % наших образовательных учреждений такие классы уже создали в этом учебном году, правда, касается это в основном только пятых классов. В следующем учебном году решено выявить талантливых детей с пятого по девятый класс.
  – Как вы считаете, при такой системе будет ли для нас удачным ЕГЭ?
  – Дело в том, что для этой категории учащихся ЕГЭ как итог по аттестации должен стать обычной промежуточной контрольной работой. И мы все будем делать, чтобы ЕГЭ и как итоговая аттестация стал нормальным явлением, и как промежуточная аттестация, и как обыденная работа. Вот поэтому Управлением образования принято решение по господготовке к итогам аттестации, расписано огромное количество мероприятий. Мы сами проводим мониторинг качества знаний учащихся по всем школам города. Мы уже проводили его два раза для того, чтобы определить реальную ситуацию. Образовательное учреждение должно определить, где какие пробелы. На основании их общеобразовательное учреждение должно четко прописать для каждого ученика, каждого директора, какие действия он должен предпринять, поэтому мы проводим интеллектуальный марафон. Марафон состоит из двух частей: компьютерное тестирование руководителя образовательного учреждения и знание нормативно правовых документов, начиная от Конституции Российской Федерации, Закона об образовании, Конституции Республики Дагестан, это в первой номинации. А во второй – публичное выступление руководителя с инновационным проектом. И третье – домашнее задание «Управление общеобразовательным учреждением».
  Так, для того, чтобы ЕГЭ превратился в контрольную работу для талантливых учеников, учиться приходится не только детям, но и преподавателям, и директорам школ, чтобы не занять последнее место в интеллектуальном марафоне.
  А как у них? В Западной Европе за пронос на экзамен мобильного телефона, планшета и прочих электронных устройств школьнику грозит пятилетняя дисквалификация без возможности пересдачи экзамена. В Китае дисквалифицируют пожизненно. Ученик, попавшийся на списывании, больше никогда не сможет пересдать экзамен.

  

Источник: http://gazeta-nv.info/content/view/89070/109/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *