О распространении и функционировании арабского языка в Дагестане
Как отмечают исследователи истории Дагестана, основными причинами распространения арабского языка и арабской литературы были арабские походы и утверждение Ислама. Во второй четверти VII века началась полоса арабских походов в Дагестане. Борьба арабов за усиление своего влияния в Дагестане продолжалась вплоть до конца IX века.
И действительно, Ислам, а вместе с ним и арабская культура проникли к нам, благодаря арабам. Однако нельзя рассматривать утверждение Ислама в Дагестане как процесс единовременный, охватывающий всю территорию Дагестана. Этот процесс протекал на разных этапах с различной интенсивностью и имел значительную временную протяжённость, завершаясь лишь в XV– XVI веках.islamdag.ru
Важной причиной распространения арабского языка и литературы в Дагестане обычно называют то обстоятельство, что арабский язык понимался как неотъемлемая часть мусульманского вероучения, имевшего на определённом временном этапе большое значение в жизни феодального общества. Безусловно, религия и язык представляют собой общественные явления разного рода. Тем не менее, между этими разнородными явлениями существует определённая связь, поскольку арабский язык, являясь, подобно латыни в средневековой Европе, сакральным языком многих мусульманских народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Кавказа и Средней Азии, оставил значительный след в истории культуры этих народов.
На наш взгляд, было бы неверно утверждать, что арабские войска, пришедшие на территорию Дагестана распространять религию Всевышнего, насильственно насаждали арабский язык и письменность. Процессу распространения исламской религии и арабской грамотности активно способствовала сложившаяся в Дагестане социально-политическая ситуация, обеспечивавшая им режим максимального благоприятствования. В исторической и исламоведческой литературе содержится детальный анализ социально-экономических условий распространения Ислама, а вместе с ним и арабской культуры на территории нашей страны и Дагестана [Петрушевский 1966, Шихсаидов 1969, Саидбаев 1978]. Не вдаваясь в детали этого в достаточной мере изученного вопроса, отметим ряд основных причин широкого распространения мусульманской культуры в Дагестане.
Историческое развитие дагестанского общества, в котором ко времени арабских завоеваний утвердились раннефеодальные отношения и которое характеризовалось социальной и имущественной дифференциацией, послужило фактором, способствовавшим переносу исламской культуры на дагестанскую почву. Отсутствие литературного языка межнационального общения, социальный престиж арабского языка как языка победителей, владение которым становилось символом принадлежности к высшим сферам дагестанского общества, а затем и основным признаком образованности, социальные условия функционирования идеологии, литературы и науки оказывали существенное воздействие на процесс распространения арабского языка на Северном Кавказе.
К причинам успехов арабской письменной культуры на дагестанской почве следует отнести и существование установки на обладание знанием как важнейшей из ценностных ориентаций в системе средневековой арабо-мусульманской культуры, поскольку в исламском учении с самого начала подчёркивалась роль знания как одного из условий веры, то, что приобщение к арабскому языку практически являлось существенным видом социальной стратификации, отсутствие формальных ограничений – кастовых и этнических – на приобретение знаний, которое опиралось на теоретическое равенство всех мусульман перед Богом, на концепцию единства исламской общины [Дургели: 3]. Кроме того, то, что в Дагестане жили потомки арабов, способствовало процессу распространения арабского языка, что, в конечном счёте, подготовило почву для развития арабской книжной письменности, а также арабоязычной литературы в регионе.
Расширению сферы функционирования арабского языка в Дагестане способствовали активные торгово-экономические и культурные контакты со странами Ближнего Востока, а также многочисленные случаи путешествий дагестанцев для получения знаний в различные центры мусульманской образованности, начавшиеся, по мнению Назира Дургели [ук. соч.], уже в эпоху Аббасидов (750–1258 гг.).
Лексика дагестанских языков обнаруживает многочисленные свидетельства происходивших, начиная с VII века н.э., контактов арабского языка с дагестанскими языками, которые не прекращались и в годы советской власти. Конкретный исторический характер языковых контактов наложил определённый отпечаток на степень актуальной принадлежности, тематический состав и функциональную сферу использования арабских заимствований в исследуемых языках. В связи с активными контактами на определённом временном этапе с мусульманским Востоком в области культуры, науки, религии, широким знанием арабского языка образованной частью населения, в эти языки проникло значительное количество арабских по происхождению лексем, соотносимых с рядом функциональных сфер. В связи с прекращением активных контактов с арабским языком в годы Советской власти арабизмы в тот период можно было охарактеризовать как пласт иноязычных заимствований, прекративший свой количественный рост. Дело в том, что судьбу арабизмов в последние годы определял такой фактор как дагестанско-русское двуязычие, приводящее к вытеснению арабизмов заимствованиями из русского языка.
Только в последние годы, в связи со снятием идеологических запретов и изменением религиозной ситуации, в обществе возродился интерес к ценностям Ислама и восточной культуры в целом, появилась потребность как в изучении арабского языка, так и в более глубоком исследовании его влияния на дагестанские языки.
Значительная часть арабских заимствований прочно закрепилась в лексической системе дагестанских языков. Арабизмы находят широкое употребление как в разговорно-обиходной речи, так и в литературных языках. Арабские заимствования существенно обогатили лексический состав этих языков. Заимствованные единицы, вступая в синонимические отношения с исконными лексемами, способствуют разгрузке многозначности исконного слова, дифференцируют оттенки его значения, оказывая существенное влияние на развитие и обогащение стилистических средств языка. Вместе с тем, определённое число арабизмов по ряду экстралингвистических причин переходит в разряд малоупотребительных или закрепляется в определённом жанровом стиле.
Наиболее значительны результаты арабско-дагестанского контактирования оказываются в сфере религиозной терминологии, общественно-политического и морально-этического лексикона, вообще в абстрактной лексике. В целом же классификация арабизмов позволяет выделить следующие тематические группы:
а) религиозные понятия:
???? ’All?h «Аллах», ?????? ’al-qur’?n «Коран», ????? ’aljanna «рай», ?????? malak «ангел», ????? šaytаn «чёрт», ?????? ’al-’?hira «загробная жизнь», ????? ’ibl?s «дьявол», ??? d?n «вера, религия», ????? ’?m?n «преданность вере», ???? mazhab «религиозное учение», ???? muslim «мусульманин», ?????ajj «паломник», ???? mu’zin «муэдзин», ??? šajh «шейх, духовный наставник», ???? du‘?’ «молитва», ????? ziy?ra «место паломничества», , ???? s?ra «сура, глава Корана», ???? masjid «мечеть», ???? haykal «амулет», ??? kafan «саван» и др.;
б) абстрактные понятия:
????? nuqs?n «недостаток», ????? tab?‘a[t] «природа, характер», ???? ni‘ma[t] «блаженство», ???darar «вред, ущерб», ???? bal?’ «беда», ??? h?l «состояние, положение», ???? qisma[t] «судьба, доля», ???? nas?b «доля, удел», ?????haq?qa[t] «правда, истина», ???‘umr «жизнь», ??? ’ajal «смерть», ????hayba[t] «величие», ????? kar?ma[t] «диво, чудо», ???? baraka[t] «благополучие», ???? dal?l «аргумент, довод», ???? niš?n «цель», ????? q?ida[t] «способ», ??? ’?hir «конец, исход», ???? hat?’ «ошибка», ???? ma‘n? «значение», ?? haqq «право», ???? h?ja[t] «нужда», ??? safar «путешествие», ???? zahma[t] «трудность», ???? niz?m «строй, режим», ????? ’iš?ra[t] «знак, сигнал»;
в) морально-этические понятия:
??? ’adab «вежливость, приличие», ??? fahr «гордость», ????? n?m?s «честь, достоинство», ????? taqs?r «вина, преступление», ??? sabr «терпение», ???? h?tir «уважение», ???? hurma[t] «уважение», ???? «причина», ???? ‘illa[t] «хитрость», ????? ’ins?f «совесть», ????? manfa‘a[t] «польза », ????? sah?wa[t] «щедрость», ???? šafaqa[t] «жалость, сострадание», ??? ‘ayib «порицание», ???? rahma[t] «милость», ???? hay?’ «стыд», ?????? ’ihtib?r «доверие», ??? hasad «зависть», ??? nazar «подозрение»,
г) общественно-политические и экономические термины, наименования видов хозяйственной деятельности:
??? halq «народ», ?????jam?‘a[t] «общество», ???? ’umma[t] «народ, нация», ???? majlis «собрание», ???????? ’insaniyya[t] «человечество», ?????? ’inqil?b «революция», ?????huk?ma[t] «правительство», ??? watan «родина», ???? da‘w? «спор», ???? huj?m «нападение», ????? huriyya[t] «свобода», ??? zulm «насилие, гнёт», ????? šikayya[t] «жалоба», ??? hukm «постановление», ???? jaz? «наказание», ????? ‘ar?da[t] «заявление, жалоба», ??? hayr «прибыль, добро», ????? manfa‘a[t] «польза, выгода», ????? f?’ida[t] «польза, выгода», his?b «счёт», ???? q?ma[t] «цена, плата, оценка», ????san‘a[t] «ремесло, привычка», ??? harj «расход, трата», ???? dawla[t] «богатство», ???? hazna[t] «казна, сокровище», ???? rušwa[t] «взятка», ????? ’am?na[t] «вещь, отданная на хранение», ????? wasiyya[t] «завещание», ???? nas?b «часть, доля»;
д) понятия, связанные с человеком, его социальным положением, профессией и т.п.:
???? faq?r «бедный, дервиш», ???? gar?b «одинокий, беспомощный», ???? s?fiyy «суфий, отшельник», ???? h?kim хIяким «должностное лицо», ???? waz?r «визирь», ???? wak?l «посол, представитель», ???? yat?m «сирота», ????? ra‘iyya[t] «подданые», ????? murtadd «отступник», ???? ‘?šiq «певец, ашуг, влюблённый», ???? jas?s «шпион», ????? hamm?l «носильщик», ???? muhbir «корреспондент», ????? dall?k «парикмахер», ????? jall?d «палач», ???? muštar «покупатель», ????? dall?l «маклер», ????? muh?jir «переселенец»
д) лексика искусства, науки, образования:
??? ‘ilm «знание», ??? dars «урок», ??? harf «буква», ??? ’alif «алфавит», ????? mu‘allim «учитель», ????? mas’ala[t] «задача», ???? daftar «тетрадь», ???? su’?l «вопрос», ???? jaw?b «ответ», ??? juz’ «часть», ????? maq?la[t] «статья», ??? nazm «стих», ????? majm? «сборник стихов», ?????? ’imtih?n «экзамен», ???? bay?n «разъяснение», ??? hatt «почерк», ???? s?ra[t] «картина, портрет», ??? naqš «узор», ???? maq?m «уровень, степень», ?????? muta‘allim «ученик», ???? ‘al?m «учёный», ??? ’asar «влияние, впечатление», ????? maktaba[t] «школа», ????? madrasa[t] «школа, медресе»;
е) названия предметов домашнего обихода, орудий труда, строительных материалов:
???? waraqa[t] «листок, лист бумаги», ??? ‘as? «посох, палка», ???? k?sa[t] «карман», ????? misq?l «золотник (мера веса)», ????? sund?q «сундук», ????? s?b?n «мыло», ???s?‘ «мера веса», ??? šam‘ «воск, свеча», ????? h?šiya[t] «край, конец, бордюр», ???? hanjar «кинжал», ????? katt?n «полотно, холст», ??? naqš «узор, рисунок, украшение»;
ж) наименования продуктов питания, блюд, напитков:
???? ‘araqiy «водка», ????? murabba[t] «варенье», ??? rizq «удел, хлеб», ????? halwa «халва», ???? šar?b «священный напиток»;
з) лексика животного и растительного мира:
???? bulbul «соловей», ???? hudhud «удод», ???? laqlaq «аист», ????? maym?n «обезьяна», ??? f?l «слон», ????? hayw?n «скотина, животное», ????? t?w?s «павлин», ???? ‘aqrab «скорпион», ????? zayt?n «олива, маслина», ??? t?t «тутовик», ????? rayh?n «базилик», ???? hiy?r «огурец», ??? šatl «рассада».
Конечно же, полный список арабизмов в дагестанских языках (а их насчитывается более 1000) невозможно рассмотреть в рамках данной краткой классификации. На её примере мы хотели лишь констатировать, что арабский язык проник практически во все функциональные сферы дагестанских языков.
Источник: http://islamdag.ru/istoriya/11792