Безбрежность фантазии

Неоспоримо, что в дагестанцах генетически заложено чувство прекрасного, которое проявляется в человеке рано или поздно, выплескивается наружу, удивляя окружающих. «Надо же, — недоумевают они, — всю жизнь врачевал (сапожничал или пек хлеб), а тут вдруг выдал такую выставку живописи». Так случилось и с Гасаном Эфендиевым (на снимке). Закончил он обучение в Дагестанском филиале Московского автодорожного института в Махачкале, имел солидную профессию, а мыслил художественными образами в мире забавном, трагическом, смешном, с перекличкой различных эмоций. Позже стал воплощать свои фантазии в реальные вещицы для дома, быта, украшая его.

Проявлялся талант, который возник не на пустом месте. В детстве Гасан находил удовольствие, рисуя на листе бумаги все, что видел вокруг. Его завораживали не только пейзажи родного селения Шовкра в Лакском районе, но и чистые линии бытовых предметов – кувшинов, тарелок, краски паласов, неповторимость закатов, когда солнце садится за вершину горы. Увлекался каллиграфией, изучал надписи на аджаме, высеченные особой вязью на старых надгробных камнях.

Особо манила его кожа. Лакцы генетически с кожей на «ты». Стал подмастерьем обувщика. Ощущая мягкость, даже нежность материала, он дивился возможности кожи. Работая уже ведущим мастером, открыл свой цех. Лоскуты кожи навевали различные фантазии, которые при реализации превращались в шкатулки, декоративные панно, сумки разного назначения, рюкзачки, саквояжи, коврики, даже скульптурки и инсталляции.

Обработка кожи и изделия из нее – вовсе не ноу-хау. Этим многие народы мира занимаются издревле. Но берут в работу кожу мелкого скота и даже млекопитающих, птиц, рыб – материал эластичный и легко послушный. Но с кожей крупного рогатого скота работать сложно, и ее в дело берут нечасто, разве что на подошвы для обуви. Гасан Эфендиев – первый в Дагестане мастер, который подчиняет эту грубую, как фанера, кожу фантазийным идеям.

Его технология обработки кожи примитивна, а потому проста и необычна. У заготовщиков кожи есть такое понятие – голяк, который мало на что годится. Снятая с туши животного кожа лишается шерсти, засаливается. Оттого становится жесткой, неподатливой, темно-коричневого цвета. Жесткость ее такова, что если лоскут кожи поставить к стене, то он так и остается стоять. Вот такой голяк Гасан вымачивает в воде, мнет руками, растягивает, сворачивает, сжимает, скручивает… Делает задуманное панно, какую-нибудь форму, затем высушивает. Все делает вручную, не применяя станков, инструментов, приспособлений. Детали соединяет методом шнуровки.

Подивиться на дела рук Гасана в Национальную библиотеку в Махачкале пришли художники, музейные работники, студенты художественных отделений вузов, училищ, любители народных промыслов, музыканты, библиотекари. Здесь Республиканский дом народного творчества Министерства культуры РД в рамках проекта «Самородки» при участии Национальной библиотеки организовал выставку работ Гасана Эфендиева «Фантазии из кожи». В просторном фойе мастер выставил множество предметов из грубой кожи: различные черевички, босоножки, множество сумок, коврики, панно, многочисленные предметы быта…

Но большую часть представленного занимают, как их здесь назвали искусствоведы, портреты-образы. По стенам развешаны чудные физиономии. Нет, не застывшие маски, скрывающие мимику, а именно лица, передающие глубинные эмоции, настроение, переживания души – грусть, печаль, недоумение, плач, гнев, сарказм, презрение… Сколько человеческих характеров, судеб, сколько наблюдений художника, психологически тонких, понимающих, оправдывающих.

Гасан Эфендиев своей выставкой размашисто пригласил в свой мир видения окружающего, где нет виртуальной игры воображения, где внятное содержание и выписанность человеческих настроений. Он зримо создает образы легко узнаваемые, ничего не надо домысливать, ничего не нужно приписывать, придумывать. Из необычного материала он подает зрителю балладу жизни, увлеченно создавая образы, подсмотренные наяву, которые бытуют рядом с нами по соседству, на работе, в транспорте, в кино, из окошка автомобиля. И в то же время видишь, как Гасан нестандартно, очень оригинально подает так хорошо знакомый всем нам материал-кожу, погружая в мир художественных аллегорий, предлагая вглядеться в предметы, нас окружающие.

Законченность работам придают какие-то невообразимые рамки, куски старого необработанного дерева, обычная мешковина, щебенка, лоскуты бросовой кожи, рогожки, на которых размещает свои работы мастер. Этот фон так гармоничен, так к месту, что поначалу его не замечаешь, воспринимая как единое целое с портретом, кувшином, инсталляцией.

Фантазия мастера безбрежна, она открывает «удивительно свободный мир, где рушатся общепринятые привычки, каноны и возникает необычное, новое искусство, заставляющее совсем по-другому видеть то, что вы не замечали ранее», — так считает искусствовед М.Магомедова-Чалабова. Эту оценку творчества Гасана Эфендиева дополняют Диплом Международной выставки-ярмарки ремесел «Этномир», признавший его лучшим мастером; за «возрождение кожевничества народов Дагестана» Международный институт прорывных технологий и инноваций вручил дагестанскому мастеру свой диплом; и уж совсем неожиданно – Московский государственный академический камерный музыкальный театр им. Б.Покровского прислал свою благодарность художнику «за предоставление своих экспонатов для проведения выставки на открытии фестиваля «Московская осень».

Неординарный талант Гасана Эфендиева, так зримо демонстрируемый на выставке в Национальной библиотеке в Махачкале, открыл новый жанр в искусстве Дагестана и вселяет надежду, что мы еще не раз увидим нечто необычное, сработанное рукой и душой мастера. 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=29208

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *