Игла дотаций, отрава коррупции

Наша республика и в прошлом не отличалась высокоразвитой экономикой, а последние 20 лет продолжает находиться в рядах депрессивных и высокодотационных субъектов с крайне низким уровнем социально-экономического развития (все эти годы дотации составляют 76-83%).

Разве это не абсурд, когда, находясь в таком состоянии, мы еще хотим одними только государственными дотациями накормить 3-миллионное население республики и построить социально ориентированную, высокоразвитую экономику! Нам сильно мешали эти годы амбиции руководителей всех уровней и незнание экономических законов в рыночных условиях.

Неужели неясно, что какие бы масштабные дотации мы ни получали из федерального бюджета, они никогда не дадут положительного экономического эффекта, если не будет работать свое собственное производство, а оно у нас полностью деградировало. А ведь известно же, что собственное производство в депрессивном регионе не может развиваться, так как основная его часть переходит в теневой сектор. И чем ниже уровень социально-экономического развития региона, тем выше удельный вес его теневого сектора. Уровень теневой экономики республики всегда имел уклон в сторону неофициального сектора хозяйства, а за последние годы, по данным специалистов, теневая экономика превысила все допустимые нормы и достигает 80% в аграрном секторе и более 50% в промышленности. Теневой бизнес процветает благодаря коррупции, и она в свою очередь активно подпитывается теневым бизнесом. Таким образом, получается замкнутый круг, из которого нелегко выбраться.

По коррупции наша республика находится на «самых передовых позициях», ею охвачены все сферы деятельности. Поэтому нам надо навести порядок, в первую очередь внутри республики — победить самого страшного врага — коррупцию, а ее победить можно, и к этому есть все предпосылки. Чтобы бороться с этим злом, в последние годы у нас появились хорошие возможности и созданы для этого все условия, прежде всего руководством страны — Президентом В.В.Путиным. Но мы ими, как мне кажется, или не умеем пользоваться, или что-то мешает этому.

Иначе как объяснить, что более 20 лет экономика Дагестана буксует и стоит на одном месте, а миллиардные средства, отпускаемые ежегодно из федерального бюджета и направленные на развитие экономики, используются не по назначению, т.е. их съедает коррупция. Получается, что чем больше мы получаем, тем глубже развивается не экономика, а коррупция.

Зная, что Дагестан играет решающую роль в обеспечении стабильности и сохранении целостности всего Кавказского региона в составе Российской Федерации и служит форпостом государства Российского на южной границе, Президент и Правительство страны уделяют особое внимание и оказывают всестороннюю поддержку в развитии экономики и в наведении порядка в республике. С опозданием, но в последнее время все же чувствуется стремление к этому и со стороны республиканского руководства во главе с Р.Абдулатиповым. Это хорошо заметно в последние дни и месяцы в нашей республике: регулярное посещение Дагестана руководителями почти всех федеральных министерств и ведомств с огромным желанием помочь в решении самых насущных вопросов, связанных с развитием экономики и нормализацией общественно-политической обстановки. Это миллиардные финансовые вливания из федерального бюджета в виде кредитов, субсидий, адресно направленных на строительство дорог, промышленных предприятий, развитие аграрного сектора (животноводство, виноградарство и др. отрасли), образования, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, много внешних и внутренних инвестиционных проектов, направленных на строительство заводов и фабрик (цементный, стекольный, сахарный и др.), необходимых для решения многих социальных проблем. Как сказал Рамазан Абдулатипов: «Если мы сумеем правильно и строго по их назначению использовать эти огромные средства, одновременно развивая и свое собственное производство (для развития своего собственного производства есть у нас достаточно и внутренних резервов), то только этим путем мы можем поднять экономику и снять социальную напряженность». Нам надо меньше воровать и больше работать и прекратить крохоборство! Нам надо научиться более эффективно работать и экономно жить!».

Теневая экономика наряду с коррупцией стала важнейшим фактором социально-экономической и политической жизни, создавая реальную угрозу национальной безопасности. Коррупцией охвачены не только органы власти, начиная от сельских и районных администраций и кончая самой верхушкой, и все сферы производства, но она проникла еще глубже, в непроизводственную сферу — торговлю, транспорт, образование, здравоохранение, социальную сферу. Особенно страшно, когда этой инфекцией заражена правоохранительная система, но все же наибольшая доля теневой экономики приходится на отрасли сельского и рыбного хозяйства, являющиеся основой экономики Дагестана. Именно эти отрасли больше всего пострадали и больше всего охвачены криминалом, поэтому больше всего тормозят развитие экономики.

Наша республика аграрная, для которой характерна исключительно сельскохозяйственная ориентация с такими бюджетообразующими отраслями производства, как овцеводство, виноградарство, молочно-мясное скотоводство, рыболовство с рыбоводством, а также второстепенными отраслями производства — садоводство, овоще- и бахчеводство, пчеловодство, пушное звероводство и др. Население Дагестана в прошлом обеспечивалось многими необходимыми продуктами за счет собственного производства, а некоторые из них — овощи, фрукты, виноград, картофель, капусту, баранину, рыбу и рыбные продукты — вывозили далеко за пределы республики. Сегодня рынок Дагестана заполнен продуктами в основном иностранного происхождения, не отличающимися высоким качеством.

Бывает очень приятно слушать, когда говорят, что ежегодный рост производства Дагестана составляет более 7-8 процентов, поголовье овец увеличилось и достигло около 5 млн. голов, полностью сохранено поголовье крупного рогатого скота — 689 тыс. голов, функционируют более 4 тыс. индивидуальных фермерских хозяйств. Это абсолютно неверные и раздутые цифры, но только неясно, кому это выгодно бесконечно раздувать несуществующие и смешные цифры?

Более 90% названных фермерских хозяйств сформированы путем объединения частного скота и овец, принадлежащих родственникам «фермера». Временно загнанные под одну крышу, они обеспечивают получение субсидий на сохранение поголовья. А куда уходит получаемая ими продукция, если она существует, и что от этого получает республиканский бюджет, – это никого не волнует! Республика 5-6 лет назад из федерального бюджета получила 3,5 млрд для развития животноводства (приобретение племпоголовья, проведение племенной работы, сохранение поголовья, улучшение оскудевших пастбищ и др.), но все ли они использованы по назначению, неизвестно! Племенная работа в животноводстве республики и в прошлом не проводилась, и это мы, специалисты сельского хозяйства, хорошо помним. Вот таким же путем, по-видимому, уходят и другие кредиты, субсидии и инвестиции, которые отпускаются сверху или приходят со стороны!

Наконец-то появилась надежда, что все же и рыбная, близкая мне, отрасль займет свое достойное место в экономике республики. Эту надежду нам обещает наш новый Президент, который полон решимости освободить Дагестан от криминала. Этим самым мы сумеем в 2-3 года реанимировать и поставить отрасль в нужное русло и решить многие социальные и экономические проблемы и вырвать республику из лап депрессии.

Чтобы вывести республику из теневой экономики и дать импульс ее росту, необходимо прежде всего развитие многоотраслевого собственного производства — как сельскохозяйственного, рыбного, так и промышленного, но только очищенного от коррупции и коррупционеров! Нельзя не согласиться с высказыванием нашего Президента: «…Дальше Дагестан не имеет права отставать от других субъектов ни по каким показателям!» 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=31622

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *