Дагестан принято называть аграрной республикой. Впрочем, если быть справедливым, это определение ныне больше отражает не то, чем богата республика, а говорит о ее технологической или индустриальной отсталости. Иначе как объяснить ту скудность линейки сельхозпродукции, представленной у нас на рынках, а главное, чем оправдать столь высокие цены на овощи, фрукты, мясо? Вот помидоры в Дагестане растут и в предгорье и на равнине, и, казалось бы, должно их быть просто море, ан нет. Дефицита, конечно, к счастью, не наблюдается, но цена их такая, что впору «яблоко любви» считать деликатесом и в ресторанах подавать.
Наши соотечественники, проживающие в центральных регионах России, а то и в самом Ханты-Мансийском округе, приезжая летом на побывку в родные края, частенько делятся впечатлениями о том, что у них на рынках многое из сельхозпродуктов значительно дешевле. И это в Сибири. Как подобное возможно? Очень просто. Дело в том, что сегодня многое из того, что попадает на рынки России, привозное: морковь, свекла, яблоки и, представьте, даже картофель. Так вот, там где на рынках власть посредников не так очевидна, где есть хоть какая-то конкуренция, в том числе со стороны сетевых магазинов, где производитель имеет доступ к прилавку, там цены ниже.
О том, что перекупщики заказывают «музыку» на рынках, наша газета писала не раз. Факты возможного сговора нехотя признало и управление антимонопольной службы Дагестана. И что? Помнится, его руководитель Курбан Кубасаев на состоявшемся в редакции круглом столе призывал представителей СМИ провести журналистское расследование по этим фактам, ибо служба свое расследование вправе осуществлять только по заявлению граждан. Скажите на милость, с чего бы нам браться за дела контролирующих органов? Мы же об этом писали и продолжаем писать («ДП» 17.05.2012 «Сговор вместо конкуренции?», 29.05.2012 «В чей огород камни, или Что мешает здоровой конкуренции в Дагестане?». Нам что, их еще и за руку ловить следует?
Что говорить о посредниках, монополизировавших рынки, когда такой очевидный факт, как отсутствие на них прописанных в федеральном законе «О рынках» торговых рядов для непосредственных сельхозпроизводителей много лет остается без должной реакции и правовой оценки со стороны соответствующих органов и ведомств.
Производители, к примеру, заявляют, что им не пробиться на наши рынки, а руководители рынков частенько со страниц газет и в телеэфире утверждают, что наши сельчане «ленивые» и сами не желают торговать, мол, предпочитая стоянию у прилавков исключительно работу на земле. Потому напомним представителям рынков и отдельным чиновникам, что названный закон прописывает иметь на рынках определенный процент свободных и доступных для сельхозпроизводителей площадей. Когда же журналисты акцентируют на это внимание, владельцы рынков оправдываются, мол, рыночные условия не позволяют им идти на такую роскошь – оставлять пустые торговые места. Как не вспомнить тут Ильфа и Петрова, их знаменитое: «Плюньте мне в лицо, если это не мальчик».
Такой вот футбол. И не «бразильский», в котором в почете индивидуальная игра, а скорее «немецкий» — с умело выстроенной обороной и организованной коллективной атакой. В общем очень похоже на сговор, в результате которого страдает прежде всего население, сельхозпроизводитель, а в конечном итоге республика в целом. Известно, что не каждый на селе имеет возможность выезжать за пределы республики и даже села со своей скоропортящейся продукцией, вот и получается, что он должен либо работать на «дядю с КамАЗом», скупающего товар по бросовым ценам, либо вовсе забыть надежду заработать на земле. Может, потому так много у нас заброшенных земель?
Да ладно с рынками. Возможно, до последнего времени в эту сферу и не влезали глубоко по причине отсутствия у наших ведомств своих «боевых вертолетов». В Дагестане решали проблему как могли, писали предписания, предупреждали, уговаривали или, к примеру, проводили как альтернативу имеющейся дороговизне «Ярмарки сельхозпроизводителей». Так ведь и их теперь не стало. Не скажу, что уж очень они снижали цены на рынке, однако хоть в день, когда люди из правительства посещали ярмарку, можно было чуть дешевле приобрести продукты. Рис кизлярский, масло подсолнечное с Кубани и многое другое шло нарасхват. Для населения Дагестана, в массе своей живущего у черты бедности, даже эта малость была большим подарком. Теперь такого счастья нет. Может, потому, что ранее Министерство сельского хозяйства РД критиковали в газете, мол, хорошо бы почаще подобные ярмарки проводить, да так, чтобы все же цены на них были ниже рыночных. А в ответ ярмарки вообще перестали проводить, словно на это рукой махнули.
«Кто бы что ни говорил, а упор надо делать на аграрный сектор производства», — мысль, высказанная недавно врио Президента Рамазаном Абдулатиповым, обнадеживает. Может, в итоге, если воплотится в жизнь все намеченное новым руководством республики, мы, живя на юге, все же сможем досыта наесться, к слову, той же черешней или виноградом. Конечно, не за четверть или половину своей зарплаты, это мы можем и сегодня. И мне кажется, что все в этом плане не решат крупные агрохолдинги, на которые ныне делают ставку в республике. Пусть даже они будут с большими хранилищами, современной техникой и технологией производства. Важно, считаю, дать возможность сельскому труженику вырастить и реализовать свой урожай прежде всего непосредственно в республике.
Вообще менталитет дагестанцев удивляет. Нас послушать, так мы ну прямо «святые» и самые богобоязненные в мире. Однако в святые дни и в религиозные праздники часть нашего общества — торговцы, не гнушаются заработать на другой ее части — покупателях. Это что, экспроприация экспроприируемого? Так ведь страдают не казнокрады, им эти траты не в тягость. Без праздничного стола остаются те, для кого из своей скудной зарплаты все необходимое, что предполагает праздник разговения, просто не оплатить. Традиционным ростом цен в период религиозных праздников у нас никого ныне не удивишь, пожалуй, лишь гостей Дагестана, утверждающих, что у них, напротив, в пасху или, как в Татарстане, в месяц Рамадан все, напротив, дешевеет. Одна страна, а нравы такие разные. Обидно…
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=32203