Дагестан и Ставрополье лидируют среди регионов Северного Кавказа по количеству и капиталоемкости инвестиционных проектов. Таковы результаты исследования, проведенного журналом «Эксперт Юг». Правда, опыт прошлых лет подсказывает, что далеко не всегда такие проекты доходят до стадии реализации, да и, вообще, несут благо для региона.
Самый амбициозный бизнес – в Дагестане
Ростовский деловой еженедельник «Эксперт Юг» опубликовал третье ежегодное исследование «Крупнейшие реальные инвестпроекты СКФО». В рейтинг попали проекты «дороже» 300 млн. рублей ($10 млн.), причем уже имеющие конкретного инвестора (то есть из списка удалили такие проекты, которым региональные власти присвоили статус «приоритетных», но реального инвестора пока не подыскали, либо еще неизвестна дата их старта).
Именно по такой методике рейтинг составляется уже третий год подряд, так что можно оценить динамику инвестиционного процесса в округе. Если в 2011 году мегапроектов на Северном Кавказе насчитали 139 суммарной стоимостью $32,6, то в нынешнем году их оказалось уже 162 с общим запросами на $39,5 млрд. (причем две трети стоимости обеспечили лишь 16 крупнейших проектов).
Что касается отдельных регионов, то самые серьезные амбиции – у Дагестана, в котором инвестиционный портфель в сравнении с прошлым годом вырос почти втрое. Кстати, предыдущие два года лидером являлось Ставрополье, которое теперь должно довольствоваться вторым местом. Следом (в порядке убывания) идут Карачаево-Черкесия, Чечня и Северная Осетия. Куда скромнее амбиции у крупного бизнеса в Кабардино-Балкарии (23 млрд.) и Ингушетии (в рейтинг попал всего один инвестпроект – строительство кластера производств стройматериалов стоимостью порядка 6 миллиардов).
Отраслевая структура рейтинга тоже любопытна. Самые востребованные отрасли на Северном Кавказе – АПК и пищепром (18,8% млрд. от всего объема заявленных вложений), энергетика (17,6%), туризм (15,7%), промышленность строительных материалов (7,2%) и машиностроение (3,8%).
Кого и куда «тянул» губернатор Гаевский?
Тут позвольте небольшое отступление. Самый дорогой инвестпроект Южного федерального округа «тянет» на $21 млрд. рублей – это программа комплексного освоения нефтяных месторождений Северного Каспия компанией «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть». Следом с гигантским отрывом расположился проект строительства железной и автомобильной дорог между Адлером и горнолыжным «олимпийским» курортом «Альпика-Сервис» на Красной Поляне (РЖД намерено вложить в стройку $8,2 млрд.).
В сравнении с этими цифрами запросы СКФО кажутся намного скромнее. Лидеры окружного рейтинга остаются прежними уже третий год подряд (меняясь, правда, местами). Это строительство города-спутника Махачкалы «Лазурный берег» на Каспийском побережье (территория Приморского района республиканской столицы) стоимостью почти $5 млрд. Сдать его планируют уже в 2018 году.
На второе место в рейтинге попал проект строительства горнолыжного комплекса «Мамисон» в Северной Осетии стоимостью $4,8 млрд. К слову, на фоне запросов Северной Осетии на порядок «проще» выглядят амбиции руководства Чечни, где планируется построить горнолыжный курорт «Ведучи» ($470 млн.)
В список приоритетов СКФО попало и строительство газохимического комплекса в Буденновске, где из газа Северного Каспия будут вырабатывать полиэтилен и полипропилен. Сумма инвестиций составит $5 млрд., впрочем, комплекс будет запущен не раньше 2015 года.
Причем, если финансовая состоятельность «Лукойла» сомнений не вызывает, то нередко даже в списке крупных инвесторов оказываются порой компании-«однодневки», которые могут запудрить голову чиновникам обещаниями «Нью-Васюков». Так, например, произошло к неким ООО «2B групп», которое обещало построить город-курорт международного класса «Долина минеральных вод» под Железноводском стоимостью почти $1,5 млрд. Проект изначально казался весьма сомнительным, однако его активно продвигал сам губернатор Валерий Гаевский, а вместе с главой региона прошлой весной канул в Лету и странный инвестор.
Почил в бозе еще один невероятный проект по созданию в Михайловске автозавода компании «Интралл», где должны были производить легкие коммерческие грузовики. Тянуло это «чудо» почти на $700 млн., и по итогам 2011 года даже вошло в пятерку крупнейших инвестпроектов Северного Кавказа. «Тянул» его опять-таки губернатор Валерий Гаевский. Только непонятно, куда…
Инфраструктура «хромает»
Немало серьезных проектов коснутся модернизации инфраструктуры СКФО. Причем некоторые северокавказские стройки ждут завершения десятилетиями: скажем, Зеленчукскую ГЭС в Карачаево-Черкесии начали строить еще в 1975 году, комплекс Зарамагских ГЭС в Северной Осетии – в 1976-м, Ирганайскую ГЭС в Дагестане – в 1977-м, Гочатлинскую ГЭС в Дагестане – в 1990 году. Завершить их все планируют до конца текущего десятилетия.
