30 августа Председатель Правительства РД Абдусамад Гамидов провел совещание по вопросу «Формирование доходов и оптимизация расходов республиканского и местных бюджетов РД».
В нем приняли участие Первый заместитель Председателя Правительства РД Анатолий Карибов, заместитель председателя Счетной палаты РД Казанби Казанбиев, заместитель Председателя Правительства РД Магомедгусен Насрутдинов, министр финансов РД Антонина Идрисова, министр экономики РД Раюдин Юсуфов, министр здравоохранения РД Танка Ибрагимов, министр науки и образования РД Артур Далгатов, министр культуры Зарема Бутаева, министр печати и информации Умаросман Гаджиев, министр труда и социального развития Малик Баглиев, министр природных ресурсов Гасан Идрисов, а также представители других министерств и главы муниципальных образований.С вступительным словом выступил Председатель Правительства РД Абдусамад Гамидов.
«Несмотря на положительную динамику темпов основных экономических и социальных показателей, — отметил он, — республика по-прежнему один из лидеров в стране по отставанию. Об этом мы говорили на расширенном заседании Правительства. Наш экономический потенциал не используется в должном объеме, не востребован налоговый и неналоговый потенциал, вследствие этого и все наши проблемы. Это и высокая дотационность республики, и дефицит бюджета, и проблемы сбора налоговых и неналоговых доходов.
Сегодня исполнение доходной части республиканского бюджета складывается крайне напряженно. На 1 августа недопоступление в консолидированный бюджет составляет более 1 млрд рублей. Это при том, что Правительством республики определенные мероприятия по решению этой задачи проводились. Значит, где-то мы недорабатываем. В какой-то степени имеются объективные причины недопоступления, и мы об этом сейчас будем говорить.
В частности, большие проблемы по выполнению плановых показателей по налогу на прибыль. Сегодня в свете реализации приоритетного проекта Президента РД «Обеление» экономики» увеличение доходов является первостепенной задачей. Более подробно, думаю, об этом тоже скажут докладчики.
При этом следует отметить, что ситуация по исполнению республиканского бюджета складывается хуже, чем на местном уровне (89,5 проц.). План по доходам в местный бюджет выполнен с незначительным превышением плановых показателей.
Следует отметить, что проблема несбалансированности бюджета, наличие значительного дефицита присутствовали изначально при формировании бюджета. Это было обусловлено значительным ростом расходов республиканского бюджета на реализацию майских указов, необходимостью увеличения расходов на обязательное медицинское страхование, перераспределением налоговых расходов в дорожный фонд.
Вынуждены констатировать, что сокращение расходов республиканского бюджета на сумму 6,7 млрд рублей не решает в полной мере вопрос финансовой обеспеченности принятых расходных обязательств в текущем году.
На сегодня мы имеем утвержденный дефицит в размере 10 проц. собственных налоговых и неналоговых доходов. Это больше 2 млрд рублей. А фактически по бюджету в целом на покрытие дефицита предусматривается заимствование 7,4 млрд рублей.
Кроме того, имеют место проблемы дополнительной потребности в финансах в текущем году, в том числе связанные с реализацией 597 Указа Президента РФ в связи с ростом заработной платы по республике до 16,2 тыс. рублей за I полугодие.
При этом необходимо отметить, что эти вопросы невозможно решать без устойчивого роста доходов и оптимизации расходов республиканского и местных бюджетов.
От нас, — продолжил А.Гамидов, — глава республики ждет конкретных мер по оздоровлению экономики, в частности, в рамках мероприятий, предусмотренных президентскими проектами. Давайте обстоятельно обсудим эти вопросы, выработаем конкретные меры, ответственность за реализацию которых мы будем нести как члены правительства. Резервов у нас достаточно», — подчеркнул Председатель Правительства.
Далее с основным докладом по вопросу повестки дня выступила министр финансов РД Антонина Идрисова.
В частности, она подробно доложила о проводимых мероприятиях, направленных на реализацию социальной и экономической политики в соответствии с указами Президента РФ от 7 мая 2012 года, приоритетными проектами Президента Дагестана.
По словам А.Идрисовой, поступления в консолидированный бюджет Республики Дагестан за 7 месяцев 2013 года по налоговым и неналоговым доходам составили 13,9 млрд рублей, или 92,9 процента к назначениям на отчетный период. С начала года недопоступило 1,1 млрд рублей. В республиканский бюджет поступило 10,5 млрд рублей, или 89,5 процента к бюджетным назначениям на отчетный период. Исполнение плановых назначений обеспечено по налогу на доходы физических лиц – 108,6 %, по налогу на имущество организаций – 109 % и по налогу на добычу полезных ископаемых — 116 процентов. Самый низкий процент исполнения складывается по налогу на прибыль организаций – 58%, или, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, они снизились на 901,5 млн рублей. Снижение поступлений налога на прибыль организаций происходит в результате возврата образовавшейся переплаты, изменения на федеральном уровне порядка налогообложения в связи с созданием с 2012 года консолидированных групп налогоплательщиков. Снижение поступлений в общей сумме составило 1,2 млрд рублей.
«При этом одним из резервов поступлений по налогу на прибыль организаций является имеющаяся по данному виду налога задолженность, подлежащая зачислению в республиканский бюджет. Так, согласно отчетным данным УФНС по РД, задолженность, возможная к взысканию по данному налогу по состоянию на 1 августа 2013 года, составила 631,9 млн рублей», — отметила министр.
А.Идрисова сообщила, что при формировании доходов как республиканского, так и местных бюджетов всегда учитываются сложившаяся на момент составления прогноза налоговая база, изменения в налоговом и бюджетном законодательстве. Она также подробно доложила о проводимых мероприятиях в целях реализации приоритетного проекта Президента РД «Обеление экономики». В частности, подготовлены проект распоряжения Президента РД и типовой проект соглашения по вопросам обеспечения эффективного взаимодействия и обмена информацией между органами исполнительной власти, местного самоуправления, федеральными структурами, а также формы мониторинга работ по актуализации налогооблагаемой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и порядок оценки деятельности главы муниципального района, городского округа по реализации указанного соглашения.
А.Идрисова говорила и о недостатках в проводимой работе. Так, остаются недоработанными вопросы внедрения и использования похозяйственного учета, без которого невозможно объективно провести инвентаризацию налогового потенциала в районах.
«Кроме того, для еще более глубокого разъяснения мероприятий, которые необходимо провести в рамках указанного проекта, с 6 августа по 10 сентября по графику проводятся выездные кустовые совещания с представителями администраций районов и городов, а также главами администраций всех поселений, на которых представителями всех заинтересованных ведомств дополнительно разъясняется порядок действий, необходимых для завершения актуализации базы по земельному и имущественному налогам, обеспечению постановки на учет всех плательщиков налогов. С целью повышения заинтересованности администраций муниципальных образований в увеличении собственной доходной базы разработан и представлен в Правительство порядок поощрения муниципальных районов и городских округов за реализацию мер по обеспечению на своих территориях дополнительных поступлений налоговых доходов в местные бюджеты», — сообщила министр.
А.Идрисова предложила поощрять только те муниципальные образования, на территориях которых обеспечены дополнительные поступления по единому налогу на вмененный доход, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в консолидированный бюджет муниципального образования. При этом должно быть обеспечено перевыполнение прогноза поступления налоговых доходов в бюджет муниципального образования в целом и снижение недоимки на конец отчетного периода.
После выступления докладчика, А. Гамидов остановился на вопросе дефицита бюджета. «Как бы тяжело ни было, бюджет надо сделать бездефицитным. Будем тратить то, что у нас есть. Включайте в бюджет расходы на первоочередные нужды. Наш бюджет не позволяет даже выплачивать заработные платы муниципальным, госслужащим и бюджетным работникам».
Председатель Правительства также призвал руководство муниципальных образований и других органов власти целесообразно тратить деньги на имущество. «Не надо каждый год делать ремонты и покупать новую мебель, достаточно это сделать один раз и качественно».
Следующим выступил зам. председателя Счетной палаты РД Казанби Казанбиев, по словам которого положительная динамика социально-экономического развития, сложившаяся в текущем году, не отразилась соответствующим образом на исполнении бюджетных назначений.
«Анализ макроэкономических показателей, по сравнению с субъектами СКФО, и их влияния на налоговые поступления в разрезе отраслей показывает на их низкий удельный вес в объеме произведенной продукции, выполненных работ, оборота розничной торговли и платных услуг, по сравнению, в частности, со Ставропольским краем.
Одной из причин этого, на его взгляд, является отсутствие должного взаимодействия администраторов доходов с органами государственной власти и местного самоуправления, а также необеспечение всех запланированных мероприятий, в том числе в рамках основных направлений бюджетной и налоговой политики.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов Счетная палата Дагестана также предложила принять ряд действенных мер.
Далее выступил глава МО «город Кизилюрт» Магомед Уцумиев.
— К реализации одного из главных приоритетных проектов Президента Республики Дагестан «Обеление» экономики» мы приступили незамедлительно, можно сказать, даже с некоторым опережением. Еще в прошлом году мы начали процесс сплошной инвентаризации земли, объектов недвижимого имущества и незавершенного строительства, а также субъектов предпринимательской деятельности на предмет полного охвата их налогообложением. Принятие президентского проекта придало нашей работе новый импульс. Утверждена рабочая комиссия под руководством главы муниципального образования.
Образовано 10 постоянно действующих рабочих групп, за которыми закреплены 9 зон города и поселков. В состав групп включены работники аппарата администрации города, налоговых органов, полиции, техинвентаризации, МФЦ, управляющих компаний. Рабочие группы проводят полную инвентаризацию всех объектов и земельных участков, находящихся на закрепленных за ними территориях.
Текущий год в плане обеспечения полноты налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет мы завершаем неплохо. На 1 августа 2013 года показатель исполнения плана по доходам составляет 125%. С опережением идет выполнение задания по налогу на доходы физических лиц — 123%. Однако наблюдается отставание по таким видам налогов, как: на имущество физических лиц (17%), единый налог на вмененный доход (67%), земельный налог (81%).
О состоянии бюджета Хивского района рассказал глава района Бейдуллах Мирзоев: «Бюджет Хивского района в 2012 году составил 271 млн рублей, из которых 85 % доля финансовой помощи из республиканского бюджета РД и 15 процентов составляет доля собственных доходов.
В абсолютных показателях собственные налоговые и неналоговые доходы в 2012 году составили 19 миллионов 145 тысяч рублей при плановых заданиях в 16 миллионов 100 тысяч рублей, то есть на 19 % больше годового задания. За полтора года удалось снизить дотационность на 1,7 процентных пункта. В этом направлении работа ведется планомерно, и мы ставим достаточно амбициозные задачи перед собой в этом направлении.
МО «Хивский район» не ограничивает свою работу на достигнутых показателях. В рамках реализации задач, определенных в приоритетном проекте Президента Республики Дагестан «Обеление экономики» принят конкретный план мероприятий по обеспечению исполнения консолидированного бюджета МО по налоговым и неналоговым доходам в 2013 году, в частности: проводятся мероприятия по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке; инвентаризация объектов недвижимого имущества и земельного фонда; разработка методов налогообложения земель, закрепленных за сельскими поселениями и используемых для выпаса общественного скота; применение рыночных механизмов в использовании муниципального имущества, в том числе проведение аукционов по продаже права аренды муниципального имущества; частичное сокращение или отмена налоговых льгот; полный охват налогообложением всех имеющихся на территории района субъектов малого предпринимательства; создание необходимых условий и оказание практической помощи для лиц, занимающихся предпринимательством, особенно в сельском хозяйстве, и т.д.
В конце заседания Председатель Правительства остановился на двух вопросах. Во-первых – это дошкольные образовательные учреждения. Как отметил Председатель Правительства, на строительство детских садов из федерального бюджета будет выделено 314 млн рублей. Эти деньги получат те города и районы, в которых вопрос с детскими садами стоит наиболее остро.
Во-вторых, премьер поддержал предложение Министерства финансов – поощрять муниципальные образования, которые сами зарабатывают и обеспечивают хорошую налогособираемость. «Это может послужить стимулом для других городов и районов. В качестве эксперимента такой метод можно применить в ближайшие три года», — считает А. Гамидов.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=33213