Когда слышишь, что предприятие обанкротилось, в сознании автоматически возникает печальная картина: толпы уволенных сотрудников, распродажа имущества, всеобщее отчаяние. На самом же деле процедура банкротства направлена не на ликвидацию предприятия. Оно, банкротство, служит своего рода костылем, опираясь на который предприятие сможет встать на ноги.
В условиях рынка любое предприятие может оказаться банкротом. Или стать жертвой «чужого» банкротства. Нельзя сказать, что в Дагестане это явление носит массовый характер, но единичные случаи имеются и у нас.
Вспомним декабрь 2011 года. Как гром среди ясного неба — приказ федерального Агентства воздушного транспорта об аннулировании сертификата эксплуатанта ОАО «Авиалинии Дагестана». По этому приказу общество с 1 января 2012 г. прекратило свою деятельность. «Авиалинии» приземлились.
Лишение сертификата практически парализовало деятельность общества, в результате чего убытки росли как снежный ком. Обеспечить за счет аэропорта безубыточную деятельность общества после увольнения летного и обслуживающего полеты состава не представлялось возможным.
К решению вопроса подключились федеральные структуры. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 2012 г. Правительство Российской Федерации приняло распоряжение, которым 100% акций ОАО «Авиалинии Дагестана» из федеральной собственности были переданы в собственность Республики Дагестан. К моменту передачи акций Дагестану финансовое состояние «Авиалиний» имело все признаки банкротства.
В этой ситуации руководством республики были предприняты неотложные меры по погашению задолженности по заработной плате и выплатам сокращаемому летному составу. Однако меры по выплате заработной платы привели к наращиванию налоговой задолженности и задолженности перед кредиторами. На основании их заявлений Арбитражным судом Республики Дагестан определением от 29.12.2012 было возбуждено производство по делу о банкротстве.
Учитывая сложившуюся ситуацию, аппаратом СКФО и налоговой инспекцией — основным кредитором общества — было принято решение о взятии под контроль процедуры банкротства ОАО «Авиалинии Дагестана». 17 апреля 2013 г.
в отношении ОАО «Авиалинии Дагестана» Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом введено наблюдение.
Введение наблюдения означает, что исполнительные действия приостанавливаются, снимаются все аресты и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника. Требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только после проверки арбитражным судом их обоснованности. Вводятся определенные ограничения. В частности, сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, а также сделки, связанные с получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника, могут быть совершены только с согласия временного управляющего.
Задача временного управляющего — изучить за полгода финансовое состояние должника, выявить кредиторов, выяснить размер их требований, провести инвентаризацию имущественного комплекса должника и принять меры по сохранности имущества. По итогам своей работы временный управляющий анализирует финансовое состояние должника, и если нет возможности восстановить его платежеспособность, собрание кредиторов может принять решение о целесообразности введения следующей реабилитационной процедуры — открытие конкурсного производства.
Скорее всего такая процедура и привела к тому, что 9 сентября 2013 г. Арбитражный суд РД вынес решение о признании ОАО «Авиалинии Дагестана» банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства сроком на 6 месяцев. После завершения конкурсного производства аэропорт Махачкалы будет освобожден от долгов ОАО «Авиалинии Дагестана» и перейдет в собственность инвестора по рыночной стоимости.
Как видим, процедура банкротства «Авиалиний Дагестана» дошла до завершающего цикла. А что дальше?
А дальше, как пояснили специалисты, аэропортовый комплекс освобождается от арестов и иных посягательств кредиторов, снимается риск беспорядочной продажи комплекса по частям. Появляются гарантии непрерывности аэропортовой деятельности как важнейшей составляющей жизнедеятельности республики. Расширяется спектр оказываемых услуг перевозчикам и пассажирам. Снимается социальная напряженность среди работников аэропорта, поскольку они переходят на работу к инвестору.
По федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2011 — 2015)» предусмотрена реконструкция аэровокзального комплекса за счет средств инвестора. Он же, инвестор, всеми силами будет способствовать началу реконструкции взлетно-посадочной полосы, тем более, что работы проводятся за счет средств федерального бюджета.
Это все – в будущем времени. А что-либо уже сделано? Как нам пояснили в кругах, близких к инвестору, уже закуплена спецтехника, необходимая для переоснащения аэропортовых служб. В феврале 2014 г. начнется строительство нового современного терминала аэропорта, проектирование которого ведется в настоящее время.
У нас появится современный аэропорт, который станет одним из важнейших элементов инфраструктуры. Он позволит создать условия для свободы передвижения людей, интеграции дагестанцев в российское общество, развитию предпринимательства, привлечению инвестиций. По большому счету, без современного аэропорта трудно решить задачу социально-экономического развития региона.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=33818