О том, что такое землетрясение и что к нему надо готовиться, напомнили недавние сильные подземные толчки, заставившие поволноваться жителей от Камчатки до Москвы. Неутешительны прогнозы российских сейсмологов и для Дагестана. Здесь разрушительное землетрясение может произойти в любой момент в ближайшие 30 лет. Однако в республике не ведётся никакой работы по сейсмоусилению зданий и минимизации последствий катастрофы.
По официальной информации Минрегиона РФ, почти 70% населения проживает в зданиях, не отвечающих нормам проектирования. Жилые дома и социально-культурные объекты изношенные, ветхие, аварийные и сейсмонебезопасные. Чтобы выправить эту ситуацию, с 2009 года была запущена федеральная целевая программа по сейсмоусилению. В прошлом году она была продлена до 2018 года, а объём финансирования увеличен до 80 млрд рублей. А в этом году, согласно приказу министра регионального развития РФ Игоря Слюняева, семи субъектам России (Бурятия, Алтай, Хакасия, Саха (Якутия), Карачаево-Черкесия, Чечня и Камчатский край) до 2015 года будет выделено 1,198 млрд рублей на повышение сейсмоустойчивости зданий.
Дагестан, несмотря на то что является вторым после Камчатки сейсмоопасным регионом России, в это число не вошёл. Хотя Постановлением Правительства РД №25 от 4.02.2010 г. тоже была утверждена программа «Повышение сейсмостойкости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения Республики Дагестан на 2010–2013 годы». При этом экс-президент Магомедсалам Магомедов в то время обозначил её как одну из самых значимых. Но, как выясняется теперь, работа в этом направлении не проводилась.
В Минстрое РД подтвердили, что в 2013 году республика не вошла в программу, хотя для Дагестана действительно было предусмотрено 952,02 млн рублей, в том числе на 2012 г. – 124,25 млн руб., на 2013 г. – 130,87 млн руб., на 2014 г. – 696,9 млн руб. Теперь же финансирование Дагестана по сеймоусилению федеральным центром предусмотрено лишь с 2016 г. – 1 211,86 млн руб.; на 2017 г. – 1 301,57 млн руб., на 2018 г. – 1 409,61 млн рублей.
«Сказать, почему не было предусмотрено финансирование, сегодня очень сложно. Мы не можем отвечать за действия федеральных властей, но подозреваем, что это произошло, потому что республика не смогла защитить свои интересы перед федеральным центром при внесении изменений ФЦП. И произошло это при полном попустительстве и халатном отношении к своим прямым обязанностям бывшего руководителя специально учреждённого для этих целей Республиканского центра по сейсмической безопасности», – пояснил заместитель министра строительства и ЖКХ РД Магомед Османов. Но на самом деле субсидирования не произошло, потому что главное условие попадания в ФЦП – софинансирование. То есть выделение средств из местного и республиканского бюджета. Чего сделано не было, да и не могло быть, потому что в Дагестане эта программа была простой формальностью. Фактически не на что было выделять деньги. Ведь до сих пор нет перечня сейсмоопасных домов и социальных объектов.
Небезопасный Дагестан
Меж тем сейсмостойкость зданий и безопасность жителей под вопросом, считает гендиректор Гильдии строителей СКФО Али Шахбанов. Дома, объекты социальные, промышленные и жизнеобеспечения ещё больше обветшали и небезопасны. В основном это здания, построенные после 1980-х годов. И их количество наверняка уже увеличилось в разы. По данным Гильдии, только в Махачкале 400 домов нуждаются в повышении сейсмостойкости или подлежат сносу, не говоря о школах, детских садах, объектах здравоохранения, культуры.
Министерству строительства и ЖКХ РД остаётся лишь констатировать, что имеется неполный перечень объектов, которых нужно обследовать для определения сейсмостойкости и сейсмоопасности.
Почему этот список до сих пор не появился? По мнению Магомеда Османова, во всём виноваты муниципальные власти. Дело в том, что ещё в прошлом году Минстрой РД просил их предоставить информацию об общем количестве жилых домов и объектов, имеющих дефицит сейсмостойкости и требующих сейсмоусиления, для внесения изменения в РЦП «Повышение сейсмостойкости…». Но большинство муниципалитетов это проигнорировали.
Как строим
О том, какие работы по сейсмоусилению проводились в Дагестане, в министерстве так и не ответили. Лишь упомянули, что на 2010–2013 годы было выделено 255,12 млн рублей. Из них 124,25 млн рублей было предусмотрено на строительство детского сада в Махачкале по ул. Дзержинского, 4. Согласно Постановлению Правительства РД №173 от 13.09.2012 г. он передан в муниципальное казённое учреждение «Комитет по строительству», относящееся к администрации Махачкалы. Хотя строительство и ведётся по федеральной программе, то, каким образом и сколько освоено средств, Минстрою РД до сих пор выяснить не удалось. По информации ведомства, в мэрии не желают обнародовать эти цифры.
При этом сумма, поступившая в 2012 г. по программе через Министерство строительства и ЖКХ РД в размере 56,8 млн рублей, полностью освоена.
Не лучше обстоят дела с возведением новых домов и сооружений. В «Черновике» достаточно часто появляются публикации о незаконном строительстве жилых домов. За ходом строительства таких вот строек практически никто не следит. Поэтому и появляются девятиэтажки, которые изначально по плану должны были вырасти всего лишь на 4 этажа. Выдержат ли такие здания сильное землетрясение? И строятся ли вообще с учётом сейсмоусиления? Это же дополнительные расходы при строительстве.
