Большой вклад тасаввуфа в распространение Ислама во всем мире
1. При жизни Посланника Аллаха(алейhи ссаляту wа ссалям) половина арабского полуострова приняла Ислам. В течение 30-ти лет после [его(алейhи ссаляту wа ссалям) отхода в Ахира] Ислам распространился в Сирии, Египте, Иордании и после этого на территориях от Индии и до Испании. Говоря кратко, треть населения Земли были мусульманами. Основной причиной этого был ихсан (суфизм), иначе говоря, духовное богатство, чистота и совершенство.
Истинные ученые Ислама, которые познали суть суфизма, свидетельствуют, что плоды тасаввуфа были наиболее велики у сахабов и табиинов. Тасаввуф служит ихсану, как акыда служит иману и фикх служит исламу. Ихсан — это основа религии, которая оживляет иман и ислам. Если бы не ихсан, сахабы бы не свершили бы великих дел, поразивших весь мир.
Неважно, как называть это: ихсан, сулук, тарикат, ильмуль-батин, тазкия, тасаввуф, суфизм — смысл этих слов один.
Поэтому со времен сахабов и табиинов и до сегодняшнего дня главным фактором распространения Ислама в мире стал ихсан, т. е. тасаввуф.
2. Благодаря призыву известного во всем мире Абдуль-Кадира Джиляни(да будет доволен им Аллаh) приняли Ислам более 5 тысяч иудеев, христиан и атеистов и более 100 тысяч человек совершили тауба [и стали соблюдать Шариат].
3. Ученый из Сирии Мухаммад Хумам Бурхани так оценивает тасаввуф[1]: «Сегодня в мире около 1,4 миллиарда мусульман, и половина из них приняла Ислам благодаря поведению благочестивых мусульман, благодаря их нраву, ихлясу и чистому даавату, без применения оружия или насилия»[2].
4. Мы уже рассказывали об истинных исламских правителях, которые защищали Ислам, и распространяли его, и поразили весь мир своей храбростью и справедливостью: о Нуруддине Махмуде Занки(да будет доволен им Аллаh), Салахуддине Айюби(да будет доволен им Аллаh), Малике Музаффаре(да будет доволен им Аллаh), Бейбарсе(да будет доволен им Аллаh), Мухаммаде Фатихе(да будет доволен им Аллаh), имаме Шамиле(да будет доволен им Аллаh), Абдуль-Кадире Джазаири(да будет доволен им Аллаh). Все они получили тарбия (воспитание) от тасаввуфа [и суфиев].
Мы знаем из истории, сколько вреда нанесли мусульманам монголы под руководством Чингисхана. Внук Чингисхана — Баркатхан — по пути из Бухары повстречался с тарикатским устазом кубравийского тариката Сафийюддином Бухари и принял Ислам перед ним. Между Баркатханом и известным во всем мире аз-Захир Бейбарсом(да будет доволен им Аллаh) установилась очень крепкая связь.
Бейбарс(да будет доволен им Аллаh) взял в жены дочь Баркатхана. Баркатхан стал правой рукой Бейбарса в деле освобождения исламских земель от монголов. И за Баркатханом приняло Ислам множество его подчиненных и сторонников[3].
Не меньший вред, чем Чингисхан, нанес мусульманам правнук Чингисхана — Холако[4]. Он напал на земли современной Сирии и Ирана, разрушил Аббасидский халифат и разрушил Багдад. Внук Холако Газан принял Ислам под влиянием известного суфия Ибрахима аль-Джувайни(да будет доволен им Аллаh). Это стало причиной того, что, подобно морской волне, Ислам распространился среди воинов-монголов, которые жили в Иране, Бухаре, Ташкенте, Самарканде, и среди множества людей, которые подчинялись Газану[5].
От шейха накшбандийского тариката Джамалуддина аль-Бухари(да будет доволен им Аллаh) принял Ислам и Тоглук-Тимур Хан (Тимур).
Когда они впервые встретились, Тимур сказал шейху Джамалуддину: «Собаки лучше вас, мусульман».
Шейх ответил: «Это была бы правда, если бы мы не следовали истинной религии».
После того, как Тимур принял Ислам, его примеру последовали многие его соплеменники-монголы[6].
Народ, который поклонялся идолу в Бенгальских горах (т. е. бенгальцы), принял Ислам благодаря призыву известного суфия Джамалудина Тибризи.
Также в Средней Азии был распространен сухравардийский тарикат, который стал причиной распространения ихляса и ихсана среди народа.
Также было и с накшубандийским тарикатом. Амир Джубан[7](да будет доволен им Аллаh) был одним из самых совершенных мюридов шейха Сафиюддина Ардибили(да будет доволен им Аллаh). Через него многие монголы и другие народы приняли Ислам и вступили под воспитание этого шейха. Однажды даже Амир Джубан спросил у шейха Сафиюддина, кого больше — воинов в армии Амира или мюридов у шейха Сафиюддина. Шейх ответил, что одних только мюридов в Иране в несколько раз больше, чем воинов в армии правителя.
5. Ахмад ас-Сирхинди, имам Раббани[8] (да будет доволен им Аллаh) — великий имам, океан знаний Шариата и Хакиката, один из самых больших имамов тариката накшубандия. Он оказал огромное влияние на Империю Великих Моголов в Индии. В результате мушрики и индуисты бросили свои религии и приняли Ислам.
Под влиянием даавата Ахмада ас-Сирхинди один из его учеников — потомок Тимура по имени Мухаммад Орнек Алим Кейр[9] создал исламское государство и возглавлял его в течение 50 лет. В это время его государство было самым мощным на территории Индии, и он распространил Ислам во множестве городов.
Автор труда Сильку Дурар так описывает этого правителя:
«Он муджахид на пути Аллаха, алим, суфий, ариф, познавший Аллаха, истинный правитель, готовый помогать Исламу, укрепивший Ислам и тот, кто зажег свет Ислама в Индии»[10].
6. Известный во всем мире алим Шах Валиюллах Дихляви [11] (да будет доволен им Аллаh). Этот мубарак пробудил сердца мусульман и их правителей и разъяснил им, какой вред Исламу наносит Англия.
Абуль-Хасан Надви сказал об этом:
«Если бы в Индии не было суфизма, английский колониализм и греческая философия проглотили бы Ислам».
Шейх Дихляви, его дети и ученики — это духовные предводители, которые распространили знания хадиса, оживили Сунну. Этот мубарак написал две книги по тасаввуфу: «Аль-Будуруль Базигату» и «Аль-Кавлюль-Джамиль».
7. Ахмад Имран(да будет доволен им Аллаh) взял тасаввуф от своего шейха Шаха Абдуль-Азиза[12] (да будет доволен им Аллаh), которого называют «свет Индии». Когда он достиг высокой степени в знаниях и в богобоязненности, он стал призывать к Исламу кяфиров. В результате его старанием и баракатом более 40 тысяч индуистов и других кяфиров приняли Ислам.
8. Имам аль-Газали(да будет доволен им Аллаh) — океан знаний, который защитил мусульман от заблуждений философов. Он глубоко изучил философию Сократа, Платона, Аристотеля, Ибн Сины и др. и доводами разума донес до уммы, что в их философии много того, что ведет мусульман к куфру, и много моментов, которые не могут понять простые люди и которые вводят в заблуждение.
Тем самым имам аль-Газали защитил миллионы мусульман от заблуждений философов, ведущих к куфру, и за это мусульмане назвали его величественно — Худжатуль-Ислам, т. е. Довод Ислама. Его труд Тахафутуль Фалясафа, в котором он разоблачил философию, мусульмане читают и сегодня.
9. Известные на весь мир суфии имам Газали, Абдуль-Ваххаб аш-Ша’рани, Ибн Хаджар аль-Хайтами, Мухаммад Зайнуддин, Абдур-Рауф Манави, Таджуддин ас-Субки, Джалалуддин ас-Суюти, Абдуль-Кадир Джиляни, Сайид Мухаммад ибн Мухаммад Муртаза Зубайди, Сайид Мухаммад ибн Аляви аль-Малики, Хайруддин Рамали, Ибн аль-Хумам, Харис аль-Мухасиби, Мухийддин ибн аль-Араби, Мухаммад Амин аль-Курди, Фахруддин ар-Рази, имам ан-Навави, Ибн ‘Аджиб, Ибн Атаилля аль-Искандари, Муваффак ибн Кудама и многие сотни других алимов и суфиев — они написали сотни трудов по тафсиру, усулю, мусталахуль-хадис, фикху и другим шариатским наукам. Вся умма получает пользу от их трудов — что же может быть большей защитой Ислама и его распространением, чем это?!
10. Когда султан Махмуд Ханави и Кутбуддин Гури подошли к городу кяфиров для распространения Ислама[13], с ними вместе были суфийские шейхи и их мюриды — об этом сказано в «Аль-Ба’суль-Ислами». Духовным предводителем суфиев был имам Му’инуддин Галити. Благодаря даавату этого мубарака по всей Индии сотни тысяч кяфиров стали мусульманами[14].
Этот шейх сделал свои халифой тариката Джиштия Кутбуддина Бахтияра, дааватом котогоро тысячи людей оставили ширк и бид’а и вернулись на истинный путь.
11. Фаридуддин Шакар вел даават в индийском вилаяте Пенджаб, и множество людей стали мусульманами.
12. На территории современной Индонезии и Малайзии и в этом регионе в целом множество людей приняло Ислам через торговлю с благочестивыми праведными мусульманами. И первостепенную роль в этом деле сыграли суфии, среди которых стали известны девять аулия. Из них, прежде всего, называют шейха Малика Ибрахима. До этого времени в Индонезии и в соседних с ней городах заправляли кяфиры-индусы. Но баракатом этих аулия Индонезия стала государством мусульман[15].
13. Абуль-Хасан Надви пишет: «Суфии смогли донести Ислам до кяфиров, которые жили в Африке, Индонезии, Индии и страны Индийского океана». Далее он пишет:
«Я вседа говорю: если бы не тасаввуф и влияние суфиев, философия Индии и её цивилизация поглотили бы Ислам»[16].
14. Профессор Сабри Абидин пишет:
«40 лет назад шейх Бакри писал: «Я видел, будь то в Азии или Африке, куда бы мы ни приезжали призывать христиан к Исламу, мы находили, что суфии уже опередили нас и были более успешными, чем мы»[17].
15. Профессор Мухаммад Абу Захид пишет:
«Мусульмане на юге, на востоке и на западе Африки — это плоды из множества других плодов суфизма», — т. е. даават суфиев стал причиной их прихода в Ислам. Он же пишет: «Я не могу сказать, что халиф Умар, которому Аллах влил в сердце ильхам, был кем-то иным, кроме суфия». Далее он пишет: «Современные мусульмане больше всего нуждаются в суфизме, чтобы не впасть в заблуждение из-за материлистической цивилизации и красоты этого мира»[18].
16. У того, кто прочитает книги Бадиуззаман Са’ида Нурси, не останется сомнений в том, что он был большим суфием. Он постоянно ссылается на имама Газали, Мухаммада Накшубанда, Абдуль-Кадира Джиляни, Абуль-Хасана аш-Шазили, тмама Раббани.
Мухаммад Са’ид Рамазан аль-Бути пишет о нем:
«Джихадом его слова и его старанием миллионы молодых людей в Турции были ограждены от куфра атеизма и материализма».
Он умер в 1960-м году.
В конце концов, вся история Ислама свидетельствует (и мусульмане знают на практике), что там, где был суфизм, Ислам оживал и развивался. Особенно если это был истинный накшубандийский тарикат.
Посудите сами, Екатерина II и ей подобные имели планы христианизации Северного Кавказа и Дагестана.
Суфии не принуждают людей принимать Ислам — они призывают людей на Путь Аллаха, разъясняя истину с мудростью и хорошим дааватом, как к этому призывает Коран. Поэтому и велико число тех, кто отзывается на призыв суфиев, поэтому распространяется Ислам, и суфии не продают Ислам за доллары.
Заблудшие, которые считают суфиев врагами, разжигают фитну среди мусульман, разделяют их, продают религию за доллары, отвращают народ от Ислама и похищают людей, чтобы потребовать выкуп. То, что эти дикости делаются в отношении мусульман, в последнее время видел весь мир.
А суфии, которых они порицают, заняты другим. Суфии, особенно накшубандийского и шазалийского тариката, построили тысячи мечетей, передали знания тысячам студентов медресе, распространяли проповеди и наставления в этих тысячах мечетей, по ТВ, радио и в газетах.
Суфии научили сотни тысяч молодых людей утром и вечером часами поминать Аллаха (зикр), благословлять Пророка(алейhи ссаляту wа ссалям) (салават) и совершать покаяние (истигфар и таубу).
По этой причине после развала СССР на территории Дагестана Ислам развивается быстрее, чем где-либо на территории бывшего СССР.
В Дагестане живет в десятки раз меньше людей, чем во всем бывшем СССР, но именно в Дагестане Ислам сохранился в чистом виде и получил быстрое развитие. Об этом знает народ, и за пределами Дагестана говорят об этом.
Даже в Узбекистане, откуда родом были имамы Бухари, Муслим, Мухаммад Накшубанди и другие известные на весь мир алимы, по сравнению с Дагестаном Ислам развит на 1%. А расцвет Ислама сегодня в Дагестане — это плоды истинного тасаввуфа.
Пусть Аллах одарит нас баракатом этих шейхов, и даст еще больший тауфик, и поможет мусульманам следовать по истинному пути, которому следуют эти шейхи. Амин!
________________________________________________________
[1] Аль-бутулят валь фида ‘инда суфияти.
[2] Здесь имеется в виду, что многие народы приняли Ислам во время наступательного джихада, когда мусульмане воевали с Персией и Византией и распространяли Ислам в других землях. Те, кто не принимал Ислам, находились под защитой мусульман, выплачивая за это джизью. А в другие земли, например, в страны Юго-Восточной Азии, Ислам пришел с мусульманами, которые торговали в этих землях.
[3] Аль-бутулят валь фида ‘инда суфияти, с. 132.
[4] Умер в 1260-м г.
[5] Ад-Дурару Каминат, т. 1, стр. 67; Аль-А’лям, т. 1, с. 63.
[6] Раббаният ля рахбаният; Аль-бутулят валь фида ‘инда суфияти, с. 133.
[7] Умер в 736-м году по хиджре.
[8] Умер 17 Сафара 1034 года по хиджре, 11 ноября 1624 г.
[9] Умер в 1707-м году.
[10] Сильку Дурар, т. 4, с. 113; Аль-А’лям, т. 6, с. 46.
[11] Умер в 1762-м году.
[12] Умер в 1324-м году по хиджре.
[13] 421 г. по хиджре.
[14] Аль-Ба’суль-Ислами, с. 75.
[15] Аль-Ба’суль-Ислами, с. 76.
[16] Риджалю-д-дини ва-д-даавати, с. 448-450.
[17] Ас-Суфият ва ‘алякатуха бид-дин, с. 647.
[2] Здесь имеется в виду, что многие народы приняли Ислам во время наступательного джихада, когда мусульмане воевали с Персией и Византией и распространяли Ислам в других землях. Те, кто не принимал Ислам, находились под защитой мусульман, выплачивая за это джизью. А в другие земли, например, в страны Юго-Восточной Азии, Ислам пришел с мусульманами, которые торговали в этих землях.
[3] Аль-бутулят валь фида ‘инда суфияти, с. 132.
[4] Умер в 1260-м г.
[5] Ад-Дурару Каминат, т. 1, стр. 67; Аль-А’лям, т. 1, с. 63.
[6] Раббаният ля рахбаният; Аль-бутулят валь фида ‘инда суфияти, с. 133.
[7] Умер в 736-м году по хиджре.
[8] Умер 17 Сафара 1034 года по хиджре, 11 ноября 1624 г.
[9] Умер в 1707-м году.
[10] Сильку Дурар, т. 4, с. 113; Аль-А’лям, т. 6, с. 46.
[11] Умер в 1762-м году.
[12] Умер в 1324-м году по хиджре.
[13] 421 г. по хиджре.
[14] Аль-Ба’суль-Ислами, с. 75.
[15] Аль-Ба’суль-Ислами, с. 76.
[16] Риджалю-д-дини ва-д-даавати, с. 448-450.
[17] Ас-Суфият ва ‘алякатуха бид-дин, с. 647.
[18] Хакаику ани тасаввуф, с. 615-616.