Помимо завершения советских «строек века» в рейтинге оказались и совершенно новые проекты. Скажем, строительство каскада ГЭС на реке Малка в Зольском районе Кабардино-Балкарии совокупной мощностью почти 100 МВт. Оператором проекта является специально созданное под контролем государства ООО «Кабардино-Балкарский каскад ГЭС», а стоимость оценивается в $3,4 млрд.
Компания «РусГидро» планирует завершить к 2020 году начавшуюся три года назад модернизацию каскада Кубанских ГЭС на границе Ставропольского края и Карачаево-Черкесии ($700 млн.). Весьма оригинален проект по созданию Кисловодской солнечной электростанции, стартовавший еще в прошлом году (здесь же планируется открыть и НИИ солнечной энергетики).
А вот проектов в сфере логистики и транспорта явно недостаточно: в рейтинг «Эксперт Юга» попали только два – создание в Нальчике интермодального транспортного хаба, реконструкция и расширение Махачкалинского морского торгового порта. Остается надеяться, что с учетом растущей геостратегической роли Северного Кавказа подобные инвестпроекты в ближайшие годы будут прибавляться.
Авторы исследования указывают, что из рейтинга некоторые проекты выбыли по достойной причине – они уже реализованы. Скажем, было завершено строительство трехзвездочного санатория Park Plaza в Кисловодске и запущена новая парогазовая установка на Невинномысской ГРЭС, завершилось техническое перевооружение завода ООО «Каббалгипс» на базе Бедыкского месторождения гипсового камня…
А вот сроки реализации некоторых проектов лишь отодвигаются, как в случае с техническим перевооружением завода «Электроцинк» во Владикавказе, строительством металлургического завода «СтавСталь» в Невинномысске и Гоцатлинской ГЭС в Дагестане. В категорию «замороженных» перешел и проект по созданию spa-курорта «Старое Озеро» в Кисловодске израильской компанией Africa Israel.
Кавказ как «внутренняя» Турция
Отдельная часть исследования посвящена «политической» составляющей инвестпроектов. Скажем, крупнейший проект Северного Кавказа – город-спутник Махачкалы «Лазурный берег» – является личной инициативой махачкалинского мэра Саида Амирова, возглавляющего столицу республики уже 15 лет. В следующем году у него истекает четвёртый срок полномочий, и аналитики «Эксперт Юга» высказывают сомнение в возможности переизбрании Амирова (учитывая курс на обновление и омоложение кадров, взятый Рамазаном Абдулатиповым).
Создание «Лазурного берега» или, скажем, ряда мегапроектов в АПК и туристической отрасли – из разряда «токсичных» инвестиций (пользуясь терминологией авторов аналитического доклада «Источники конфликтов и развития на Северном Кавказе», который недавно опубликовала «Кавказская политика»). Токсичными – в том смысле, что они отвлекают на себя организационные и финансовые ресурсы, которые можно было бы потратить на поддержку реальной экономики.
Авторы этого доклада (экономист Денис Соколов, политолог Николай Силаев и журналист Хабиб Магомедов) детально анализируют то, что происходит сегодня в предпринимательской среде региона. Исследователи считают, что в нынешних условиях Северный Кавказ вполне может стать «внутренней Турцией», обеспечивая почти всю потребность страны в импортно-замещенной продукции вроде дешевых продуктов, одежды или обуви. В то время, как мегапроекты же лишь «душат» предпринимательский класс, повышая политические и коррупционные риски в регионе.
Вместо новых городов-спутников и суперкурортов Кавказу необходимо развитие именно «приусадебной» экономики, которое невозможно без обеспечения доступа ее продукции на рынки сбыта (не случайно я коснулся в статье инвестпроектов в сфере логистики и транспорта, каковых плачевно мало).
Впрочем, дороги и порты построить можно – нефтедолларов в стране хватит. Проблема в ином. «Предприниматели – вот всё, что есть у новой рыночной экономики, это ее главный ресурс. Чтобы отрасли развивались и увеличивали объемы производства… достаточны и необходимы только институциональные условия», – говорят авторы доклада. А условия эти – завершенность земельной реформы, работающая судебная система и институт выборов. Кажется, всё просто – как щелкнуть пальцами: «раз-два-три». Только почему-то перенести это «раз-два-три» в северокавказские реалии не удается уже третий десяток лет.
Источник: http://kavpolit.com/otravlennye-dengi-dlya-kavkaza/