По мнению Али Шахбанова, усугубляет ситуацию нарушение градостроительной политики со стороны муниципалитетов, отсутствие или нарушение планов развития городов и посёлков. А особую опасность представляет строительство жилых зданий и коммерческих объектов рядом с магистральным газопроводом, ЛЭП, наличие большого количества автозаправочных станций вблизи жилого сектора. И многие из этих объектов не отвечают в том числе и нормам сейсмобезопасности.
Наиболее актуальной в жилищной сфере является проблема обеспечения безопасности проживания населения в домах, где сейсмоустойчивость ниже сейсмичности участков, на которых они расположены. (Среди прочих факторов риска: отсутствие квалифицированных специалистов и нормативных актов, научно-исследовательских разработок, некачественное выполнение строительных работ с применением некачественных строительных материалов.)
Но и этими данными министерство не располагает по той причине, что не проведена работа по сейсмическому микрорайонированию. Кстати, результаты, согласно новому Градостроительному кодексу, должны были быть готовы до 1 января 2013 года.
«Карты сейсмического микрорайонирования нет из-за хронической нехватки средств. На её создание, например для Махачкалы, по смете Института геологии ДНЦ РАН РФ необходимы 56,7 млн рублей на три года. Вот и представьте себе, какие средства нужны на всю республику, не говоря уже о времени для проведения этих работ», – пояснили в Минстрое РД.
В институте геологии ДНЦ РАН подтвердили, что сейсмическое районирование не проводилось в республике около 30 лет, хотя эта работа должна обновляться каждые 10 лет. По словам директора института Василия Черкашина, Махачкала характеризуется высокой плотностью населения и интенсивностью застройки. И за это время город далеко вышел за пределы карты сейсморайонирования. Увеличилось количество домов, построенных на горе Тарки-Тау, склоны которых подвержены оползневым процессам. А возведённые современные дома в районах Сепараторный и Редукторный, территория которых вообще не подвергались сейсмическому районированию. Поэтому, считает учёный, необходимо в ближайшее время пересмотреть карту сейсмического районирования 80-х годов (см. карту) в сторону увеличения.
И в этих условиях никаких исследовательских работ или принятия нормативных актов по сейсмике, усилению контроля, связанного с уменьшением возможного ущерба от катастрофы, властными структурами не проводится», – подчеркнул Али Шахбанов.
Ликвидация
без средств ликвидации
В Главном управлении МЧС РФ по РД уточнили, что 2/3 территории всей республики находится в 8–9-балльной зоне. А именно линия от границы Чечни до Азербайджана (приморская зона), на которой расположены практически все города – Махачкала, Каспийск, Хасавюрт, Кизилюрт, Буйнакск, Избербаш, Дагестанские Огни и Дербент, – а также муниципальные районы с высокой плотностью населения. И лишь Тарумовский район входит в 6-балльную зону.
Кроме того, в ведомстве пояснили, что в 2012 году в Дагестане определены объёмы республиканского финансового резерва на случай катастрофы – 120 млн рублей. Также создан материальный резерв республики – 33,71 млн рублей, в муниципальных образованиях – 41,631 млн рублей.
Однако в дагестанском МЧС так и не ответили, сколько процентов населения Дагестана может пострадать и сколько зданий может разрушиться при условии наихудшего развития сценария после сильного землетрясения.
В устном разговоре заместитель руководителя МЧС РФ по РД Магомед Мухтаров сказал корреспонденту «ЧК», что эта информация является государственной тайной. При этом оговорился: чтобы точно ответить на вопрос, нужно произвести расчёты, а на это понадобится время. То есть этих расчётов до сих пор нет в МЧС? Тогда как они вычислили, сколько и сил, и средств будет необходимо для ликвидации последствий землетрясений? Кстати, отвечая на этот вопрос, главный спасатель Дагестана Нариман Казимагамедов указал лишь количество единиц техники – 500 – и сотрудников – 40 тысяч человек. А сколько мобильных пунктов для оказания помощи пострадавшему населению необходимо зарезервировать, сколько продовольственных запасов и товаров первой необходимости имеется и т. д., в МЧС не упомянули.
Комментарий «ЧК»
Непонятной остаётся позиция Министерства строительства и ЖКХ РД.
Как можно было из-за халатности одного человека (по мнению замминистра Магомеда Османова, бывший руководитель республиканского центра сейсмической безопасности Абдурашид Рашидов не внёс изменения в ФЦП в 2011 году) допустить то, что Дагестан оказался за бортом программы по сейсмоусилению, в которой так нуждается. Казалось бы, в этом есть и вина муниципалитетов, которые не предоставили списки сейсмоопасных домов. Однако министерство затребовало эти данные в 2012 г., хотя программа была принята в 2010 году. Почему эта работа до сих пор не начата? За все эти годы хоть какие-то исследования жилфонда должны были проводиться? Разве мониторинг за состоянием домов – это не постоянная функция Минстроя? Получается, что целое министерство оказалось беспомощной структурой в связи с бездействием одного подразделения. В результате мы не имеем реальной картины с жилищным фондом Республики Дагестан. И маловероятно, что есть чёткое представление о том, как реализовать планы по сейсмоусилению. Подтверждением тому служат слова замминистра Магомеда Османова: «Только после полного обследования и мониторинга всех объектов и сооружений можно говорить о перечне сейсмоопасных домов и объектов в республике, а пока обсуждать это рано». А может быть, и поздно.
Источник: http://chernovik.net/content/respublika/seysmicheskie-strasti