Карта этносов Северной столицы

Этносы Петербурга перепишут и нанесут на карту города – так решила городская администрация на заседании Петербургского общественного молодежного конвента. Заседание прошло в Смольном на уходящей неделе.

 Сам конвент (от латинского слова «сходиться, собираться», популярного у французов во времена революции 1793 г.), был организован по инициативе городской молодежной коллегии, и собрал более 200 общественных деятелей, представителей национально-культурных объединений. Основной его темой стало «обсуждение проблемы гармонизации межнациональных отношений».

Открывал заседание губернатор Георгий Полтавченко. Среди прочего отметивший, что «в Петербурге проживает более 130 национальностей, представители которых вместе создавали то богатейшее наследие, которое сделало Петербург ведущим культурным, деловым и промышленным центром России и Европы». Что «правительство города не препятствует притоку на берега Невы квалифицированной рабочей силы. Но приезжающие должны быть готовы к выполнению тех требований, которые мы предъявляем». А также, что «бороться необходимо как против нелегальной миграции, так и против публичных проявлений межнациональной ненависти. Агрессия против мигрантов недопустима и является преступлением, наряду с незаконной миграцией».

В общем, ожидаемое для такого рода форумов выступление. Сколько уж их было за последние годы, а что-то изменилось в лучшую сторону в отношениях «понаехавших» и местных? Так и остался бы молодежный конвент очередной говорильней в пользу бедных, если бы не инициатива главы комитета по внешним связям Смольного Александра Прохоренко.

Он предложил собрать данные о представителях всех национальностей, живущих в городе постоянно и приезжающих сюда в поисках заработка, создав на их основе «карту этносов», которая позволит анализировать, программировать и прогнозировать ситуацию с миграцией и мигрантами.

Идея, кажется, толковая. Опыт цивилизованных стран, где они давно уже действуют, говорит, несомненно, в их пользу.

В Петербурге реализовывать идею поручено сотрудникам Дома национальностей (СПбДН) и комитета по внешним связям.

Туда корреспондент «СП» первым делом и позвонила – за подробностями. Меня долго как мячик перебрасывали от одного специалиста к другому, пока, наконец, не «забросили» в пресс-службу.Руководитель этого подразделения Полина Вавилина не сразу поняла, о чем речь. Долго уточняла: «Какая карта?». После чего попросила прислать запрос. Обещала «всё разузнать» и оперативно ответить. Но так и не ответила. Или нечего оказалось говорить?

Удивились и в Доме национальностей.

Да у нас давно имеются все необходимые данные о питерских этносах, — сказал директор СПбДН Сергей Науменко. — Годами с ними работаем! Я правильно понял, вы имеете в виду тех представителей народов Кавказа, Средней Азии, Прибалтики, Украины, Белоруссии и т.д., которые постоянно проживают в нашем городе?

«СП»: -Да, именно так. Плюс – те люди из других стран, кто приезжает к нам работать – кто на несколько месяцев, кто на годы. Можете назвать их численность, в каких районах города кто живет, чем преимущественно занимаются?

— Ну, где живут, не скажу. Это прерогатива муниципальных органов, как мне кажется. Численность? По моим данным у нас 120 диаспор (губернатор Полтавченко говорил о 130 – авт.), представительств, землячеств, автономий. Примерно с 80 из них мы сотрудничаем, проводя национальные праздники, организуя творческие коллективы, встречи, выставки. Если говорить о самых активных, то это прибалты и финны.

«СП»: — Вы в курсе, что вверенному вам Дому национальностей поручено вместе с чиновниками из Смольного заняться составлением «карты расселения этносов» в городе на Неве?

— Вот вы сказали – узнал. Из Смольного никаких распоряжений пока не было.

В Смольном, заявив о необходимости создания «этнического списка», то есть, по сути, базы данных размещения и рода занятий представителей всех питерских этносов, похоже, сами толком ещё не понимают, с какого конца приступать к делу. Ждут, говорят, предложений, как от участников прошедшего заседания молодежного конвента, так и от горожан, экспертов.

Между тем, многие эксперты, признавая необходимость такого рода учёта, сходятся на том, что власть с ним сильно опоздала. К тому же, не посчитала почему-то нужным посоветоваться предварительно с представителями многочисленных теперь диаспор.

Я не могу вам сказать, хорошо это или плохо, если в Петербурге появится база данных всех этносов, — сказал «СП» Махмут Маматмуминов, председатель городского Фонда помощи трудовым мигрантам. — Потому что не очень понимаю, как всё это будет на практике. К нам никто не обращался, не объяснял, не советовался с нами по этому вопросу. К нам вообще обращаются в основном только мигранты со своими проблемами. И потом уже мы сами идем к чиновникам, если требуется, а не они к нам.

«СП»: — Какие чаще всего проблемы у тех, кто приезжает в Северную российскую столицу на заработки?

— Работодатели обманывают людей. Могут не выдать им зарплату – всю или часть. Могут вообще уволить без всяких объяснений. Человек приехал на заработки, его обнадежили, а потом неожиданно выгнали – куда ему идти? Кто-то не выдерживает, становится на путь криминала.

«СП»: — Есть же соответствующие законы, чтобы наказывать таких работодателей.

— Законы в России хорошие, правильные, мне нравятся. Только работают они далеко не всегда. Что мешает? Коррупция. Иногда мне кажется, что она везде — в МВД, УФМС, среди работодателей. Как результат, крайними всегда остаются мигранты. Весь негатив сбрасывают на них. В основном почему-то тех, кто родом из Среднеазиатских республик. Мы постоянно сталкиваемся с этим.

«СП»: — У вас есть статистика численности в Петербурге трудовых мигрантов?

— Только та, что исходит от властей, официальная. Честно сказать, мы в ней путаемся. Миграционная служба называет одни цифры (300 тысяч человек, имеющих разрешение на работу — авт.), МВД – другие (более 500 тысяч — авт.), кто-то говорит о миллионе…

Я лично знаю, что в Петербурге, как и во всей России из приезжих больше всего представителей Узбекистана, и это не обязательно одни узбеки, разные там у нас национальности. Затем идут таджики, киргизы и украинцы.

О том, что «записать всех» проживающих (временно ли, постоянно) в городе мигрантов было бы правильно, говорит и член экспертно-консультативного совета по делам национальностей Петербурга и Ленобласти Александр Терюков:

— Теоретически это, конечно, возможно. Очевидно, что имея реальную «карту национальностей», власть смогла бы анализировать ситуацию, прогнозировать те или иные события, и, стало быть, готовиться к ним. Появилась бы возможность предотвращать негативные ситуации. Но когда начинаешь думать о чисто практической стороне дела, сразу возникают вопросы: кто этим всем станет заниматься? По какому принципу надо формировать этнические группы? На какие средства?

К тому же, нужна достоверная оперативная информация от всех ведомств, имеющих отношение к миграции – законной и нелегальной. В том числе, от муниципальной власти, ныне если и помогающей в решении возникающих проблем, то весьма опосредованно. И, что самое важное, потребуется согласованность действий всех служб и ведомств. А у нас в стране с этим традиционно плохо.

Трудно не согласиться и с постоянным экспертом «СП» по национальному вопросу Русланом Гиреевым.

— Многое будет зависеть от того, кто конкретно занимается делом, — сказал Руслан Меликович. – Опыт Европы показывает, что тут нужны компетентные люди, имеющие опыт работы в сфере национальной политики. Нормальному обществу необходимо иметь полную базу данных о приезжих, о тех проблемах, которые могут возникнуть с их появлением в том или ином городе. В России нередки проблемы с исполнителями, их недобросовестностью и непрофессионализмом. Как и с финансированием. Разве мало случаев, когда средства, выделенные на решение актуальных миграционных вопросов, «уходили» неизвестно куда?..

Источник: http://kavpolit.com/karta-etnosov-severnoj-stolicy/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *