В конце прошлой недели врио главы Дагестана Рамазан Абдулатипов встретился с представителями суфиев и салафитов. Врио заявил о необходимости продолжения мирного диалога в мусульманской умме Дагестана, участники встречи поддержали его. Эксперты называют этот шаг Абдулатипова политически выигрышным, но вместе с тем считают, что президент должен разрешить ряд вопросов, связанных с исламом.
В апреле прошлого года, напомним, в Центральной мечети Махачкалы представители суфиев в лице Духовного управления мусульман Дагестана и представители салафитов в лице организации «Ахлю Сунна валь-Джамаа» подписали резолюцию. Согласно ей обе стороны перевернули страницу взаимных претензий друг к другу, а вновь возникшие проблемные вопросы было решено разрешать сообща, с привлечением мусульманских ученых.
Некоторые назвали это событие примирением, другие решили, что стороны вынуждены были пожать друг другу руки. Но этот шаг был беспрецедентным и для суфиев, и для салафитов. И в нем не было никакого государственного участия.
Убийство шейха Саида Афанди если не положило конец начавшемуся диалогу, то уж точно застопорило его. Погибший, как потом написала редактор журнала «Ислам» Патимат Гамзатова, был инициатором диалога. Но теперь Абдулатипов принял решение возобновить этот диалог.
Быть мусульманином и примерным гражданином
За столом у Абдулатипова 31 августа сидели муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев, имам махачкалинской джума-мечети Магомедрасул Саадуев, имам главной мечети Избербаша Магомед Арсланалиев, руководитель ассоциации исламских ученых «Ахлю Сунна валь-Джамаа» Халилрахман Шаматов, ученый Абдурахим Магомедов, а также имам квартальной махачкалинской мечети «Сафар» Мухаммадханафи Гамзатов. Религиозные деятели договорились продолжить мирный и созидательный процесс по объединению и просвещению мусульман Дагестана.
В начале встречи Абдулатипов сказал, что у властей нет заинтересованности в том, чтобы мусульмане враждовали между собой. «Я не вижу причин, по которым мы должны были бы что-то делить, спорить и тем более воевать. Государство не заинтересовано, чтобы в мусульманской умме были какие-то неразрешимые противоречия. У каждого человека свой взгляд на жизнь, свое понимание, и об этом сказано в Коране. Но призыв ко всем один: «Опережайте друг друга в добрых делах». Мы должны быть не только правоверными мусульманами, но и примерными гражданами своей страны. Все это я говорю потому, что переживаю это и хотел бы в вашем лице увидеть сторонников», — заявил врио главы республики.
Муфтий Дагестана, в свою очередь, подчеркнул, что необходимо отбросить все ненужные воспоминания и начать жить сегодняшним днем. «Чем винить сегодня себя или кого-то другого, лучше все же подумать о будущем. За прожитое остается только покаяться, а с завтрашнего дня можно все начать сначала. Давайте научимся прощать друг другу наши недостатки», — призвал Абдулаев.
Исламский ученый Абдурахим Магомедов считает, что раскол среди дагестанских мусульман случился из-за незнания религии. По его мнению, этот религиозный пробел у дагестанцев появился в бытность СССР, который был изолированной от всего мира страной.
«Мы жили в коммунистическом строе, где были совсем другие порядки. После развала Союза дагестанцам пришлось строить что-то мусульманское. У них не было религиозных знаний и опыта. Эта неграмотность привела к тому, что мусульмане друг против друга пошли — одни стали «суфистами», а другие «ваххабистами». Вместо того чтобы потушить огонь вражды, кто-то третий туда еще керосин подливал. Были в этой проблеме и ошибки правительства», — отметил Магомедов.
Имам махачкалинской центральной мечети Магомедрасул Саадуев также призвал остановить вражду. «Если в обществе опасно, то в таком обществе ни ислам не будет развиваться, ни какая-нибудь другая религия. Ничего невозможно построить, ничего невозможно развивать в обществе, в котором нет спокойствия, в котором нет безопасности. Поэтому в целях обеспечения, сохранения в нашей республике мира, согласия мы всегда протягивали свою руку содействия, братства, для того чтобы объединить под этим лозунгом всех представителей нашей республики. Есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы приостановить эту вражду, прекратить эти нападки друг на друга, чтобы вместе беспокоиться о будущем нашей республики», — сказал имам.
В ходе встречи Абдулатипов коснулся и темы «лесного» бандподполья. В том, что среди членов незаконных вооруженных формирований оказываются молодые люди, вина не только самих ребят, но и общества и власти, заявил врио президента. «Мы должны совместными усилиями возвращать их, и мы будем работать в этом направлении. Я должен заботиться и о тех, кто находится вне общества, и буду вместе с вами содействовать тому, чтобы эти люди вернулись к мирной жизни. Многое из того, что произошло с нами, произошло из-за отчуждения. Власть больше занималась своими делами, а мы все должны заниматься делами нашей уммы», — подытожил врио главы Дагестана.
Политически оправданный диалог
По мнению политолога-кавказоведа Энвера Кисриева, Абдулатипов возобновил диалог в политических целях.
— То, что дагестанское руководство возвращается к тому, чтобы примирить, прекратить полемику между различными исламскими направлениями, нельзя не приветствовать, — полагает политолог. — Сама проблема вообще очень сложная. И она связана не столько с исламом, сколько с фатальностью событий, происходящих в республике. Мы вот знаем, что представители тарикатского ислама в Дагестане, то есть официальное Духовное управление мусульман, — это нечто близкое к государственным структурам. А салафиты — это те, кто так или иначе, определенным образом, радикально или структурно цивилизованно противостоят властям, так сказать, находятся в оппозиции. Поэтому главная цель сближения салафитов и суфиев, на мой взгляд, заключается в том, чтобы ислам вывести за политические структуры, чтобы ислам стал именно религией.
Кисриев считает, что Абдулатипов хочет, чтобы ислам не использовался политической властью в своих конъюнктурных целях.
«С другой же стороны, президент не хочет, чтобы и политическая оппозиция, которая власти тоже нужна (власть нуждается в критике), приобретала характер некоего исламского протеста. Сближение салафитов и суфиев, полагаю, состоит именно в этом», — сказал Кисриев «НД».
Но вместе с тем он считает, что это сближение суфиев и салафитов должно обеспечить цивилизованный диалог, который может привести к тому, чтобы ислам в меньшей степени политизировался.
Власть и интересы мусульман
Хасан-хаджи Гасаналиев, имам мечети по улице Котрова в Махачкале (по сути, главная салафитская мечеть в республике), приветствует шаги Абдулатипова по возобновлению мирного диалога.
«Если между Духовным управлением и салафитами власть хочет наладить диалог, то это хорошо. Конечно, было бы еще лучше, если бы они (салафиты и суфии) объединились», — высказался имам.
Но, по мнению Гасаналиева, власть в последнее время не учитывает интересы мусульман.
«Мы наблюдаем следующее: в школу в хиджабе ходить не разрешают, мечети закрывают. Проблем сейчас много. Если власть одно оправдывает, а другое запрещает, то это ни к чему хорошему не приведет», — заявил имам.
Гасаналиев надеется, что Абдулатипов, начавший примирение, подойдет ко всем вопросам умно, грамотно.
Лидеры группы салафитов…
Диалог никогда не прекращался, но и с места тоже не двигался, заявляет пресс-секретарь Духовного управления мусульман Дагестана Магомедрасул Омаров.
«После убийства шейха вопрос оставался открытым. Просто никто никаких действий в диалоге как процессе не предпринимал. И вот сейчас президент проявил инициативу. Единственная сложность здесь в том, что люди, которые сидели за столом у президента, за всех салафитов вряд ли отвечают. Тем более за тех, кто «ушел в лес». Будет ли способствовать диалог тому, чтобы люди вернулись к мирной жизни, — это зависит от Абдурахима Магомедова и Халилрахмана Шаматова, то есть от того, насколько они за этот вопрос возьмутся. Если вспомнить, ранее Абас Кебедов от имени салафитов старался что-то делать. Но где он сейчас? Его не видно вообще», — пояснил Омаров.
Он также отметил, что напряженности между ДУМД и теми, кто пришел на встречу к Абдулатипову, нет. «Прежде чем говорить о напряженности между салафитами и суфиями, хочу спросить: между тем же Шаматовым и Духовным управлением какая напряженность? Нет ведь ее. Со стороны ДУМД нет человека, который не выходит на диалог. Повторюсь, между Управлением и Халилрахманом с Абдурахимом нет напряженности. Но тут ведь вопрос в том, какую именно группу салафитов они представляют. Я не знаю, кто именно за ними стоит, но, боюсь, мнение всех салафитов они не представляют. Хотя надеюсь, что они все же смогут притянуть к себе большую часть салафитов», — добавил Омаров.
Салафитский раскол?
Омаров неспроста намекает на то, что среди салафитов есть разные группы. Его словам есть как минимум одно подтверждение. В феврале этого года в Парке имени 50-летия Октября прошел митинг салафитов, в котором участвовало около 500 человек. Официально причиной митинга был заявлен протест против произвола силовых структур, но выступающие больше говорили о внешней политике (в частности, о положении в Сирии), нежели о ситуации в республике. В день митинга в так называемой «котровской» мечети прихожане разделились на два лагеря и спорили, нужно ли идти на митинг или нет.
Главе Дагестана, как видим, к диалогу подключать придется и другие стороны. Ислам в Дагестане решительно занимает свои позиции, но от руководства региона, безусловно, зависит, насколько радикальными эти позиции будут.
Молодежь в исламе в цифрах
То, что исламские традиции в Дагестане сильны и упрочиваются, отмечают и ученые. Кандидат философских наук, заведующий отделом социологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Заид Абдулагатов в своей работе «О влиянии религиозного фактора на экстремистское поведение дагестанской молодежи» отмечает, что 58% молодежи в республике почитают законы шариата больше законов государства.
Абдулагатов отмечает, что молодежь активно участвует в фундаменталистском религиозном подполье — на 70% оно состоит из людей в возрасте 15—25 лет. Между тем, по данным ученого, в республике 30% молодых людей готовы выразить открытый протест властям, если их действия будут нарушать исламские нормы.
Но, несмотря на подавляющую религиозность молодых дагестанцев, в боевики готовы идти только 3% из них. В интересах республики — не только не дать этому проценту вырасти, но вообще минимизировать количество радикальной молодежи. Процесс мирного диалога, возобновленный Абдулатиповым, вполне может повлиять на эти процессы. Если, конечно, диалог не ограничится только «круглыми столами».
Источник: http://www.ndelo.ru/politika-5/1884-mirnyj-dialog-vtoraya-popytka