Известный дагестанский артист, ныне работающий в Москве, Аслан Гусейнов встретился с нами, рассказал о своих трудовых буднях и не только.
— Аслан, когда пришло четкое осознание того, что необходимо всерьез заняться творческой деятельностью?
— Тяга к музыке проявлялась еще с раннего детства, когда мои родители и родственники брали меня с собой на различные мероприятия, публичные встречи, свадьбы и дни рождения, где музыка была неотъемлемым элементом. Я не всегда видел себя артистом. Само осознание пришло гораздо позже, после определенного практического опыта. На тот момент, как и у всех мальчиков, были высокие мечты слетать в космос, стать ученым-физиком. В какой-то период почему-то очень хотел реализовать себя в качестве врача. Затем сильно стало тянуть к хореографии, видимо, из-за того, что ранее год занимался в ансамбле "Асса". Активно посещал секции по ушу-саньда и плаванию. Родители хотели, чтобы в юном возрасте я все испытал, посетил, опробовал, а во взрослой жизни посмотреть, чем бы я уже конкретно занялся.
Где-то в конце 80-х очень было модно отдавать своих детей в музыкальные школы, и мой отец, будучи активным меломаном, повел меня в одно из таких заведений, чтобы я хотя бы узнал азы. Но на тот момент в школе я активно занимался техническими науками, решал очень сложные задачи, помогал маме (она преподаватель алгебры, геометрии) проверять домашнее задание. Да, были и такие времена…
Однажды в Махачкале меня отвели в музыкальную школу, в отделение тар (национальный инструмент). Можно считать, что именно с этого момента начинается профессиональное занятие музыкой. Мой педагог в то время Зафар Кулиев привил мне грамоту умения играть на этом восточном струнном инструменте. Выступал на различных фестивалях, ездил по стране, становился лауреатом и победителем различных конкурсов.
— Изменились ли приоритеты в студенческие годы?
— В начале 90-х поступил в Дагестанский государственный университет, на экономический факультет. С началом студенческой жизни мне пришлось забыть на какое-то время о музыкальной жизни и выступлениях.
В дальнейшем стал вливаться в студенческую жизнь, принимать самое активное участие в культурной жизни вуза. Хочу заметить, тогда я позиционировал себя как музыкант-инструменталист, что, в принципе, мне не мешало развиваться как вокалисту. Посещал различные кружки пения, дополнительные занятия. Все привело к тому, что меня пригласили в команду КВН "Махачкалинские бродяги". Они меня поднатаскали, был участником их номеров. Все это затягивало меня все больше, развивался как композитор-песенник для группы "Кинса" и сольного исполнения.
— Аслан, а что вас больше привлекает: выступать в группе или как сольный исполнитель?
— Группа — это всегда нужная, переходная стадия для каждого исполнителя. Человек приобретает необходимый опыт, чувство сцены, ощущение музыки. Многое зависит от коллектива. Мне в этом случае очень повезло, ребята были дружные, поддерживали друг друга, мы чувствовали себя одним целым. Внутри группы были свои правила поведения, устои. Коллектив являлся неким братством, где каждый выручал товарища и это было само собой разумеющимся. Но шоу-бизнес коварен, и нам тоже не удалось избежать определенных препятствий. Каким бы ни был крепким и сплоченным состав, в силу каких-то внутренних и внешних причин в нем стали появляться определенные трещины, что в последующем привело к распаду.
Это тяжелый, но переломный момент в моей жизни. Психологически было непросто решить выступать сольно на дагестанской эстраде, учитывая огромную популярность нашей группы. Тем не менее, я преодолел себя и стал выпускать треки, которые сделали меня популярным не только в Дагестане, но и на всем Северном Кавказе. Затем начал подумывать о Москве с целью закрепления и дальнейшего развития. Стал пробиваться, работать, несмотря на все столичные трудности. Многое удалось сделать, а что-то не получилось, но я не останавливаюсь на этом, а дальше работаю и стараюсь достигать поставленных целей.
— Сейчас общаетесь с ребятами из группы?
— Да, мы поддерживаем дружеские отношения до сих пор. Почти весь состав ныне в Москве, у каждого своя семья. В основном все остались в шоу-бизнесе, но в разных амплуа. Иногда видимся на совместных праздниках, встречаемся по работе, но не так, как это было раньше.
— Правда, что вы кандидат экономических наук?
— (Улыбается). Да, это правда. Пока я усердно занимался творчеством, параллельно поступил в аспирантуру в Дагестанском государственном университете, отучился, написал диссертацию и благополучно завершил. Пока мне не довелось полностью применить все знания в данном направлении. Родные и близкие на тот момент, конечно, хотели видеть меня сотрудником какого-нибудь крупного банка или налоговой службы и никак не представляли моего основательного занятия творчеством.
— Часто ли вас призывают уйти из шоу-бизнеса?
— До сих пор есть те, кто говорит мне это. Но тогда, когда возникает повод. У многих складывается мнение, что артисты всегда состоятельны и при деньгах. Хочу сказать, что в жизни бывают и взлеты, и падения. Шоу-бизнес не исключение. Период большой популярности и стабильности сменялся неким застоем, что сильно сказывалось и на материальном состоянии. Вот в этот самый момент появлялись родственники и близкие и говорили, что сейчас нужно уходить, твоя творческая деятельность в итоге ни к чему не приведет. Снова делали акцент на банковской и налоговой деятельности.
— Аслан, где планируете организовать концерты, возможно, за рубежом? С какими исполнителями появитесь на сцене в ближайшей перспективе?
— У меня прошли концерты и на родине, и в Москве, и в других городах. Был период моей жизни, когда от выступлений отбоя не было. Я только успевал переезжать с места на место, из города в город. Посещали города России, ближнего, дальнего зарубежья (например, Германия, страны Прибалтики). Сейчас же я акцент ставлю на проведении небольших концертов в клубах, ресторанах, банкетных залах. А в этом году сосредоточился на работе как автор. Трудимся совместно с дагестанскими, российскими исполнителями. Для кого-то пишу одну-две песни, для другого — целый альбом. За эти годы написал песни и Ираклию, и Диме Билану, и Жасмин. Как раз сейчас готовится к выходу новый альбом Димы Билана. Туда попал мой новый трек, который я сам до недавнего времени исполнял.
В дальнейшем хочу провести большой творческий вечер, где будут исполняться мои песни. Но для этого необходимы значительные финансовые затраты, ресурсы, подготовка. Никогда не любил быть в роли просящего, поэтому постараюсь сам все организовать и провести.
— Сейчас на дагестанской эстраде мы видим появление все новых и новых молодых исполнителей. С чем это связано?
— Думаю, для Дагестана это не лучшее время. Потому что количество исполнителей не означает наличие высокого качества. Я ничего не хочу сказать плохого о ком-либо из них, но сегодня выход на сцену превращается в некий инструмент по превращению себя в знаменитость. Это сказывается лишь отрицательно на всей эстраде. Но пройдет время и слушатель будет выбирать именно своего артиста. В этом случае не хочу навязывать себя, так как есть те, кого мое творчество не привлекает, плюс ко всему поколение поменялось, изменились взгляды, симпатии.
— Как относитесь к использованию фонограммы?
— В принципе, нормально. У нас вся Россия поет с ней. Если проводится какой-то сборный концерт или снимается телевизионный музыкальный проект, то ее наличие в самый раз. Однако когда исполнитель готовится к сольному концерту, где нужно продемонстрировать все мастерство, умение и талант, то о фонограмме нужно забыть.
Необходимо посмотреть на эту проблему и с другой стороны. В Дагестане и России мало кто может поставить качественный звук, который максимально будет приближен к студийному. Когда артист впервые выступает перед большим залом и у него не было достаточно времени и места подготовиться, то он имеет полное право спеть под фонограмму. К тому же, большая часть слушателей все равно будет оценивать песню, а не вокал.
— Вы бы не хотели в будущем стать преподавателем по вокалу или, возможно, открыть свою школу?
— Если честно, то я себя не вижу пока преподавателем почему-то. Конечно, в будущем сменю свое амплуа, может, стану консультантом, продюсером. Нужно, конечно, искать, воспитывать талантливую молодежь, и не просто воспитывать, а в дальнейшем поддерживать, вкладывать значительные силы и средства.
— Есть ли у нас действительно талантливая молодежь?
— Сложно сказать что-либо о Дагестане. Пока не наладится относительная стабильность и спокойствие, тяжело говорить о развитии талантов в этой сфере. Молодежь сейчас подвержена огромному влиянию фундаменталистов, взрослые боятся отпускать детей куда-либо. Мне бы очень хотелось избавиться от этого пессимизма и вновь увидеть Махачкалу, Дагестан такими, как это было в середине-конце 90-х годов. Когда жители города могли свободно выходить на открытые концерты, принимать в них участие, где все друг друга уважали и любили, при всем при этом не было выхода за рамки дозволенного с точки зрения морали. Если в Дагестане все будет так же, как при "Махачкалинских бродягах", то все вернется туда, поверьте мне. Когда я начинал при «бродягах», мне было там очень комфортно и уютно. В Москву мы уехали не из-за того, что ее обожали, просто хотелось почувствовать немного свободы в творчестве.
— Как можно этому противостоять?
— Бороться с этим нужно не в одиночку. Необходима система. Массовость, общественные движения, мнение группы людей должно противостоять всему негативу. Огромную роль играет семья, обучение в школе, университетах. Здесь целая цепочка, по ходу которой ребенок должен воспитываться и крепнуть духовно и морально, но у нас этого не происходит полноценно и молодежь отвлекается на ненужные занятия. Большое значение в решении данного вопроса имеет государственный аппарат. От того, какую стратегию изберут чиновники, зависит дальнейшая ситуация в республике.
— Часто вы принимаете участие в благотворительных концертах, акциях?
— Стараюсь по максимуму. Сам раньше организовывал подобные концерты для детей. И в принципе, когда у человека есть возможность помочь, то почему бы не сделать этого. Ощущаешь себя полноценным человеком.
Стоит отметить, после нашей беседы Аслан Гусейнов поехал на благотворительный концерт. Свои слова тут же подтвердил делом.
Источник: http://aksakal.info/dag/news-dagestan/34086-intervyu-s-aslanom-guseynovvym.html