«Всем выйти из тени» Чтобы «обелить экономику» Дагестана, необходимо выявить ее скрытый налоговый потенциал

В Дагестане продолжаются процессы чисток рядов от неэффективных работников. Президент ставит задачи, обрамленные жесткими временными рамками. Роспуск правительства, не справлявшегося с архиважными пректами, не отменил необходимости их реализации. О том, с какими проблемами сталкивается правительство при реализации президентского проекта «Обеление экономики», о скрытом налоговом потенциале республики и «точках роста» читайте в материале дагестанского обозревателя «Кавказской политики».

Промедление с реализацией десяти приоритетных проектов президента РД стоило Мухтару Меджидову должности премьера. Своих постов лишились и 3 представительницы слабого пола: министр труда и социального развития Такибат Махмудова, министр культуры Зумруд Сулейманова, председатель комитета по поддержке малого и среднего предпринимательства Мадина Алисултанова.

Должности лишился и председатель комитета по делам молодежи Заур Кахриманов. Вместо него назначен Заур Курбанов. В 2011 году он занимал должность директора Всероссийского молодежного образовательного форума «Каспий 2011». С 2012 года – член политсовета регионального отделения ВПП «Единая Россия».

О том, почему правительство Дагестана не предпринимало реальных шагов по реализации десяти приоритетных президентских проектов, мнения разделились. Одни считают, что проекты практически не обоснованы, поскольку их разработчики не владеют информацией о подводных камнях дагестанской экономики.

Другие придерживаются мнения, что в недрах муниципальных и республиканских органов власти существует некий скрытый саботаж.

Эти две проблемы реально существуют. Взаимодополняющие факторы — отсутствие информации и саботаж — могут препятствовать реализации проекта «Обеление экономики», выводу предприятий из тени.

Народы, время собирать налоги

Согласно этому проекту нужно поэтапно увеличивать собираемость налогов. Правительству не удалось добиться увеличения сбора налогов. Вступая в должность, Абдусамад Гамидов отметил, что в первом полугодии бюджет недополучил почти полтора миллиарда рублей. Это расценили как упущение правительства Мухтара Меджидова. По словам Гамидова, проекты нужно приспособить к конкретным территориям.

Внедрить в жизнь проект «Обеление экономики» представляется сложным, если механизм реализации не будет заправлен конкретной информацией. Ответственные за проект должны четко знать, кого они «обеляют», иметь дело с конкретными субъектами экономики.

Абстрактную теневую экономику «обелить» невозможно. Собрав и проанализировав всю базу о неплательщиках, можно составить план легализации.

Вряд ли цель будет достигнута одним желанием содрать больше налогов. Этим, наоборот, можно запугать предпринимателей.

Важно, чтобы они почувствовали себя комфортнее в легальном положении и под защитой государства. И чтобы они не обращались за защитой к разного рода «крышам». Для этого нужно создать разумный налоговый режим.

Недавнее увеличение страховых выплат (раньше называли социальный налог) из фонда оплаты труда от 25% до 34% загнало в тень тысячи предпринимателей. Такая неразумная налоговая политика не способствует уменьшению доли теневой экономики.

Можно споткнуться о подводные камни черного рынка

Абдулатипов не знает и не может знать, где какие карьеры, кирпичные заводы или обувные цеха расположены. Для этого есть надзорные органы. Чтобы сделать проект реалистичным, нужна информация обо всех предприятиях, работающих в тени. Бессмысленно призывать собирать налоги, не зная с кого.

Без достоверной информации о хозяйствующих субъектах невозможно расширять налоговую базу, стимулировать предприятия налоговыми льготами и развивать экономику.

Контролирующие, правоохранительные и налоговые органы обязаны владеть этой информацией, составить список злостных неплательщиков налогов, опубликовать его в прессе. Но госструктуры почему-то не заинтересованы в раскрытии этой информации.

Властям невыгодно делать убыточными «точки роста» «левых» доходов

Основной налоговый потенциал сосредоточен в городах и в крупных муниципальных районах. Многие предприниматели говорят, что для открытия своего дела, нужно пойти к главе района или города, оставить ему энную сумму. А потом уже с прибыли выплачивать долю. Если в сфере обслуживания как-то еще можно работать, то в реальном производстве кормить чиновников и платить налоги невыгодно.

Ученые ломают головы, почему не идут инвесторы, в правительстве создаются структуры по привлечению инвесторов. Видя конкретные конкурентные преимущества, многие инвесторы сами приходят без всякого стимулирования и привлечения. Но когда местные главы требуют своей доли, и когда эта доля доходит до 50 %, они разворачиваются и уходят обратно.

К примеру, когда заработал курорт «Чиниди-Чьеро», за отказ платить дань на базе провели спецоперацию, положили всех работников лицом в снег. Чтобы оставили курорт в покое, пришлось вмещаться тогдашнему главе республики. Инвестор курорта — относительно крупный московский бизнесмен — мог тогда защитить свои права. А как быть мелким местным бизнесменам?

Мелкие бизнесмены не могут расти и существуют лишь потому, что их укрывают от выплат налогов хозяева теневой экономики — главы муниципалитетов. Они же имеют своих людей в фискальных, контролирующих органах, в правительстве, и, естественно, будут саботировать проект «Обеление экономики».

Убирать тень или выводить из-под него бизнес?

Все трудовые мигранты не только из сельской местности, но из Азербайджана, Узбекистана и других стран находят работу в городах Дагестана, открывают свой бизнес.

В основном мигранты заняты в строительстве и в сфере обслуживания. Большая часть этого рынка труда находится в тени. Никто из занятых в стройках рабочих при средней зарплате в 30 тысяч рублей в месяц не платит подоходный налог и страховые взносы. Они получают зарплаты черным налом, в конвертах.

То, что не может делать государство, — собирать налоги — делают местные князья. Они имеют собственный бизнес, который укрывают от налогов и заодно укрывают малый бизнес, с которого собирают дань.

То есть муниципалитеты обрели экономическую основу государств-княжеств внутри большого государства.

Другой источник доходов — крупные предприятия, которые не платят налоги потому, что головные офисы зарегистрированы в Москве, в Пятигорске, Красноярске.

Второй способ укрытия от налогов — всегда быть убыточными. Очень много в республике убыточных предприятий как государственных, так и частных. Акционерные общества и ГУПы, которые многие годы считаются убыточными, почему-то продолжают функционировать.

Почему наше законодательство позволяет предприятиям быть убыточным на протяжении многих лет. Быть убыточным не модно, просто выгодно.

Убытки миллионами долларов оседают в чьих-то карманах и кипрских офшорах. Если предприятие к концу года показывает убытки, нужно запускать процедуру.

Банкротство далеко не всегда означает ликвидацию предприятия. Цель процедуры банкротства — смена неэффективного менеджмента и финансовое оздоровление предприятия.

Коррупционерам нужно дать шанс стать акционерами

Разные схемы ухода от налогов применяют и естественные монополии. Это как коррумпированные государства в государстве. В официальной отчетности они снижают объемы произведенной продукции или оказанных услуг. Неучтенную прибыль оставляют себе.

Эксперты не исключают, что объемы добычи нефти и газа в республике падают не только потому, что истощаются месторождения, а новые не бурят. А еще и потому, что определенная часть добытой нефти скрывается.

Точно так же и перевалка грузов в порту. Официальный товарооборот может составить 5 миллионов тонн, неофициальный — несколько больше. Разница не облагается налогами. Если освоить шельф, наладить переработку и транспортировку нефти, Азербайджан и Башкортостан будут завидовать Дагестану.

Почему бы всем коррумпированным чиновникам не вложиться в это выгодное дело, не создать предприятие, стать акционерами. Тогда им не будет никакого дела до Белого дома, с его дотационным бюджетом. Вот вам одна из точек и роста, и прироста не «левых», а законных доходов.

Технические потери или воровство электроэнергии и газа (эти потери составляют примерно 40%) также являются товарами, реализуемыми в доход теневых игроков рынка без уплаты налогов.

Пересадить чиновников с бюджетной иглы на нефтяную

Еще один источник налогов — это земли, дворцы, машины. Владельцы дорогих иномарок не платят транспортный налог. Эти автомобили зачастую не зарегистрированы в органах ГИБДД. Контролирующие и фискальные органы почему-то не проявляют заинтересованность в их выявлении.

Налог на имущество и на землю не платят путем снижения их стоимости. Особняк с рыночной стоимостью в 5 миллионов долларов оценивают в 100 тысяч рублей.

Есть еще одна причина нереалистичности проекта «Обеления экономики». Это диспропорция распределения налогов в пользу федерального бюджета за счет местного и регионального бюджетов. Примерно 75% налогов уходят в федеральный бюджет.

Регионам и муниципалам не выгодно показывать все доходы, потому что их приходится перечислять в Москву.

Поэтому не удивительно, что большинство регионов являются дотационными. Естественно, такая налоговая политика не способствует развитию экономик. 

Источник: http://kavpolit.com/vsem-vyjti-iz-teni/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *