Вчера, примерно в 12:30, с конвейера Каспийского завода листового стекла (КЗЛС) сошла первая продукция. Как водится, ее тут же разбили на мелкие кусочки, которые присутствующие (а вдоль конвейера выстроился практически весь персонал предприятия) моментально разобрали на сувениры — дни рождения заводов случаются нечасто.
Вообще, это событие (для Дагестана, безусловно, эпохальное) происходило как-то по-домашнему — без суеты, помпы и важных гостей. Пятиминутное совещание (на фото внизу), во время которого руководитель производства Вадим Новоселов в очередной раз четко указал каждому участнику предстоящего действа его место у конвейера (на стене можно увидеть «пофамильную» схему), и все отправились к печи.
В «родильной» палате, растянувшейся на многие сотни метров, собрались только свои — строители, монтажники, стекольщики. Ни громких речей, ни оркестра, ничего. Лишь когда появился «ребенок» — узкая полоска стекла, напоминающая застывший язык пламени и такая же горячая, — его встретили громкими аплодисментами, которые заглушил еще более громкий хлопок (как оказалось, это разбили об опору конвейера бутылку шампанского, отправляя корабль в счастливое плаванье).
Как известно, производство листового стекла флоат-методом — процесс непрерывный. Стекольная река, вытекающая из разогретой печи, не останавливается до тех пор, пока живет сама печь (как правило, около 15 лет). И все это происходит в закрытом режиме, который обычно остается «за кадром». Сторонний наблюдатель видит только, как в печь засыпается шихта, а с конвейера сходит стекло. Другое дело — первая плавка, на которой посчастливилось побывать корреспондентам «НД». Оказалось, что жидкое стекло, которое впервые выливается из печи на слой жидкого олова (именно в этом суть флоат-метода), поначалу не течет само, поскольку поверхность олова идеально ровна. И чтобы стекло добралось до вращающихся валков конвейера, ему сначала надо придать ускорение. На практике все это выглядит так: по периметру ванны на расстоянии трех-четырех метров друг от друга расположены технологические окна. Обычно они бывают закрыты, но только не в день первой плавки. В этот день у каждого из них стояли люди в защитной одежде (из окон сыпало искрами и полыхало жаром) и с длинными баграми в руках. Этими самыми баграми они цепляли край стекольного пятна, расползающегося на олове, и сначала тянули, а потом толкали его к валкам (на фото вверху). Затем эту эстафету подхватывала вторая группа, третья… десятая, пока, наконец, стекло не «зацепилось» за валки. И река пошла. Сначала тоненьким ручейком, хрупким и ломким, потом начала шириться, набирая мощь и силу, и, наконец… обрушилась вниз с хрустальным звоном.
Увы, такова участь первого стекла, которое до тех пор, пока не обгорит и очистится печь, обречено на смерть в «стеклобойке». Нет, осколки его не попадут на свалку, их снова и снова будут отправлять в печь, до тех пор пока огонь не выжжет весь мусор, и стеклянная река не станет чистой и прозрачной, как первые реки на Земле. Произойдет это не очень скоро — процесс очищения печи занимает не меньше месяца. Так что первую качественную продукцию завод выдаст не раньше конца декабря, а скорее всего, в начале января.
После этого начнется борьба за рынок, от которой, собственно, и будет зависеть судьба этого завода, сегодня самого высокотехнологичного в мире. Собственно, все этапы этой предстоящей борьбы на заводе давно расписаны. Сначала будет предпринято все для того, чтобы максимально снизить себестоимость продукции. С этой целью в ближайшее время рядом с заводом начнет строиться горно-обогатительный комбинат (ГОК), на котором местный песок, не очень подходящий для производства высококачественного стекла, будет доводиться до необходимых кондиций (пока завод работает на привозном).
Менеджеры по продажам, между тем, будут активно пробиваться на стекольный рынок, один из самых нестабильных рынков в мире. Вот несколько цифр: в 2008 году квадратный метр стекла в России стоил 200 руб., в 2009-м (кризис) — 50, в 2010—2011 годах — 180, в 2012-м (пуск стекольного завода «Гардиан» в Ростове) — 105, в августе 2013-го — 125, в ноябре — 100. Уже сегодня звучат прогнозы, связанные с пуском КЗЛС. Эксперты предполагают, что после выхода завода на расчетную мощность, цена стекла упадет до 65—80 рублей за «квадрат».
Правда, у дагестанского завода имеется серьезная «группа поддержки». Так, Минэкономики России дало поручение более 50 зарубежным российским представительствам всячески способствовать продвижению продукции КЗЛС. В ходе этой работы, начавшейся задолго до пуска предприятия, уже обозначился новый и, как говорят, весьма перспективный рынок — Южная Америка, где проявляют большой интерес именно к энергосберегающему стеклу (главная фишка КЗЛС — современные энергосберегающие покрытия, позволяющие экономить до 20% теплоносителей при обогреве помещений).
Себестоимость такого стекла всего на 25—40% выше, чем у обычного, тогда как его рыночная стоимость больше в разы. Очевидно, что именно на это обстоятельство будут делать ставку менеджеры по продажам, которые не сомневаются в успехе предстоящей борьбы за рынки сбыта, тем более что в мире сегодня началась масштабная кампания по экономии теплоносителей. Есть высокая вероятность того, что в 2014 году российских строителей законодательно обяжут использовать исключительно энергосберегающие стекла. В некоторых регионах (Волгоградская и Астраханская области, Москва) такие законы уже работают.
— А кроме того, — говорит руководитель продаж Илья Козлов, — у нас лучшее в мире оборудование, лучшие специалисты, самые современные покрытия. Мы прекрасно знаем слабости конкурентов и потребности рынка. Так что в будущее смотрим с оптимизмом.
— Как только обеспечим стабильность продаж, — говорит Абакар Мудунов,— сразу же начнем строить вторую линию «розлива» стекла. Это позволит нам довести суточное производство продукции до 1200 тонн в сутки (пока таких мощных заводов в мире нет). При этом строительство второй очереди обойдется нам процентов на 70 дешевле (обе линии будут работать от одной печи). Внешэкономбанк уже объявил о полной поддержке этих двух наших проектов (первый — ГОК), пообещав кредит.
…«Семейным» пуском предприятия, конечно же, дело не ограничится. Уже в ближайшее время на завод прибудут высокие гости, чтобы перерезать символическую алую ленту, поздравить строителей и монтажников, сказать о значении предприятия для современного Дагестана. Ну а рядом будет протекать стеклянная река, родившаяся от союза огня, песка, соды и доломита в четверг, 28 ноября 2013 года. Который войдет в историю республики как день рождения Каспийского завода листового стекла.
Источник: http://ndelo.ru/ekonomika-2/2409-rozhdenie-steklyannoj-reki