22 апреля в Дагестанском музее изобразительного искусства им. П. С. Гамзатовой состоялось открытие выставки художницы-авангардистки Миро Каган (на фото справа).
«Тайнопись рода» – одно только название уже интригует и вызывает желание увидеть работы, которые, кстати говоря, до своего прибытия в Махачкалу выставлялись в московской арт-галерее «Умляут. Место действия», став одной из «серий» целого цикла выставок работ дагестанских художников в первопрестольной.
«Так уж устроен человек, что испокон веков его влечет все таинственное. А уж если тайна касается твоей собственной семьи – тут разгадка может стать делом всей жизни. Но как быть, если ключ к тайне потерян в веках? Тут нужно помнить, что если чего-то хочешь по-настоящему, то для тебя нет ничего невозможного: ответ на многовековую загадку нужно искать в глубинах собственного подсознания, в той его части, где твое «Я» пересекается, переплетается, сливается с голосами, мыслями, ощущениями твоих далеких предков. Или положиться на интуицию – это путь, данный свыше и привычный творческому человеку. Именно такими путями и идет к разгадке тайны своего древнего рода Миро.
Вот как она рассказывает легенду, которую передают в ее семье из поколения в поколение и которая легла в основу выставленной серии картин: «Корни нашего рода уходят в глубь веков. Один из мифов о его происхождении гласит, что якобы предками рода БАХМАЙ стали три брата-голубя, один из которых влюбился в девушку из нашего села и женился на ней. В дальнейшем род разросся и окреп, но в какой-то момент произошло нечто странное и загадочное, после чего мужчины рода стали либо стремительно умирать, не дожив до 18 лет, либо оставаться бездетными до конца своих дней. Для всех стало очевидно, что в нашем роду появилась какая-то страшная тайна, лишь только разгадав которую, род, вероятно, сможет восстановиться и обрести былую силу. Раскрыть эту тайну пытается уже не одно поколение семьи, но ключ к ее разгадке до сих пор не найден…»
Как признается сама художница, идея создания этой серии картин возникла как-то уж совсем неожиданно, спонтанно. И хотя на ее создание у Миро ушло всего десять дней, но тем не менее эти работы нельзя назвать «сырыми» или же недоделанными.
«Во время новогодних каникул я на три дня уехала в горы с целью посетить свое родовое гнездо, точнее руины и могильные камни, оставшиеся на его месте. И этих трех дней мне с лихвой хватило для того, чтобы понять, чего я хочу. Более того, мне казалось, что внутри меня что-то стремительно и упорно водило кистью по картону, моя рука писала абсолютно бессознательно!» – говорит сама Миро Каган.
И действительно, ее картины пропитаны неким мистицизмом, они загадочные и таинственные, они заставляют задуматься о своих корнях и перерождении душ. То, что сотворила Миро, – это некая смесь снов, обрывков сказок и легенд, услышанных еще в том возрасте, когда всякая информация жадно впитывается и откладывается в тайники сознания. И только повзрослев, мы вспоминаем о ней, извлекаем оттуда и начинаем кропотливо подбирать к ней ключ, разгадывать шифр, заложенный много веков назад в строках песни, в маминых серьгах, которые ей, в свою очередь, достались от ее мамы, в узоре, что украшает вход в старую дедушкину саклю.
Кстати, об узорах: лабиринты, птицы, животные – все, чем наши предки пытались облегчить свою жизнь, свято веря, что эти изображения отведут дурной глаз и привлекут удачу – все это в изобилии можно встретить в работах Миро.
Говорят, что каждый уважающий себя человек обязан знать своих предков и историю рода вплоть до седьмого колена. После увиденного мне самой со страшной силой захотелось уехать в село и разобраться в тайнописи СВОЕГО рода. И еще стало как-то очень стыдно за те три колена, которые по тем или иным причинам ушли в забвение. Да, конечно, можно оправдываться тем, что мы тут ни при чем, что Октябрьская революция уничтожила ни только сословия, но еще и прошлась по родовой памяти многих… Но легче от этого почему-то не становится. А значит, выход один – искать свои корни, только так можно избавить своих детей от угрызений совести, которые так долго мучают нас самих.