Недавнее решение Сулеймана Керимова резко сократить финансирование махачкалинского футбольного клуба «Анжи» вызвало несколько разноречивых интерпретаций – от чисто экономических до преимущественно политических. В качестве наиболее прямого объяснения указывалось резкое падение курса акций «Уралкалия» — основного актива Керимова; основная политическая версия — с приходом к власти в Дагестане Рамазана Абдулатипова влиятельность Керимова в республике существенно снизилась.
Так или иначе, это знаковое решение миллиардера, который еще недавно, в период президентства Магомедсалама Магомедова, считался в республике «кошельком» номер один. В связи с этим «Кавказская политика» решила провести обзор инвестпроектов, которые за последние годы были связаны с именем Керимова, и их перспектив в новых дагестанских реалиях.Промышленность: первая ласточка новой индустриализации
Сулеймана Керимова принято считать основным бенефициаром Каспийского завода листового стекла – крупнейшего промышленного инвестпроекта в Дагестане, который предполагается ввести в эксплуатацию в ближайшем будущем. Как и в случае с большинством других активов, конечным владельцем является либо считается Керимов, учредителями предприятия являются офшорные компании – кипрские Geodar Trading Ltd и Truck Provider Service Ltd.
Реализация проекта началась еще в 2007 году, когда Керимов стал сенатором от Дагестана. В ответ на подписанное с властями Дагестана соглашение о выделении 100 млн. долларов на развитие экономики региона 56 депутатов Народного Собрания республики Дагестана единогласно утвердили Керимова своим представителем в Совете Федерации.
После этого миллиардер зарегистрировался в родном Дербенте, существенно пополнив бюджет города за счет выплаты налогов по месту прописки, и основал в Швейцарии фонд своего имени, который ежегодно жертвует значительные средства на благотворительность в Дагестане.
Тогда же Керимов стал активно анонсировать крупные инвестпроекты в республике, и первым из них был Каспийский завод листового стекла общей стоимостью 10,5 млрд рублей. Тем не менее, утверждать, что это личный проект Керимова вряд ли корректно, поскольку в создании предприятия участвует целый международный консорциум более чем из десяти участников. Скорее, более важно то, что это первый за долгие годы масштабный проект в промышленности Дагестана, на котором были в «ручном» режиме отработаны механизмы государственно-частного партнерства.
Инженерная инфраструктура для площадки, на которой расположен завод, создавалась за счет средств ФЦП «Юг России» и рассчитана на появление рядом и других производств. А основным кредитором (7,3 млрд рублей) выступил Внешэкономбанк, который сейчас рассматривает возможности кредитования ряда других крупных проектов в Дагестане. Теперь важно, чтобы новый завод вышел на заявленные мощности производства и смог освоить рынки юга России и ближнего зарубежья, как это предусмотрено проектом.
Футбол: не по карману?
В недавней публикации в «Известиях» общий объем вложений Сулеймана Керимова в «Анжи» с начала 2011 года оценивался в 450 млн. евро. Большой футбол для дагестанского миллиардера в самом деле оказался сверхубыточным предприятием. По данным «Спарк-Интерфакс», чистый убыток ООО «ФК “Анжи”» за 2011-2012 годы превысил 5 млрд. рублей (125 млн евро по среднему курсу 1:40), а кредиторская задолженность на конец прошлого года составила более 600 млн. рублей. При этом совокупная выручка клуба за два года оказалась чуть меньше 0,5 млрд. рублей (порядка 16 млн. долларов по курсу 1:30). То есть даже при объявленном сокращении бюджета клуба до 50-70 млн. долларов «Анжи» будет оставаться глубоко дотационным проектом.
Пока остается неясной и судьба проектов, которые были связаны с «Анжи». По оценке «Известий», реконструкция стадиона «Хазар» (теперь «Анжи-Арена») в Каспийске стоила около 40 млн. евро, на реализацию концепции развития в Дагестане детско-юношеского футбола до 2015 года было запланировано 700 млн. рублей, а также значительные средства были вложены в детско-юношескую футбольную школу «Анжи» в Хасавюрте.
В дальнейших планах Сулеймана Керимова было строительство нового стадиона «Анжи-Сити» вместимостью 40-50 тысяч мест, вокруг него предполагалось создать большую зону отдыха с парком развлечений, гостиницами высокой звездности и т.д. Все это, разумеется, было рассчитано на то, что «Анжи» станет регулярно показывать в первенстве страны высокие результаты. Теперь же, учитывая более скромный бюджет клуба, ему предстоит решать в турнирной таблице совсем другие задачи, явно не совместимые с гигантоманией. После шести игр с начала нового футбольного сезона «Анжи» занимает второе место от конца с двумя набранными очками.
Махачкалинский порт: приватизация вновь откладывается
Махачкалинский морской торговый порт (ММТП), до сих пор находящийся в федеральной собственности, был первым крупным активом, который фактически перешел под контроль Сулеймана Керимова в период президентства Магомедсалама Магомедова. Это произошло после того, как в мае 2010 года был уволен генеральный директор порта Абусупьян Хархаров, возглавлявший предприятие 12 лет. Увольнение сопровождалось скандалом: Хархаров пытался опротестовать свою отставку в суде и вывести на улицы Махачкалы группу поддержки в несколько тысяч человек.
Вскоре после этого порт возглавил Ахмед Гаджиев, брат депутат Госдумы Магомеда Гаджиева, близкого к Сулейману Керимову. Новое руководство предприятия начало подготовку к акционированию и последующей приватизации, которая постоянно откладывалась при Хархарове — бывший гендиректор пояснял это тем, что до завершения модернизации порта за счет федерального бюджета это нецелесообразно. Однако по итогам 2010 года порт продемонстрировал существенное снижение операционных и финансовых показателей, и вопрос о его приватизации был отложен — вместо этого руководство компании представило проект новых вложений в расширение портовых мощностей.
Практически сразу после январской смены руководства Дагестана появилась информация, что новым претендентом на порт является группа «Сумма» Зиявудина Магомедова – крупный игрок в российской стивидорной отрасли, владеющий пополам с АК «Транснефть» контрольным пакетом Новороссийского морского торгового порта. В июне на совещании в Федеральном агентстве морского и речного транспорта Минтранса России представитель Росимущества Владимир Рыжов сообщил, что завершить приватизацию ММТП планируется до конца года.
Однако уже в конце июля заместитель руководителя Агентства морского и речного транспорта РФ (Росморречфлота) Константин Стасюк дал понять, что процесс может вновь затянуться. В этом случае уже следующей весной будет рассматриваться вопрос о включении ММТП в прогнозный план приватизации на 2014-2016 годы. И вновь против быстрой приватизации высказалось руководство порта.
«Говорить о том, как будут продаваться акции порта, слишком рано, — заявил махачкалинскому еженедельнику “Черновик” первый заместитель гендиректора ММТП Мурадхан Хидиров. — На данном этапе мы продолжаем заниматься восстановлением необходимой для полноценной подготовки к приватизации порта документации, которая была утеряна при смене руководства ММТП или вовсе не существовала. Большая часть имущества порта выведена с баланса ММТП с 2007 года или же находится в залоге под обеспечение кредитов, взятых до 2010 года. Пока вся документация не будет восстановлена, даже речи не может быть о преобразовании ФГУП ММТП в ОАО».
У затягивания приватизации могут быть и другие причины. Недавно опубликованные финансовые показатели ММТП за прошлый год весьма отрадны. При незначительном увеличении выручки (с 555 до 671 млн рублей) Махачкалинский порт существенно повысил свою прибыльность – с символических 4,3 млн рублей в 2011 году до почти 75 млн в прошлом. Ожидается и дальнейший рост грузооборота, который в прошлом году увеличился на 12%, превысив 6 млн тонн.
Кроме того, продолжается реконструкция порта за счет федеральных средств. ФГУП «Росморпорт», на балансе которого находятся переданы акватория и подходные каналы ММТП, проводит дноуглубительные работы; в дальнейшей повестке — реконструкция нефтегавани и разработка генеральной схемы развития порта. Словом, спешить с приватизацией руководству порта и в самом деле незачем.
Аэропорт: планы в силе
О том, что махачкалинский аэропорт «Уйташ» (находится на балансе принадлежащего государству ОАО «Авиалинии Дагестана») планируется передать под контроль структур Керимова, стало известно вскоре после назначения президентом Дагестана Магомедсалама Магомедова в начале 2010 года. Однако процесс с самого начала затянулся.
Первоначально планировалось, что аэропорт перейдет Керимову в результате аукцион по продаже стопроцентного госпакета ОАО «Авиалинии Дагестана», назначенного Росимуществом на 17 февраля 2011 года. Однако он не состоялся ввиду отсутствия заявок. Неофициальные комментаторы утверждали, что Керимову предложили сначала взять шефство над «Анжи», а затем уже пообещали аэропорт – после его передачи из федеральной собственности в республиканскую.
Следующим шагом развития сюжета стало лишение «Авиалиний Дагестана» права выполнять пассажирские перевозки в декабре 2011 года. Это означало крушение одного из последних бастионов монополизма в отрасли — долгое время компания выполняла и аэропортовое обслуживание, и пассажирские полеты, несмотря на проводимый федеральным правительством курс на разделение этих видов деятельности. В то же время «Авиалинии Дагестана» лишились главного источника пополнения своего бюджета (выручка в 2012 году упала почти на порядок – до 352 млн рублей против 2,26 млрд в 2011 году), и ситуация в компании сложилась критическая.
«Внутренних ресурсов для развития и мотивации у нынешних управленцев нет. Необходимо быстрее избавить аэропорт от «пережитков прошлого», провести реорганизацию и переоснащение», — заявил весной прошлого года генеральный директор компании «Нафта Москва» Олег Липатов. Тогда же Липатов подтвердил, что эта структура Сулеймана Керимова готова к масштабным инвестициям в аэропорт. В апреле 2012 года президент Владимир Путин подписал распоряжение о передаче в собственность республики Дагестан акций ОАО «Авиалинии Дагестана» на условиях привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры аэропорта до 2015 года.
Незадолго до этого было создано ОАО «Международный аэропорт Махачкала» (основной владелец – зарегистрированная на Виргинских островах компания «Докса Инвестментс»). В совет директоров этой организации вошли представители фонда «Новый Город», основанного Сулейманом Керимовым для реализации крупного девелоперского проекта в прибрежной части Дагестана (в том числе Олег Липатов). В ноябре прошлого года ФАС удовлетворила ходатайство этой компании о приобретении 3 120 880 штук обыкновенных именных бездокументарных акций, или 100% уставного капитала, ОАО «Авиалинии Дагестана». В это же время Олег Липатов был назначен вице-премьером правительства республики, ответственным за привлечение инвестиций.
Но в процессе передачи аэропорта из федеральной в республиканскую собственность возникли затруднения — в частности, оказалось, что ряд объектов аэропорта был заложен в обанкротившемся летом 2012 года банке «Витас» (близком к Ахмеду Билалову). А в феврале, после смены руководства Дагестана, правительство республики покинул Олег Липатов. Вскоре после этого в кресло генерального директора «Авиалиний Дагестана» вернулся Мирза Омариев, а уголовные дела, возбужденные против него в прошлом году, были закрыты.
Тем не менее, как сообщил в недавнем интервью «Кавказской политике» вице-премьер правительства Дагестана Абусупьян Хархаров, что «Нафта Москва» от своих планов по развитию аэропорта не отказывается. «Человеком Керимова» в нынешнем руководстве аэропорта является первый заместитель генерального директора Станислав Невзоров, в прошлом году возглавивший упомянутое выше ОАО «Международный аэропорт Махачкала».
В ходе недавней пресс-конференции Станислав Невзоров сообщил, что в настоящее время ведется совместная работа с правительством Республики Дагестана о подписании инвестиционного соглашения с «Нафта Москвой». Невзоров также объявил о планах по реконструкции и удлинению взлетно-посадочной полосы. По сообщению «Черновика», Минтранс РФ уже одобрил для этой цели сумму в 5 млрд рублей, а «Нафта Москва» закупает для аэропорта технику на 50 млн рублей. На той же пресс-конференции Мирза Омариев сообщил, что на уровне правительства Дагестана решается вопрос о воссоздании республиканской авиакомпании с парком из 20 иностранных самолетов, которая будет называться «Юго-Восточные авиалинии». Об источнике средств на этот проект пока не сообщается.
В то же время принципиальным остается вопрос о финансовой стабильности «Авиалиний Дагестана». Два последних года компания демонстрировала значительные убытки (144 млн рублей в 2011 году и почти 115 млн рублей в 2012 году) при одновременном росте кредиторской задолженности (с 275,5 млн рублей в 2010 году до почти 443 млн рублей в прошлом году). По мнению Абусупьяна Хархарова, с точки зрения бизнеса и реального оздоровления предприятия самой правильной моделью было бы провести банкротство «Авиалиний Дагестана». Тем не менее, по словам Мирзы Омариева, в компании наметилась положительная динамика — за полгода удалось погасить задолженность 225 млн рублей, в частности, покрыть долги по зарплате и обязательным платежам.
Девелопмент: пока на бумаге
В сфере девелопмента декларации Сулеймана Керимова были наиболее масштабны. Еще в весной 2010 года сингапурское архитектурное бюро WATG приступило к созданию концепции строительства нового города на побережье Каспийского моря с населением 500 тысяч человек. Год спустя близкие к миллиардеру источники утверждали, что Керимов готов инвестировать 1 млрд евро в инфраструктуру III Юношеской Олимпиады 2018 года, если она пройдет в Дагестане. А в середине 2011 года «Нафта Москва» объявила о намерениях вложить 1,4 млрд долларов в спортивную и туристическую инфраструктуру Дагестана – уже в рамках соглашения с ОАО «Курорты Северного Кавказа». Как сообщил тогдашний председатель совета директоров КСК Ахмед Билалов, основными объектами в рамках заявленных инвестиций станут новый аэропорт и центральный стадион в Махачкале.
Все эти декларации были тесно связаны с решением российского правительства о включении в проект туристического кластера Северного Кавказа ряда участков на побережье Каспийского моря. Предварительный объем инвестиций в Каспийский прибрежный кластер оценивался в 140-150 млрд рублей, из которых 20-25% планировалось привлечь из средств государства, 75-80% — от частных инвесторов. Для реализации девелоперских проектов Сулеймана Керимова в Дагестане в июле 2011 года был создан фонд социального содействия и управления в градостроительной деятельности «Новый Город», среди соучредителей которого выступили Олег Липатов и министр земельных и имущественных отношений Дагестана Сефер Алиев (ныне занимает должность министра связи и телекоммуникаций).
Однако все эти планы пока в основном остались на бумаге – за исключением реконструкции стадиона «Хазар». Российская заявка на проведение в Дагестане Юношеской Олимпиады была быстро снята, а строительство курортов на Каспии пока не входят в первоочередные планы «Курортов Северного Кавказа» после недавней смены руководства этой компании. В июльском интервью РИА «Новости» новый гендиректор КСК Сергей Верещагин сообщил, что очередь Каспия наступит после того, как будут введены в строй курорты Архыз, Эльбрус-Безенги и Мамисон. Явного энтузиазма в отношении развития массового туризма нет и у нового главы Дагестана Рамазана Абдулатипова – в числе его десяти приоритетных проектов этой отрасли не оказалось.