Влияние крупных дагестанских бизнесменов на российскую политическую элиту давно интересует аналитиков и журналистов. И среди этих бизнесменов аналитики выделяют в первую очередь две фигуры – лезгина Сулеймана Керимова и аварца Зиявудина Магомедова.
Именно с их именами некоторые дагестанцы в своих мечтах связывают надежды на решение экономических и политических проблем республики. И в огромной степени не из-за больших финансовых активов этих бизнесменов, а из-за их влияния в российской политической элите.
Поскольку сегодня даже обывателю очевидно, что большие дела в России решаются не только деньгами, но и некими дополнительными ресурсами. Так благодаря каким же ресурсам обеспечивается такое влияние этих двух дагестанских бизнесменов, и до каких уровней власти оно достает?
Дагестанский локомотив
Сулейман Керимов является самым известным лицом и локомотивом «дагестанской группы» крупных бизнесменов новой волны. Этот предприниматель и владелец махачкалинского футбольного клуба «Анжи» — персона настолько известная, что не нуждается в дополнительном представлении.
Однако касаемо влияния Керимова на российскую политическую элиту стоит привести некоторые факты. Так, эксперты в качестве одного из наиболее убедительных показателей вхожести Керимова во властные кабинеты называют предельно лояльное отношение к нему и его бизнесу со стороны «государственных» банков – ВТБ и Сбербанка.
По утверждениям аналитиков, фактически две эти организации уже долгие годы предоставляют Керимову основные кредитные ресурсы под его проекты. Так, на кредиты Сбербанка Керимов приобрёл контрольный пакет акций компании «Полиметалл» за $900 млн, пакет акций «Газпрома» и акции Сбербанка.
Ради Керимова самый строгий в России банк – Сбербанк даже нарушил одно из строжайших своих правил – превысил лимит кредитов «в одни руки» в 25% своего капитала. По информации Forbes, когда «Нафта Москва» выбрала в Сбербанке этот лимит, брать кредиты в Сбере стала другая структура Керимова – компания «Новый проект».
Личные связи
По словам источников газеты «Версия», такой потрясающей лояльности Керимов добился благодаря личным связям с Игорем Юсуфовым — бывшим спецпредставителем тогдашнего президента Дмитрия Медведева. Сам Игорь Юсуфов родом из Дербента, родился в семье Ханука Юсуфова.
В разные годы он работал на различных должностях – был генеральным директором Российского агентства по государственным резервам, министром энергетики РФ, специальным представителем Президента РФ по международному энергетическому сотрудничеству, послом по особым поручениям МИД России.
Кроме того, еще одним проводником интересов Сулеймана Керимова в коридорах власти аналитики считают вице-премьера Аркадия Дворковича, которого сегодня называют правой рукой премьер-министра Дмитрия Медведева.
Зона ответственности Дворковича в Правительстве, по данным СМИ – промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, вопросы по линии Минприроды, включая недропользование. Кроме того, Дворкович курирует вопросы второй волны приватизации в России.
Однако, неофициально в команде премьера Медведева Дворкович отвечает еще за некоторые чувствительные вопросы. А именно, за обратную связь с бизнесом и формирование финансовой поддержки медведевской команды со стороны «предпринимателей новой волны».
Среди возможных причин лояльности Дворковича к Керимову называют супругу Дворковича, сыгравшую большую роль в его карьерном становлении. Дело в том, что супруга Дворковича – лезгинка Зумруд Рустамова.
Сама Зумруд родилась в Москве, но ее родители Хандадаш и Татьяна Рустамовы родом из Дагестана. После окончания вуза Зумруд сделала головокружительную карьеру в Госкомимуществе России, которое тогда возглавлял будущий первый вице-премьер России Игорь Шувалов.
После государственной службы Рустамова работала в компании «Нафта Москва» и входила в совет директоров компании «Полюс Золото». Причем обе эти компании известны, как компании, принадлежащие Сулейману Керимову.
Внутренние источники Сулеймана
Кроме того, одним из главных партнёров Сулеймана Керимова и Аркадия Дворковича газета «Версия» называет и отправленного в отставку министра финансов Алексея Кудрина. Несмотря на то, что Кудрин не занимает сейчас государственных постов, он по-прежнему считается серым кардиналом в финансовой жизни страны.
Другим могущественным партнёром Керимова называют главу группы компаний «Ист» Александра Несиса. Партнёры уже реализовали несколько крупных сделок, в частности сообщается, что сделку с покупкой компании «Полиметалл» Керимов проводил в интересах Несиса.
«Версия» также добавляет, что одним из показателей близости Керимова к власти является его активное участие в политической жизни на Северном Кавказе. Керимов является представителем крупных дагестанских экономических кланов и способен влиять на происходящие в республике процессы.
Кстати, покупку Керимовым футбольного клуба «Анжи» эксперты называют скорее политическим шагом, одобренным руководством страны. «Версия» приводит мнение, что с участием Керимова будут реализованы крупные приватизационные проекты новой волны в энергетической сфере.
Он же, вероятно, станет основным участником приватизационных процессов в банке ВТБ и Сбербанке. Это те сферы, в которых сильны позиции деловых партнёров Керимова. А Дворкович, как куратор второй волны приватизации, в этой игре по-крупному может оказаться для Керимова источником бесценной внутренней информации о планах правительства.
Кроме того, осенью прошлого года Сулейман Керимов спас от проверок Центробанка банк еще одних очень влиятельных фигур — братьев Ротенбергов. Некоторые показатели их Банка «Северный морской путь» в ноябре приблизились к критическому значению. Но благодаря депозиту Керимова в 100 миллионов долларов банк вышел из зоны риска.
Братья Аркадий и Борис Ротенберги являются российскими миллиардерами очень близкими Президенту России Владимиру Путину. В молодости они оба занимались дзюдо в одном зале с Путиным. Эксперты убеждены, что Керимов четко просчитывал ситуацию, когда вкладывал такие огромные деньги в банк Ротенбергов, спасая его от краха.
Восхождение братьев Магомедовых
К числу наиболее влиятельных и близких к Аркадию Дворковичу представителей «дагестанской группы» источники газеты «Версия» относят также братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых.
Магомедовы, являющиеся уроженцами Хунзахского района Дагестана, также могут похвастаться особым отношением со стороны высших государственных чиновников. Первые шаги в бизнесе Магомедовы стали делать в начале 90-х годов.
Тогда они сотрудничали с Семёном Вайнштоком – в ту пору генеральным директором «Лукойл-Когалымнефтегаза». Вместе со своими партнёрами, по данным издания «Новый регион», Вайншток превратил Когалым в закрытую зону, где могли работать только подконтрольные им структуры. А ситуацию в городе контролировала группа, по мнению журналистов, близкая к Магомедовым.
Магомедов уже владеет без одной акции 50% государственной “Объединенной зерновой компании”, что позволит ему в будущем создать зернового гиганта со своим портом, транспортом и логистикой. Добычей Магомедова могли бы стать также акции “Аэрофлота”, государственной алмазной монополии “АЛРОСА” и других активов железных дорог.
Издание «Новый регион» пишет, что в последние годы Магомедовы сконцентрировались на портовом и горнорудном бизнесе, а также тесном сотрудничестве с «Транснефтью», что уже само по себе говорит о хороших связях на самых верхах.
Вхождение в элиту
«Не вызывает сомнения и тот факт, что Магомедовы плотно общаются и с Аркадием Дворковичем», — отмечает «Новый регион». Зиявудин Магомедов учился с Аркадием Дворковичем на одном курсе МГУ.
Кроме того, однокурсники, по данным издания, совместно участвовали в борьбе за контроль над Международной шахматной федерацией (ФИДЕ). Здесь стоит отметить, что для Дворковича шахматы являются слабым местом.
Поскольку его отец Владимир Дворкович был ответственным секретарем Федерации шахмат СССР, международным шахматным арбитром, председателем коллегии судей Российской шахматной федерации.
Очевидно, что ради памяти своего отца Аркадий Дворкович готов на многое. А Зиявудин Магомедов в этом деле оказывает своему однокурснику неоценимую помощь.
Далее, благодаря связям с Дворковичем в 2012 году Зиявудин Магомедов возглавил Деловой консультативный совет АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества).
Напомним, что на последнем саммите АТЭС Владимир Путин представил Зиявудина Магомедова всему миру, как образец нового поколения российских бизнесменов. А подобная презентация дорогого стоит. И этот счастливый билет выпал именно Магомедову, а никому другому из российских олигархов.
Отношение к малой родине
Судя, по сигналам, поступающим из Кремля и Керимову, и Магомедову будет поручено решение некоторых наиболее глубоких проблем, поразивших дагестанскую власть и дагестанское общество. Тем не менее, они уже сейчас опосредовано показывают свое участие в жизни республики.
Так, Сулейман Керимов, по данным аналитиков, принимал участие в формировании команды сегодняшнего главы Дагестана Магомедсалама Магомедова, приобрел футбольный клуб «Анжи» и вкладывает огромные средства в его продвижение на российском уровне. Кроме того, на средства его благотворительного фонда тысячи неимущих дагестанцев получают возможность совершать хадж к святым местам в Мекке.
Что касается Зиявудина Магомедова, то фонд «Чистое сердце», инициатором создания которого он является, уже оказал благотворительную помощь десяткам тысячам семей малообеспеченных дагестанцев. Волонтеры фонда сами приходят в дома к жителям республики и берут на себя заботу о нуждающихся.
Кроме того, по данным экспертов Магомедов финансирует некоторые дагестанские СМИ, в том числе и позиционирующие себя, как аварские. Более того, в его финансовых структурах работает много молодых аварских специалистов. В горных аварских районах при поддержке Магомедова возводится много социальных объектов, спортивных комплексов, досуговых центров.
На фоне Магомедова, эксперты отмечают намного более низкое участие Керимова в судьбе своего народа. В структурах Керимова практически не сыщешь лезгина, в лезгинских районах ни молодежь, ни старшее поколение не могут похвастаться особым вниманием олигарха к их проблемам.
Даже его членство в Совете Федерации от Республики Дагестан вышло лезгинскому народу боком. Поскольку, как ранее уже писали аналитики на последних выборах в Думу, власти Дагестана аварцам, даргинцам и кумыкам ответили по нескольку мест, а лезгинам оставили только одно проходное место в списках «Единой России».
Это решение было мотивировано тем, что у лезгин и так есть уже одна фигура на уровне Федерального Собрания – член Совета Федерации Сулейман Керимов. Однако данное кресло Керимова никаких ощутимых дивидендов лезгинскому народу не приносит.
Прощупывание почвы
Оттого по сравнению с масштабами капиталов Керимова и Магомедова, и по сравнению с их политическим влиянием – реализуемые ими проекты – это все же капля в море существующих проблем. Судя по всему, эти проекты – всего лишь попытка прощупать почву в Дагестане.
Начнется ли реальное участие Керимова и Магомедова в формировании новой системы управления Дагестаном, зависит от Кремля. А пока, дагестанская власть, в ожидании возможных больших перемен, пытается сыграть на опережение.
Так, по данным СМИ, в декабре 2012 года глава Дагестана Магомедсалам Магомедов назначил на пост первого вице-премьера дагестанского правительства человека, являющегося правой рукой Сулеймана Керимова в его финансовой империи. Речь идет о генеральном директоре компании "Нафта Москва" Олеге Липатове.
СМИ сообщают, что новый вице-премьер республики займется привлечением инвестиций в Дагестан и взаимодействием с федеральными органами исполнительной власти. И сразу же за этим назначением "Нафта Москва", принадлежащая Керимову, заявила, что станет основным инвестором, который вложит средства в реконструкцию и модернизацию аэропорта Махачкалы.
Какими будут дальнейшие шаги обоих бизнес-тяжеловесов на дагестанском направлении, покажет время. Но зрелище, судя по всему, обещает быть захватывающим…
Источник: http://biznes-dagestan.com/novosti/171-tyazhelovesy-dagestanskogo-biznesa-i-rossiyskaya-elita.html