Каспийск и Махачкала: перспективы и последствия

Нужно ли объединение двух городов и как развивать Прикаспийскую агломерацию?

05.12.2013 14:00 | 3 | 2062
Тимур Магомаев
журналист
Каспийск и Махачкала: перспективы и последствия

Власти Дагестана давно уделяли большое внимание формированию Прикаспийской агломерации, в основе которой лежат два города — Махачкала и Каспийск. Свои варианты развития Прикаспийской агломерации предлагали все руководители Дагестана, и в последние месяцы этот вопрос вновь был поднят – уже при новом главе республики.

Еще в августе на одном из совещаний у Рамазана Абдулатипова говорилось о проведении международного конкурса на разработку генплана агломерации Махачкала-Каспийск. Тогда же было сказано, что четкая стратегия развития Махачкалы и Каспийска отсутствует: «инфраструктура обоих городов приходит в упадок, нет внятных прогнозов относительно увеличения численности населения этих городов, вопросами урбанизации практически никто не занимается».

На все про все (выработка стратегии, отбор кандидатов-разработчиков и прочее) планировалось потратить от 50 до 80 млн рублей за счет средств фонда «Диаспора-сила Дагестана». Последний, по данным «СПАРК-Интерфакс», является дочерней структурой компании «Глобальный венчурный альянс», возглавляемой Булатом Столяровым – автором знаменитых десяти стратегических проектов президента Дагестана. Фонд был зарегистрирован 25 июля этого года, его сайт сейчас находится в стадии разработки.

Примерно в то же время свою точку зрения на формирование агломерации изложил и вице-премьер правительства Дагестана Абусупьян Хархаров, которого слухмейкеры не раз прочили на пост мэра Махачкалы.

«Де-факто Махачкала давно развивается на землях близлежащих муниципальных образований, и их надо прирезать к городу, — заявил он в интервью «Кавказской политике». — Я считаю, что близлежащие районы должны передать свои территории под развитие города». Иными словами, Абусупьян Хархаров фактически выступил сторонником той же стратегии территориального развития Махачкалы, которой придерживался арестованный Саид Амиров – увеличивать территорию города за счет прилегающих территорий.

А в ноябре тему агломерации Махачкалы и Каспийска наконец затронул и временный руководитель Махачкалы Муртазали Рабаданов. Его точка зрения ближе к другой модели агломерации – договорной. По словам Рабаданова, агломерация затронет не только Каспийск, но и Буйнакский, Кумторкалинский, Карабудахкентский районы, но «в нашем случае агломерация – это не объединение, а совместное проектирование городов, которое позволит увеличить темпы развития данных участков».

Территории вокруг дагестанской столицы всегда были лакомым куском – особенно участок побережья между Махачкалой и Каспийском. Здесь были заметны интересы Саида Амирова. Он инициировал на побережье крупнейший девелоперский проект «Лазурный берег» Сулеймана Керимова, собиравшегося построить рядом с Каспийском «Анжи-сити», и других влиятельных в Дагестане людей.

Но главный сюжет, связанный с агломерацией, — это, безусловно, перспективы и последствия слияния Махачкалы и Каспийска. Расстояние между двумя городами — около 17 километров — преодолевается за 20 минут. Каспийск, состоявшийся как город благодаря оборонной промышленности, давно воспринимается как спутник Махачкалы, но благодаря своей особенной городской культуре стоит особняком. И это – главный аргумент против его поглощения Махачкалой. Более того, многому из того, что сделано в Каспийске, неплохо бы поучиться Махачкале.

Три веселых буквы — ЖКХ

Каспийск – спокойный город. Многие жители Махачкалы переезжают сюда именно по этой причине. Но спокойствие — не единственная причина. Дело и в быте тоже. Жилищно-коммунальное хозяйство Махачкалы и Каспийска сравнивают всегда, особенно на фоне коллапсов, которые иногда случаются у махачкалинских коммунальщиков со светом и уборкой города от снега. Сравнение, как можно догадаться, не в пользу Махачкалы.

Однако тут следует сделать небольшую оговорку, реабилитирующую коммуналку столицы хотя бы в части сравнения с Каспийском. Во-первых, Махачкала гораздо старше. Каспийск основан в 1932 году, статус города получил в 1947 году. Махачкала основана в 1844 году, статус города получила в 1857 году. Следовательно, степень износа основных коммунальных сетей разная. Во-вторых, Махачкала гораздо больше территориально, а про разницу в количестве населения вообще говорить не приходится. А это тоже усложняет управление коммунальной отраслью.

Но, в отличие от Махачкалы, где при Саиде Амирове ключевые предприятия ЖКХ были последовательно приватизированы (в основном лицами, так или иначе аффилированными с бывшим мэром), в Каспийске специализированные компании сферы ЖКХ остаются муниципальными предприятиями (МУПами). Среди них такие организации, как «Комбинат благоустройства», Единый расчетный центр, водоканал, теплосети, «КаспийГаз», «Озеленение», КЭС «Каспэнерго».

В Махачкале же на сегодняшний день МУПов осталось немного, например, «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс-1», «Махачкалаэнергострой», «Ремонтно-строительное предприятие», «Очистные сооружения канализации Махачкала-Каспийск», Махачкалинское троллейбусное управление.

Сравнительно небольшой возраст коммунальных сетей Каспийска позволяет тестировать здесь наиболее «продвинутые» наработки в сфере ЖКХ, в особенности в энергетике (кстати, именно здесь действует первый на территории республики Каспийский энергетический колледж).

В 2012 году в городе ввели в эксплуатацию первый энергоэффективный («умный») дом, а в этом году ОАО «Россети» определило Каспийск в качестве одной из трех пилотных площадок для создания на Северном Кавказе высокоэффективной энергетической инфраструктуры («умных» сетей). Еще два города, где будет проводиться этот эксперимент, — чеченский Гудермес и ингушский Магас.

Хорошо известно, что качество управления коммунальной инфраструктурой в конечном итоге определяет стоимость недвижимости, прежде всего многоквартирных домов (которые в Каспийске преобладают). Неудивительно поэтому, что стоимость квартир в Каспийске и Махачкале как на первичном, так и на вторичном рынке не сильно отличается — жилье в городе-спутник ненамного дешевле, чем в столице республики. А по ряду базовых показателей, определяющих качество жизни, Каспийск заметно опережает Махачкалу (см. таблицу).

Некоторые показатели социально-экономического развития Махачкалы и Каспийска за 2012 год (предварительные данные).
Город Население (Росстат), тыс. чел. Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг предприятиями промышленности (млн руб.): всего / на душу населения Средняя площадь помещений на 1 жителя (кв. м.) Оборот субъектов малого и среднего бизнеса, без микропредприятий (млн. руб.): всего / на душу населения Среднемесячная зарплата на 1 работника по крупным и средним предприятиям и НКО (руб.) Уровень зарег-ной безработицы (%) Обеспеченность детей местами в детсадах (мест на 1000 детей от 1 до 7 лет)
Махачкала 576,2 8589 / 0,015 12,2 30660 / 0,053 21 367,9 0,3 192,1
Каспийск 103,2 6651 / 0,064 15,7 8092 / 0,078 14 735,8 0,9 366,7
Источник: Дагестанстат, Росстат, расчеты автора
Есть и другие данные, которые стоит указать. К примеру, доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом в общей площади территории города, по Махачкале составляет 46%, а по Каспийску – 63,%. Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, по Махачкале составляет 75%, а по Каспийску – 97% (согласно показателям оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2012 год).

Такие разные бюджеты

И Каспийск, и Махачкала зависимы от бюджета республики. Махачкала в 2013 году получит почти 4 млрд рублей безвозмездных отчислений из республиканского бюджета. Дефицит городского бюджета в размере 193 млн рублей покрывается за счет внутренних резервов города. Относительно Каспийска известно, что в этом году город получил из республиканского фонда финансовой поддержки муниципалитетов 215 млн рублей и еще 10 млн рублей из республиканского фонда финансовой поддержки поселений (данные закона о бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов).

Однако структура доходов бюджетов Махачкалы и Каспийска принципиально разные: если для Каспийска основной доход обеспечивают крупные промышленные предприятия, то в Махачкале поступления в бюджет обеспечивают в основном малый и средний бизнес.

Из приведенной выше таблицы видно, что удельная стоимость товаров и услуг собственного производства на душу населения в Каспийске, как минимум, вчетверо выше, чем Махачкале. Это определяется именно крупной (прежде всего оборонной) промышленностью, созданной в городе-спутнике в советский период.

В частности, речь идет о таких предприятиях, как «Каспийгазпром», Каспийский завод точной механики, «Дагдизель». На последний завод, согласно информации официального сайта, приходится четверть всего объема производства промышленной продукции и четверть налоговых сборов в промышленности Дагестана.

Однако обороты предприятия неуклонно снижаются – если в 2009 году выручка «Дагдизеля», по данным «СПАРК-Интерфакс», составляла 1,347 млрд рублей, то в прошлом году она равнялась всего 71,9 млн рублей. За этот период значительно сократилась и чистая прибыль предприятия – с 98,3 до 13,9 млн рублей.

Однако бюджетная дисциплина в Каспийске явно повыше, чем в Махачкале. В нашумевшем недавнем отчете Счетной Палаты РФ говорилось, что бюджет Махачкалы за 9 месяцев этого года был исполнен по расходам только на 57% (общий объем неисполненных назначений составил 3,1 млрд), в то время как бюджет был исполнен на 67,9% бюджетных назначений или на 760 млн рублей.

При этом в ходе проверки в Махачкале были установлены финансовые и иные нарушения на сумму 341,4 млн рублей, основной их объем пришелся на строительный комплекс и ЖКХ.

Вышестоящие власти внимательно следят за Каспийском, особенно после того, как заместитель мэра города Юсуп Джахпаров стал одним из главных фигурантов дела Саида Амирова (который приходится Джахпарову дядей). Почти сразу после ареста Джахпарова и Амирова глава администрации Каспийска Хури Пирсаидова почти была обвинена в злоупотреблении полномочиями, а место Джахпарова символично занял сын Рамазана Абдулатипова Джамал, ранее работавший в Москве.

Комментарий эксперта. «Стихийная агломерация – это свершившийся факт»

О перспективах развития Прикаспийской агломерации «Кавказская политика» побеседовала с известным специалистом по экономике Дагестана, старшим научным сотрудником Института проблем рынка РАН Михаилом Чернышовым.

— Насколько эффективен, на ваш взгляд, тот подход к агломерации, который заявил и.о. мэра Махачкалы Муртузали Рабаданов, говоря о том, что это не объединение, а совместное проектирование городов, которое позволит увеличить темпы развития соответствующих территорий?

— Махачкала уже давно «затронула» всё, что находится вокруг – от Кизилюрта до Буйнакска и Манаскента. К сожалению, это влияние не всегда благотворно. Окраины не получают городской инфраструктуры — дорог и регулярного общественного транспорта, школ и детсадов, поликлиник и мест отдыха, водопровода и канализации.

Качество жизни ближе к селу, а не к городу, и это формирует негативную социальную среду. Посмотрите на карту спецопераций и сопоставьте её с картой благоустройства территории — проблемные зоны будут совпадать. Сегодня же озвучивается абсолютно непродуманная концепция агломерации.

Хорошая идея, воплощаясь негодными средствами, лишь дискредитируется. Проблемы «совместного проектирования» де-факто не существует. Есть Схема территориального планирования для всей республики, и такие же схемы должны быть на уровне муниципалитетов. Проблемы совместного развития либо решены на уровне республиканской схемы, либо эта схема нуждается в доработке.

— Какое понимание агломерации, по вашему мнению, было бы наиболее адекватным существующим реалиям?

Главная проблема Махачкалы – низкая сейсмобезопасность. Речь идет о переселении более трети жителей многоэтажных домов в более безопасное жилье. В самой Махачкале для этого места нет, а то, что планировалось под многоэтажную застройку, было распродано для индивидуального строительства. Поэтому неправильно говорить о развитии Махачкалы как агломерации.

Нужно говорить о создании агломерации как инструмента санации и решения проблем дагестанской столицы за счет вывода объектов и расселения части жилого фонда. За пределы Махачкалы нужно выносить не заводы и рынки, для которых переезд часто равен разорению, а федеральные и республиканские ведомства, вузы, республиканские медицинские центры. И лучше всего для этого подходит территория между Каспийском и Манаскентом.

— Как вы относитесь к слиянию Каспийска и Махачкалы? Кому это нужно больше?

— Слияние Махачкалы и Каспийска вредно для обоих городов. Агломерация – это прежде всего общая инфраструктура, в первую очередь, транспортная, во вторую – ЖКХ, в третью – социальная и городская. Инфраструктура у Махачкалы хуже, чем у Каспийска. Многие коренные махачкалинцы переехали в Каспийск, чтобы жить в среде городской культуры. Объединение с Махачкалой – это выход для Буйнакска. Сложный, трудный, но разумный. Для Каспийска – это проигрыш, потеря шанса на самостоятельное развитие.

— Для развития этих территорий требуются земельные ресурсы, то есть городу должно быть куда расти. Есть ли такой запас у Махачкалы, Каспийска, Буйнакского, Кумторкалинского, Карабудахкентского районов? И если нет, то как тогда развиваться?

— Вокруг Махачкалы достаточно земель разных категорий, которые можно использовать для расширения. Потребности в земельных ресурсах зависят от модели развития. Многоэтажное жилье, крупные промышленные и коммерческие объекты требуют меньше земли. Одноэтажные дома с огородами, местами для выпаса скота и стихийные места торговли нуждаются в большем пространстве. Все обычно регулируется ценой земли и земельным налогом.

— Как вы оцениваете перспективы освоения территории между Махачкалой и Каспийском? Будет лучше, если продолжать мегапроекты типа «Лазурного берега», либо стоит «разбить» территорию и дать застраивать ее разным инвесторам?

— Эта территория практически застроена. Стихийная агломерация «Махачкала-Каспийск» — это уже давно свершившийся факт. Большинство известных проектов застройки – это не проекты развития территории, а скорее конвертация дорожающей земли в наличность под видом «проектов развития».

Сейчас для Каспийска еще есть шанс развиваться на юг, «разгружая» Махачкалу, создавая новую городскую среду. Однако выбирают другую модель. «Сложные проблемы всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения», — так гласит один из законов Мерфи. И мы лишь еще раз наступаем на старые грабли, усугубляя существующие проблемы. 

Источник: http://kavpolit.com/kaspijsk-i-maxachkala-perspektivy-i-posledstviya/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *