Ключевым посылом валдайского выступления В. Путина стала идея необходимости обретения и укрепления национальной идентичности: «Кто мы?» и «Кем мы хотим быть?».
Пояснив, что он понимает, что никакая национальная идея не может быть навязана сверху, В. Путин призвал к историческому творчеству, синтезу лучшего национального опыта и идеи, осмыслению наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения — «с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм». По этому поводу очень интересная концепция есть у заместителя представителя главы Чеченской Республики в Дагестане, кандидата экономических наук, государственного советника РФ 2-го класса Вахи Исламова, с которой он пришел в нашу редакцию.
Основная идея концепции В. Исламова — консолидация сил, средств, власти и людских ресурсов Дагестана, Ингушетии и Чечни. Сегодня основные задачи и проблемы, стоящие перед тремя республиками, почти одинаковы, но многие из задач, по его словам, непосильны этим регионам в одиночку. Каждый из них имеет какие-то козыри, но при этом есть клубок проблем, решение которых в одиночку – очень сложная задача.
— Для совместного продвижения к прогрессивному будущему, — сказал он, — нужны новые идеи, подходы и люди, способные внедрить современные методы управления, благоприятствующие созданию конкурентной бизнес–среды. В историческом прошлом мы – один народ с едиными корнями, где религия, обычаи и культура взаимосвязаны, как в живом организме. Осознание этого и объединение — вот что нам нужно, – убежден он.
Россия всегда формировалась как государство–цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, русской православной церковью и другими традиционными религиями России, как это подчеркнул В.В. Путин. Поэтому особое место играет возвращение в регион русских, и задача эта стоит перед всеми республиками. Уважая духовные ценности и культурные традиции проживавших ранее в наших республиках национальностей, руководствуясь желанием усиления сотрудничества народов с едиными корнями, с русским народом и русской православной церковью, инициативная группа подготовила устав «Фонда развития сотрудничества Дагестана, Ингушетии и Чечни» (ФРС – ДИЧ).
Основа его концепции — создание благоприятной среды для возвращения на историческую родину наших соотечественников, в том числе и в качестве инвесторов. Ведь выходцы из наших республик рассеялись по всему миру, среди них достаточно успешные и богатые люди, которые помогли бы нам поднять экономику региона.
– Однако для возвращения наших соотечественников необходимо им показать, что мы забыли противоречия, объединились и взялись за дело восстановления экономики региона, — считает В. Исламов.
— Но ведь сейчас в каждой республике идет такая работа.
— Это должна быть совместная работа по подъему всего региона, — настаивает собеседник.
Для этого он предлагает реализовать несколько проектов. К примеру, «По содействию гражданам России, желающим вернуться на свои «малые» родины». Организационной структурой, способной приступить к решению этой задачи, может стать «ФРС – ДИЧ» с участием представителей русской православной церкви (РПЦ), Совета муфтиев России (СМР) и Всемирного конгресса русскоговорящих евреев (ВКРЕ), живших ранее в республиках. Нужно вовлечь в него влиятельных политиков и предпринимателей из наших республик. Всех, кто мог бы оказать содействие в объединяющем нас деле – помочь вернуться тем, кто ещё не утратил чувство притяжения своей «малой» родины, где родился и вырос, где похоронены близкие и дорогие люди.
— Но как, по-вашему, практически реализовать предлагаемое?
— Нужно поднимать экономику, создавать условия для бизнеса. В качестве стартовой бизнес-идеи можно использовать уникальную горно–геологическую особенность северо-восточного склона Большого Кавказа. Здесь выявлены многочисленные месторождения термальных вод. Современные технологии дают возможность использовать геотермальную энергию при строительстве комплексов по производству овощной и фруктово-ягодной продукции на защищённых грунтах. Воспользовавшись потенциалом государственно-частного партнерства, привлекли бы частный финансовый сектор в зону ответственности государства на условиях разделения рисков и компенсации затрат. Это позволит обеспечить устойчивый, независимый от погодных аномалий сбор не менее трех урожаев в год, который будет востребован по всей России.
«ФРС–ДИЧ» предлагает неординарную и актуальную во времени, отвечающую интересам форпоста России концепцию сотрудничества по разным направлениям, что позволит нам гарантированное обеспечение масштабного стимулирования притока инвестиционного капитала в реальные секторы экономики в региональном масштабе.
Наконец, ничто так не сближает нас, как экономическое сотрудничество. К примеру, сейчас, по словам В. Исламова, идут попытки привлечь иностранцев к разработке шельфа каспийского берега, но он задается вопросом: выгодно ли это Дагестану, России? Между тем понятно, что сама республика не осилит столь масштабный проект, а федеральные структуры, та же Роснефть, пока не готовы вкладываться в эти проекты. Исламов предлагает всем трем республикам создать совместное предприятие, вложиться в это дело и привлечь свою бизнес-элиту, вместе с Роснефтью и под ее эгидой реализовать проект. При этом у правительства каждой из республик будет блокирующий пакет акций, а контрольный — у Роснефти.
Давайте начнём борьбу за ресурсы Каспийского шельфа только цивилизованным образом и без привлечения иностранного капитала, — говорит он.
Рассматриваемый проект экономически доходен и социально ориентирован, не говоря уже об очевидной пользе для развития сотрудничества наших республик в практической плоскости, что в целом отвечает интересам России. Учитывая стабильно высокий рейтинг глав трех наших республик и степень их влияния в регионе, особых усилий, по мнению собеседника, привлечение частных инвестиций не потребовало бы. А реализация такого проекта предоставила бы нашим республикам дополнительные возможности по освоению нефтяных запасов Каспийского бассейна, строительству современной нефтеперерабатывающей промышленности в регионе и активного использования геостратегического транспортного коридора «Север – Юг», а также установлению межправительственных связей с другими государствами в акватории Каспия.
Наконец в будущем вполне возможным и даже необходимым В. Исламов считает объединение трех регионов в единый субъект. Это последняя из его концепций, но это идея на долгосрочную перспективу.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=33790