Цитата дня: — Сегодня речь идет о том, как выглядит внешне Республика Дагестан. Самая большая наша проблема в том, что мы привыкли жить в грязи, не замечая, как портим окружающую среду. Республика Дагестан – это наше с вами лицо… Рамазан Абдулатипов На 5 февраля редакция «ДП» планировала проведение круглого стола на тему несанкционированного сброса нечистот в Каспий в общем по республике и, в частности, в махачкалинском микрорайоне «Приморский».
На круглый стол были приглашены представители ведомств, имеющих отношение к решению этой проблемы: администрации столицы, прокуратуры г.Махачкалы, отдела судебных приставов по Ленинскому району ФССП, Росприроднадзора по РД и Роспотребнадзора по РД.
Однако, как оказалось, проблема, о которой более 20 лет пишет «ДП», мало кого из чиновников волнует. На наше приглашение откликнулись лишь представители Роспотребнадзора. А вопрос-то серьезный, и стоит он на контроле у Президента республики. А о том, что проблема более чем серьезная, у нас сомнений нет, особенно после беседы с начальником отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по РД Ларисой Пантиной (единственный участник круглого стола), которая обрисовала ситуацию в общем по республике.
— Прежде всего стоить отметить, — сказала она, — что в Махачкале за последние годы построен канализационный коллектор.
Постоянные читатели нашей газеты знают, что в его сооружении есть отчасти заслуга «ДП», которая не раз писала о его необходимости еще тогда, более 20 лет назад. Однако новый коллектор не запускается, так как очистные сооружения еще не готовы. Тем временем мелкими и глубокими, но непременно черными ручейками нечистоты текут в море, причем происходит это прямо в черте города. Одна из таких речек у домов №№ 63, 63«Б» по улице Лаптиева. Другая, страшно сказать, под боком гостиницы «Приморская», где, как известно, останавливаются почти все знаменитые гости столицы. Здесь же вдоль берега, если пройтись, еще несколько подобных речек.
«ДП» настаивала и настаивает, что не может быть в республике туризма и не может быть имиджа, пока в Каспий текут нечистоты. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из «Собачьего сердца»: «Порядок начинается с клозетов!». О каком развитии туризма может идти речь, если, въезжая в гостиницу, гости республики первым делом видят под окнами речку нечистот, заросшую камышом? К тому же о каком имидже мы мечтаем, если большинство этих гостей — это журналисты, документалисты, репортеры и собкоры разных федеральных изданий, то есть люди, которые в первую очередь формируют имидж республики.
Между тем проблема куда более острая, и стоит она не только перед столицей, но и перед всеми населенными пунктами республики. Как рассказала Лариса Пантина, основная проблема — это хаотичная застройка, отсутствие планов поселений и, соответственно, планов водоотведения населенного пункта, что чревато серьезными проблемами. Как пример, Л.Пантина рассказала о вспышке гепатита А в поселке Манас Карабудахкентского района, причиной которого послужили несанкционированные свалки мусора в пойме местной реки. Такая же угроза фактически существует по всему Нагорному Дагестану. Где-то администрации принимают меры, где-то – нет.
Мы уже много лет говорим о явной диспропорции в системе водоснабжения и водоотведения не только в столице, но и по всей республике. Эту проблему наш руководитель управления Роспотребнадзора по РД не раз выносил для обсуждения на заседания Правительства РД, так как проблема серьезная, без привлечения республиканских и федеральных средств и сил самим муниципалитетам с ней не справиться, — говорит Л.Пантина.
Всего мы оштрафовали их в прошлом году на 180 тысяч только как юридическое лицо, не считая штрафов, наложенных на должностных лиц.
— Но эффекта-то нет! Неужели нет более действенных рычагов воздействия?
— Есть, но для их реализации по закону необходимо, чтобы были пострадавшие. Тогда уже в суд пойдет гражданское дело за причинение вреда здоровью по халатности или неосторожности и по защите интересов неопределенного круга лиц, как это было в Манасе. Дело это сейчас в суде. Если к нам поступит жалоба конкретного человека, то будет дело о защите его прав и интересов.
— Суд принял решение. А что дальше? Вы как-то прослеживаете исполнение решения суда? Ведь получается, что вы поработали вхолостую.
— Естественно, мы прослеживаем исполнение решения, и если решение не исполняется, подаем в суд еще раз. Это влечет большой штраф на организацию и штраф на должностное лицо. Поймите, что мы можем действовать только согласно регламенту нашей организации, установленному Правительством РФ, и закону РФ.
— Но почему, обнаружив нарушение в ходе того же рейда, вы не штрафуете виновника, пока он не исправит нарушение? Скажем, раз в месяц, а то и чаще?
— До прошлого года мы не могли вновь инспектировать объекты, на которых были обнаружены нарушения в ходе внеплановой проверки, а плановые проверки (вы сами знаете) раз в три года. Сейчас у нас есть возможность, обнаружив нарушение именно в ходе внеплановой проверки, дать предписание на устранение и по согласованию с прокуратурой вновь провести проверку для контроля исполнения предписания.
— Что вы можете сказать в общем по республике? Как обстоят дела с канализацией и водосбросом в других городах?
— Такие же проблемы, конечно, во всех городах республики, строительство очистных сооружений — дело долгое и дорогое, в муниципалитетах на это денег нет, поэтому вопрос закрыт до лучших времен.
— Как известно, в этом году будет введен в строй новый водовод Миатли-Махачкала. Это не создаст дополнительных проблем и не усугубит ситуацию. Как ожидается, водовод будет поставлять в город около 100 тысяч кубов воды в сутки. Куда все это будет утекать?
— Это же, наоборот, хорошо, что в город будет поступать много чистой воды. За последние годы администрацией города проделана огромная работа. Это заметно даже по пробам воды последних лет. Сейчас в городе нет воды, не соответствующей нормам СанПиНа. Есть, правда, проблемы в поселках пригородов, но и там вопрос решается. А новый водовод будет поставлять еще больше чистой воды. Это снизит до минимума риск распространения эпидемии посредством питьевой воды.
В заключение хотелось бы отметить, что эта публикация не преследует цели кого-то в чем-то обвинить. Речь об общей тенденции, когда к решению любого вопроса чиновники подходят формально, только с позиций буквы закона, не проявляя инициативу. Нерешаемых проблем нет, есть нерешенные, как та, о которой мы снова и снова говорим. Вот ведь странная штука: столько надзорных органов, но никто не бьет тревогу, когда надо кричать «Караул!». Чиновников приглашают на разговор, они не приходят. Отправляешь к ним письменный запрос, а они, как правило, отписываются очень красивыми словами и согласно букве закона. Все вроде работают в соответствии с законом, просто не придраться, но проблема так и остается нерешенной уже 20 лет.
«ДП» лишь пытается напомнить, что загрязнение Каспия и побережья – это проблема не только экологическая, но и экономическая. Если так пойдет дальше, республике можно будет забыть о промысле морепродуктов и о туризме, во всяком случае пляжном. Раз проблема дорогая и муниципалам не под силу, может, нужна республиканская программа или даже федеральная? Кстати, Россия подписала договор с прикаспийскими странами об ограничении сброса нечистот в Каспий. Так, может, нужна федеральная программа по защите Каспия от сброса нечистот?
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=28972