На этой неделе стала известна финансовая емкость республиканской программы по развитию горных территорий.
В течение следующей пятилетки на социальноэкономическое развитие горных районов Дагестана планируют использовать финансовые ресурсы в размере более 23 млрд рублей. Немалые средства. При условии их целевого использования. И пропорционального распределения между разными горными регионами.
Дело в том, что из запланированных ресурсов больше половины должны поступать из внебюджетных источников. Из федерального бюджета могут поступить 5,4 млрд рублей. А может, и не поступят федеральные бюджетные ресурсы в таких объемах. Особенно с учетом складывающегося в последнее время отношения к Кавказу. В том числе изза кемто неплохо организованных акций типа «Хватит кормить Кавказ!».
Финансы придут – нужно создавать условия. Условия для того, чтобы на 40% территории Дагестана с численностью населения на сегодня более 800 тыс. человек и дальше продолжали жить и трудиться горцы. От степени комфортности условий для работы и жизни горцев зависит будущее всего Дагестана. А не только отдельных горных аулов.
Улучшить картину высокой миграционной активности жителей высокогорных районов можно. Для этого нужно любой ценой остановить массовый отток трудоспособного населения на равнину, выяснить причины и найти пути их искоренения – обязанность не только власти, но и представителей бизнеса. Особенно предпринимателей, которые имеют бизнесинтерес в горной зоне Дагестана.
Конечно, нельзя «осваивать» бюджетные деньги без экономического расчета. Без какоголибо социального эффекта. Экономика горных районов Дагестана должна иметь свое лицо. При этом локомотивом развития производственной деятельности может выступать животноводство, а также сферы деятельности, связанные с горнолыжным туризмом. Это народные промыслы с разнообразными сувенирами, сельское хозяйство с экологически чистыми продуктами и агротуризмом.
По замыслу разработчиков программы ожидается рост выпуска продукции и увеличение численности работников, занятых в производственной сфере. Возможно, за пять лет создание 54300 новых рабочих мест, но чтобы в шесть раз повысить доходы на душу населения, видимо, придется очень постараться. Такой доходный барьер не выглядит реальным. Особенно с учетом ограниченности ресурсных возможностей в горных территориях.
Также непонятно, за счет чего можно добиться ежегодного ввода в оборот 15 тысяч га сельхозугодий. Неужели в горах Дагестана, который занимает первое место в России по поголовью овец, столько неиспользуемых угодий? Тем более в горной зоне республики львиную долю сельхозугодий составляют пастбища. Летние пастбища, которые в течение года используются всего лишь тричетыре месяца, не могут давать много продукции с высокой добавленной стоимостью. Площадь пашен и многолетних насаждений в горных территориях Дагестана ограничена. Если даже осваивать каждый клочок земли во всех аулах, то вряд ли найдется возможность для расширения обрабатываемых площадей в таких масштабах.
Надо признать, прежняя социальноэкономическая политика государства по развитию горных районов не оправдала себя. Так как основным принципом финансирования государственных программ в горной зоне было определение перспективности или неперспективности того или иного населенного пункта.
В Дагестане все аулы должны быть перспективными. И эта стратегическая задача должна способствовать сохранению в горах хотя бы оптимального числа жителей. Дело в том, что потенциал развития овцеводства и горнодолинного садоводства сосредоточен в горах. Поэтому без использования горных территорий Дагестан может потерять отдельные кластеры экономики. Также невозможно создать туристскорекреационную сферу экономики в горах с одновременным их «оголением».
Даже самобытная культура Дагестана напрямую зависит от сохранения населения в горных территориях. Горы нуждаются в помощи. Поможем – сохраним Страну гор.