Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов в ходе недавней встречи с генеральным директором ОАО «Курорты Северного Кавказа» Сергеем Верещагиным продекларировал верность прежним планам создания в республике объектов северокавказского туристического кластера – курортной зоны на каспийском побережье и горнолыжного курорта Матлас.
Но реальную поддержку руководства Дагестана, похоже, первым получит курорт Чиндирчеро, который никогда не входил в состав кластера и строится на средства частного инвестора. После личного посещения Чиндирчеро в середине января Рамазан Абдулатипов поручил премьер-министру Дагестана Абдусамаду Гамидову оказать ему помощь, и правительство на это поручение немедленно отреагировало.
Созданная рабочая группа должна решить вопрос завершения строительства для Чиндирчеро инженерной инфраструктуры, без которой невозможно дальнейшее развитие курорта.
Первенец дагестанского туризма
Открытие курорта Чиндирчеро в Акушинском районе Дагестана состоялось ровно 7 лет назад, в январе 2007 года. Инвестором выступил родившийся в селе Гинта Акушинского района столичный бизнесмен Гаджи Омаров, основатель группы компаний «Ринко Альянс», работающей в нефтегазовой сфере. В представленной в конце прошлого года Инвестиционной стратегии Дагестана стоимость строительства курорта была обозначена в 1,835 млрд рублей, причем указывалось, что на 90% это собственные средства инвестора.
Уже в 2008 году Чиндирчеро посетили порядка 40 тысяч туристов. Тогдашний президент Дагестана Муху Алиев выразил проекту поддержку, и создание инженерной инфраструктуры для Чиндирчеро было заложено в федеральную целевую программу «Юг России» на 2008-2012 годы в размере 120 млн рублей из федерального бюджета с софинансированием из бюджета республики (30 млн рублей).
На недавнем совещании в правительстве Дагестана сообщалось, что на данный момент в Чиндирчеро проложены два газопровода, один водопровод, построены два пожарных резервуара и резервуар для питьевой воды, горизонтальный водозабор, приобретена и установлена дизель-генераторная и газопоршневая установки.
Из собственно горнолыжной инфраструктуры на курорте есть несколько бугельных подъемников, гостиница, пункт проката с современным оборудованием, кафе и прочие услуги. Кроме того, создана собственная туристическая компания, которая организует поездки в Чиндирчеро, в том числе и для гостей не из Дагестана.
Курортная мегаломания
Однако вскоре после открытия Чиндирчеро у него возник серьезный конкурент. В начале 2009 года в Дагестане был заявлен еще один горнолыжный проект – курорт Матлас в Хунзахском районе, который планировалось построить уже к 2013 году. Первоначально объем инвестиций в его строительство – 1,5 млрд рублей – был сопоставим с Чиндирчеро. Но ставки резко возросли, когда в 2010 году Матлас был включен в туристический кластер Северного Кавказа, курировать который стал уроженец Хунзахского района Ахмед Билалов. В уже упомянутой инвестиционной стратегии стоимость этого курорта обозначена в размере 38 млрд рублей.
Наполеоновские планы Ахмеда Билалова незамедлительно вызвали скептическое отношение экспертного сообщества. Например, руководитель Центра социально-экономических исследований регионов RAMCOМ Денис Соколов не раз указывал, что для успешной социально-экономической модернизации регионов Северного Кавказа нужно делать ставку не на мегапроекты типа туристического кластера, а опираться на естественным образом сложившиеся «очаги модернизации», в том числе и в туристической сфере.
Исходя из этой логики, государство должно было оказывать поддержку именно Чиндирчеро, поскольку строительство этого курорта началось задолго до появления туристического кластера Северного Кавказа, причем без каких-либо особых преференций проект продемонстрировал свою успешность. А также, что немаловажно, эффективность для государства. Три года назад в интервью дагестанскому телевидению заместитель главы Акушинского района Спартак Рабаданов говорил, что в 2010 году курорт дал 1,4 млн рублей налоговых поступлений и обеспечил создание десятков рабочих мест.
Между тем строительство курорта в Матласе за пять лет дальше деклараций почти не продвинулось. Не последнюю роль в этом сыграла позиция местного населения, которое не раз выражало недовольство тем, что для строительства курорта будут изъяты земли, используемые для скотоводства. В последний раз это произошло в мае прошлого года, после чего уже новый гендиректор ОАО «Курорты Северного Кавказа» Сергей Верещагин сказал, что если вопросы с жителями не будут урегулированы, то его компания строить ничего не будет.
Скептическое отношение к Матласу и в целом к развитию в Дагестане массового туризма продемонстрировал и новый президент Дагестана Рамазан Абдулатипов. «Прекрасная идея, — аттестовал он проект строительства курорта в Хунзахском районе на заседании правительства Дагестана в прошлом сентябре. — Но какова культурная среда, каково будет отношение местных жителей к этой базе? Если мы хотим зарабатывать на туризме, нам придется терпеть отдыхающих».
При этом глава республики вспомнил, что еще 20 лет ставил вопрос так: кто готов чистить обувь английскому туристу у трапа самолета? «Таковых не оказалось. Гордые мы», — заметил Рамазан Абдулатипов.
Впрочем, у президента Дагестана есть собственное представление о концепции развития туризма в республике, которое он озвучил общественности еще год назад, в первые дни пребывания у власти. «На Кавказе, — полагает Абдулатипов, — речь может идти только об этнографическом туризме. Просто так приехать — выпить, отдохнуть с девочками, — это у нас не очень получится».
Явно без особого энтузиазма относится к горнолыжному проекту и новый глава Хунзахского района Саид Юсупов, ранее работавший в группе «Сумма» Зиявудина Магомедова.
«Благодаря проекту “Курортов Северного Кавказа” общероссийскую известность получил горнолыжный курорт Матлас, — отмечал он в прошлогоднем интервью РИА “Дагестан”. — Но, чтобы сделать район привлекательным для туристов, требуются значительные инвестиции. Люди, готовые вкладывать в развитие муниципалитета, есть, в основном наши земляки. Но, прежде чем инвестировать в район, они хотят быть уверенными, что будут выбраны правильные направления развития».
В то же время Саид Юсупов считает, что Хунзахский район «можно превратить в рай для любителей краеведческого туризма и отдыха на природе».
Всем сестрам по серьгам
12 января руководитель Дагестана посетил Чиндирчеро и сразу же поручил главе правительства Абдусамаду Гамидову оказать помощь курорту. Четыре дня спустя в кабинете министров состоялось совещание, на котором обсуждался вопрос завершения строительства инфраструктуры Чиндирчеро в рамках финансирования из средств ФЦП «Юг России».
Наиболее проблемным моментом, мешающим развитию курорта, в данный момент является энергоснабжение, от которого зависит в первую очередь работа подъемников. Кроме того, стоят вопросы передачи в оперативное управление курорта построенной газопоршневой установки, постановки на баланс Акушинского района проложенного газопровода и реконструкции автодороги Бургемак-Гинта-Чиндирчеро.
24 января в Чиндирчеро выехал министр экономики и территориального развития Дагестана Раюдин Юсуфов. В ходе его визита были обнаружены отклонения при строительстве объектов инфраструктуры от нормативных требований.
Ранее об этом же говорил и теперь уже бывший министр по управлению государственным имуществом Дагестана Марат Ильясов. На совещании в правительстве он отметил, что руководством курорта до сих пор не представлен проект по развитию территории, которая застраивается хаотично, без расчетов потребности в электроэнергии, газе и воде.
Теперь эти вопросы предстоит решать уже новому руководителю республиканского Минимущества, а по итогам поездки Раюдина Юсуфова было предписано устранить выявленные отклонения в течение месяца.
В то же время руководство Дагестана не отказывается и от планов сотрудничества с «Курортами Северного Кавказа», в которые, помимо Матласа, входило развитие туристической инфраструктуры в прибрежной зоне Каспия. 20 января Дагестан впервые в статусе гендиректора посетил Сергей Верещагин, сообщивший, что с весны специалисты КСК планируют осмотреть все курортные зоны республики, начиная с прибрежной части.
По словам Верещагина, в Дагестане существуют сложности с выделением земли для будущих курортов. Но уже сейчас идет оформление землеустроительной документации, далее начнется активная стадия проектирования. «Я надеюсь, что по Каспийскому кластеру мы завершим эту работу к марту, и к началу лета – по Матласу», — заявил руководитель КСК, отметив также, что «если получится так, как мы задумали», то туркластер даст Дагестану 34 тысячи рабочих мест.
В свою очередь, Рамазан Абдулатипов на встрече с Сергеем Верещагиным произнес дежурные фразы о значимости развития туризма в Дагестане. Но если вспомнить, сколько подобных высказываний звучало из уст предыдущих руководителей республики, и сравнить декларации с результатами, то становится понятно, что реализация в Дагестане туристических мегапроектов может и теперь вновь отодвинуться на неопределенный срок.
Источник: http://kavpolit.com/articles/kurortnaja_dilemma_dagestana-100/