Мы продолжаем рубрику НИРА «Аксакал» – «Уголок автолюбителя». Помогает ее вести опытный автомобилист Шамиль Ахмедов.
– На сей раз речь пойдет об угонах. В Дагестане эта проблема весьма актуальна. Есть как местные группы, специализирующиеся на угонах, так и заезжие гастролеры из стран ближнего зарубежья.
Самые популярные в этом отношении автомашины-жертвы – «Лады-Приоры», преимущественно белого и черного цвета. Их много, они востребованы, легко растворяются в потоке, к тому же российские автомобили очень несложно вскрываются.
Есть мнение, что при желании угнать можно любую машину. Возможно лишь усложнить попытку угона, сделать его технически более затруднительным. Из относительно недорогих способов обезопасить машину сейчас популярны так называемые «подрулевые штыри» (стоимость на рынке – 2,5 тыс. рублей). Они блокируют рулевое колесо, а извлечь штырь без ключа, корячась под рулем, весьма непросто.
И, разумеется, есть некие общие принципы содержания автомобиля. Если у владельца нет возможности держать машину в гараже или на платной стоянке, необходимо хотя бы оставлять её на хорошо освещенном участке и периодически отслеживать. Создав потенциальным угонщикам определенные технические сложности, владелец таким образом создает для себя фору во времени с возможностью прервать угон прямо при попытке его осуществить.
Как отметил руководитель отдела пропаганды УГИБДД МВД по РД подполковник И. Султанов, ситуация с автоугонами носит весьма острый характер. С начала года их число выросло. Задержаны две группы преступников.
– Действительно, самыми популярными для угона автомашинами являются «Лады-Приоры». Кроме того, есть отдельные факты угонов непрестижных подержанных автомобилей типа «шестерок». Нас это беспокоит, ибо такого рода угоны могут осуществляться с целью совершения теракта (с закладыванием взрывного устройства в данном автомобиле).
Тут есть еще опасность, что владелец может попросту не
сообщить в правоохранительные органы о факте угона: мол, подумаешь, угнали старенькую «шестёрку» ценой в 10 — 20 тыс. рублей. Поэтому мы настоятельно рекомендуем сообщать о любом угоне. Впрочем, сознательность и бдительность граждан сейчас выросла, и они это, как правило, делают.
Обращаясь к статистике, могу отметить, что за 2 месяца зарегистрировано 17 угонов (раскрыто 15) и 35 краж автомашин (раскрыто 17).
Разница тут такая: угон может быть совершен и не с целью кражи. Например, подростки угнали машину «покататься». Или машина угоняется с целью совершения с её использованием другого преступления, потом их находят брошенными. А вот если становится ясно, что угон совершен из корыстных побуждений, следователь возбуждает уголовное дело о краже автомашины.
Принципы безопасности достаточно известны. Помимо установки противоугонных систем, это доморощенные средства кустарного производства – так называемые костыли, переключатели, штыри и т. д. Также мы рекомендуем подключение к системе ГЛОНАСС: спутниковое отслеживание позволяет обнаружить машину, где бы она ни находилась. Понятно, что это не самое дешевое удовольствие, но оно себя оправдывает.
И ещё. Мы призываем граждан реагировать на любые посторонние автомобили в ваших дворах, кварталах и т. д. Был случай, когда незнакомая машина две недели простояла во дворе, пока на неё, наконец, обратили внимание. Оказалось, что этот автомобиль проходит по делу о разбойном нападении. Так что нынешние времена требуют быть бдительными и внимательными.
* * *
Данные ещё одного собеседника позволяют взглянуть на ситуацию как бы с противоположной стороны.
– Кто он, современный угонщик?
– Сегодня угонщиков можно разделить на три группы. Две крайние – это «гопники» и «суперпрофи». Первые – это спившиеся работяги или обычные хулиганы. Такие воруют магнитолы, аккумуляторы, колеса, иногда угоняют дешевые машины – «шестерки» или «девятки», продают их на запчасти. Вторые – серьезные ребята, которые работают на заказ, угоняя дорогие иномарки. Тут уже обязательно хорошее образование электронщика и дорогая аппаратура.
– Как угонщик определяет, какой автомобиль подходит?
– Во-первых, смотрят, чтобы не было особых примет и крупных дефектов. Если машина с аэрографией или разбитым бампером, то она однозначно не подходит. Допустим, бампер заменим, а будет видно, что он новый. Поэтому нужен такой неприметный середнячок. Скажем, свеженькая «Приора» – идеальный вариант. Поди проверь каждую такую машину! Во-вторых, смотрят, как хранится машина, насколько хозяин внимательный… Тут много мелочей! С женщинами обычно проще: машину бросила и побежала, даже не смотрит, закрыла или нет.
– И сколько времени длится угон?
– Сам угон занимает буквально минуту. За машиной, правда, следят несколько дней. Тут всё просто: хозяин жмет на кнопку брелока, угонщики перехватывают сигнал код-граббером (устройство такое, как правило – в корпусе мобильника), а специальный сканер вычисляет код сигнализации. Следующее действие – вставить в замок (или дверной, или зажигания, смотря какая машина) болванку особенную, по которой потом ключ можно сделать. Теперь остается дождаться момента, когда хозяин теряет бдительность. Отключают сигнализацию и открывают двери, садятся и уезжают. Минутное дело!
– А без код-граббера можно машину угнать?
– А то! Например, классический такой угон, как раньше. Скажем, нужно угнать какую-нибудь «десятку» с простенькой «сигналкой». Злоумышленник проворачивает отверткой дверной замок, садится в машину: сначала открывает капот, потом выбивает замок зажигания. В это время напарник угонщика «затыкает» сирену и «пауком» – специальным пучком проводов – соединяет нужные элементы. И все – поехали! Если заказ на конкретную машину, иногда угонщикам приходится возиться с механическими блокировками, но тут тоже ничего нет хитрого, просто определенный навык нужен.
– А еще какие варианты угона?
– Например, иногда автомобильные воры работают в паре с карманниками. Люди уходят в супермаркет за покупками, а за ними следит специальный человек, который в определенный момент вытаскивает из кармана или сумочки ключи от машины. Хозяин возвращается через час, а машины и след простыл. Пока побегает по стоянке (некоторые надеются, что просто не туда поставили машину), пока позовет охрану, пока вызовет милицию… Итого пара часов! За это время машинка спокойненько доезжает до отстойника. Проблема одна – хороших карманников мало, и почти все они известны милиции…
– То есть сейчас такой метод не популярен?
– Ну почему же? Его гастролеры любят – приезжие угонщики из Дагестана, с Украины… А вообще, способов много! Однажды в Москве убедительно попросили угнать дорогой и редкий внедорожник. А у угонщиков ни оборудования, ни знаний… Сделали просто: подогнали эвакуатор, загрузили машину и уехали. Свидетели? Да какие свидетели! Обычная ситуация – сломалась машина, на сервис увезли.
– А сколько угонщиков работает в команде?
– В принципе, классическая команда угонщиков – это три человека. Двое работают (естественно, операции поделены, и каждый четко знает, что делать), а третий сидит в машине. Тут просто: чем сложнее машина, тем больше людей. В разумных, конечно, пределах. Команды, как правило, сложились давно и работают под конкретного заказчика. Сейчас многие специалисты под автосалоны ушли. Я думаю, треть бэушных машин в автосалонах – угнанные.
– А бывали случаи, когда машину приходилось возвращать?
– Возвращать?! Угонщик – не Робин Гуд же… Была одна история… У паренька одного от ночного клуба Volkswagen Golf угнали. По виду – обычный мажор, прожигатель жизни. Ну, думаем, папенька еще одну машину купит. Оказалось по-другому: отец у парня умер, а за несколько дней до смерти подарил эту машину. Вернули. А так, бывали изредка случаи, когда хозяин свою машину выкупал (от 1000 до 2000 долларов такое примерно стоило), но это, если серьезные люди тачку вернуть просили.
– Что нужно сделать, чтобы машину не угнали?
– Если есть конкретный заказ – угонят. Или водителя из машины выкинут, или тачку из гаража или со стоянки угонят… В общем, найдут способ! Тут никакие сигнализации, блокировки и примочки не помогут. Советы? Ну, если машинка простенькая – не очень дорогая, не очень популярная, то советов несколько: никогда не полагайтесь на сигнализацию, не забывайте про механические блокировки и будьте внимательнее. Сами понимаете, всегда проще найти другую машину, где нет «железа» (механических блокировок) и хозяин – лох.
– Противоугонки становятся все совершеннее. Угонов будет меньше?
– Откровенных дилетантов, конечно, меньше становится, но профессионалы останутся, а потом и новые появятся… Сейчас много студентов-электронщиков толковых. Схемы угона сложнее становятся: про карманников я говорил уже, еще есть варианты работы с менеджерами автосалонов, с сервисами…
Источник: http://aksakal.info/dag/news-dagestan/33236-ugolok-avtolyubitelya-rech-poydet-ob-ugonah.html