Религия мира или мировая религия?

Традиционно представление о том, что ислам – это религия мира. Таково и мое представление о религии. Трудно не согласиться и с тем, что ислам – мировая религия, иногда случается, хотя иногда эти утверждения не согласуются и даже конфликтуют.

Осознание того, что в вопросах веры не может быть принуждения, тем более насилия, терроризма, открытой вражды, есть и у руководства республики, и у Духовного управления мусульман Дагестана, однако призывы к согласию нередко остаются декларациями, кардинально переломить ситуацию, решить проблему до сих пор не удается. Не удается потому, что ислам переживает период сложного развития, религиозный призыв сегодня имеет во многом трансграничный характер, освобождает веру от национальных традиций, местных особенностей, стремясь к унификации ценностей, норм, моделей поведения, подчеркивая, что ислам – мировая религия. Такой ислам утилитарен, его можно экспортировать.

Мировой характер ислама подчеркивают мусульмане-иммигранты, осевшие сегодня в Европе, других странах. Мировая универсальность ислама позволяет находить друзей, единомышленников по всему миру, не чувствовать отчужденности, находясь далеко от родины, привычной среды. Такое представление об исламе согласуется также с ценностями мультикультурализма и демократии.

Исламский призыв, обращенный к мусульманам всего мира, меняет наше представление о религии так же, как и универсальные права и свободы человека, закрепленные в международных конвенциях. Это сближает позиции тех, кто стремится установить во всем мире демократию, с теми, кто стремится к всемирному халифату, где закон – шариат.

Когда нам говорят, что мы должны жить, как в Америке, то обычно имеют в виду заимствование в чистом виде ценностей и институтов, демократические выборы, многопартийность, независимость судов, разделение властей – «неразбавленная демократия». Не всем в России такая «неразбавленная демократия» пришлась по вкусу.

Не кажется удивительной в этой связи и позиция так называемых цивилизованных стран США и Европы, поддержавших «арабскую весну», свержение диктаторских режимов в Тунисе, Ливии, Египте и Сирии. Вспомним, что талибы в Афганистане однажды пришли к власти при непосредственной поддержке США. По тому же сценарию развиваются события «арабской весны», начавшейся в Тунисе и Ливии. И чем все это закончится?

Сложность этих процессов отражается, как в зеркале, на стабильности в России, межконфессиональном мире и согласии и определяет логику поведения руководства страны в решении задач развития и обеспечения безопасности. Позиция руководства страны нацелена прежде всего на отстаивании тезиса: ислам – религия мира. В этом контексте принцип «суверенной демократии», политический курс Владимира Путина ориентирует нас на сохранение стабильности, традиционности, региональных особенностей.
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=28225

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *