О проблемах модернизации дагестанского здравоохранения и перехода муниципальных медицинских учреждений в региональное подчинение рассказывает министр здравоохранения Республики Дагестан Ильяс Мамаев.
— С начала 2012 года все полномочия управления медицинскими учреждениями районов и городов перешли на региональный уровень. Насколько готовы к этому на местах?
— В соответствии с федеральными законами нами были изучены все проблемы, стоящие перед лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) при передаче их из муниципальной собственности в государственную. До февраля 2012 г. все лечебные учреждения республики были распределены для изучения состояния дел и посещены министром, заместителями министра, начальником УКС и другими сотрудниками минздрава РД.
Основное внимание было уделено состоянию материально-технической базы, кадровому потенциалу, подготовке кадров, уровню организации и качеству оказания медицинской помощи населению, особенно первичной медико-санитарной помощи. Наиболее актуальным вопросом остается лицензирование ЛПУ и приведение их в соответствие с лицензионными требованиями.
Определенные вопросы, такие как подготовка кадров, организация и оказание экстренной помощи, проведение ремонтных работ в ряде учреждений минздрав РД взял на себя. Практикуемые ежеквартальные заслушивания руководителей лечебно-профилактических учреждений свидетельствуют о готовности большинства учреждений здравоохранения к переходу на региональный уровень.
— Бюджет и возможности республиканской вертикали с 2012 года резко увеличатся. На что в первую очередь вы планируете потратить средства?
— К сожалению, республиканский бюджет Республики Дагестан, дотируемый из средств федерального бюджета, не дает возможности увеличения финансирования здравоохранения с ростом на 2012 год. Финансовое обеспечение Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи предусмотрено в объеме 11793,9 млн рублей (3955,9 рублей на 1 жителя). Утвержденная стоимость территориальной программы на 2012 год превышает стоимость утвержденной программы на 2011 год лишь на 2,5%.
Дефицит финансового обеспечения утвержденной территориальной программы на 2012 год составил 10968,9 млн рублей, или 48,1% (утвержденный норматив на жителя 3955,9 рублей; федеральный норматив – 7633,4 рублей на жителя), в том числе дефицит в части бюджета – 7068,4 млн рублей (67,1% от нормативных показателей).
В сложившихся условиях в первую очередь осуществляется расходование средств бюджета на укрепление материально-технической базы ЛПУ, в том числе закупается современное медицинское оборудование, а также осуществляется капитальный ремонт подведомственных учреждений здравоохранения.
Оснащение ЛПУ современным медицинским оборудованием и проведение в них капитального ремонта позволяет привести учреждения в соответствие с лицензионными требованиями и обеспечить повышение качества оказания услуг населению.
— В республике действует программа модернизации здравоохранения. Какие направления этой программы вы считаете приоритетными?
— Первое – это укрепление материально-технической базы медицинских учреждений. Не секрет, что в течение предшествующих 20 лет, периода длительно затянувшегося экономического кризиса, материальная база лечебно-профилактических учреждений как в Дагестане, так и в целом по другим субъектам России значительно пострадала. Несмотря на значительные усилия, прилагаемые руководством нашей республики по укреплению материальной базы учреждений здравоохранения, учитывая дотационность региона, почти 90% учреждений нуждалось в капитальном и текущем ремонте. Реализация программы модернизации здравоохранения республики позволила существенно укрепить материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений. В 2011 году проведен капитальный ремонт 43 лечебно-профилактических учреждений на сумму 928,2 млн рублей. Для завершения намеченных программой мероприятий по капитальному ремонту в текущем году нам остается отремонтировать 2 лечебных учреждения. Объем выполненных работ в этих медицинских организациях на 1 июля 2012 года составил 40,5%. Освоено 37,6% средств.
Устарело и нуждалось в замене более 80% эксплуатируемого медицинского оборудования ЛПУ. Больные для получения элементарных методов диагностики выезжали из сел и городов в столицу для обследования. Все это вызывало значительные нарекания со стороны населения в адрес системы здравоохранения. Необходимо было, чтобы те учреждения, которые не отвечают требованиям времени, были приведены в соответствие с ними. Необходимо было, чтобы структура коечного фонда и укомплектованность врачами и медицинским персоналом пришла в соответствие со структурой заболеваемости и смертности в регионе, чтобы были установлены эффективные формы и методы оплаты оказанной медицинской помощи. В учреждения здравоохранения планировалась поставка 873 единиц медицинского оборудования на сумму 1006,3 млн рублей. На 1 июля 2012 г. получено 851 единиц оборудования на сумму 986,1 млн рублей. В соответствии с Программой до конца этого года будет обеспечена поставка 22 единиц медицинского оборудования.
Вторая задача – внедрение современных информационных систем в здравоохранение. Останавливаясь на информатизации, надо сказать, что этот блок программы модернизации входит в государственную программу информатизации, которая была одобрена на заседании правительства Российской Федерации. К мероприятиям по внедрению современных информационных технологий в здравоохранение отнесены создание инструментов персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, ведения электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, разработка и внедрение систем электронного документооборота. Предусмотрено введение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения, расположенного на территории Республики Дагестан. Для успешного решения обозначенной задачи, конечно же, требуется продуманный подход, ибо эта работа направлена на совершенствование работы учреждений здравоохранения. Без информатизации сложно принимать грамотные и главное — своевременные решения.
И третья задача – внедрение новых, более высоких стандартов оказания медицинской помощи. Что такое стандарт? Стандарт – это набор медицинских услуг, оказываемых пациенту в медицинском учреждении при различных заболеваниях. Сюда включаются лекарства, расходные материалы для диагностики и лечения, включена стоимость питания. Самое главное – в стандарт входит заработная плата медицинского персонала. Следует особо подчеркнуть, от того, насколько обеспечены деньгами стандарты, зависит уровень увеличения заработной платы медицинских работников. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации принято 1190 стандартов. Мы же пока в учреждениях здравоохранения республики внедрили 47 федеральных стандартов. Как видите, нам предстоит серьезная работа.
Все эти задачи являются приоритетными в здравоохранении, и их выполнение приведет к улучшению качества медицинской помощи и повышению заработной платы медицинских работников.
— В своем Послании Народному Собранию РД президент республики отметил, что развитие здравоохранения – базовый приоритет республиканской социальной политики. Он также отметил, что проблема обеспеченности населения стационарными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, особенно в сельской местности, пока не решена. Какие вы видите пути решения данной проблемы?
— Для решения проблемы обеспеченности населения стационарными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, в том числе и в сельской местности, министерством здравоохранения Республики Дагестан разработана Республиканская целевая программа «Развитие здравоохранения в Республике Дагестан до 2017 года». Данной Программой предусматривается строительство новых типовых стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений, а также фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов.
Программой предусмотрен прирост коечной сети на 5114 коек, который обеспечит показатель обеспеченности койками 76,6 на 10 тысяч населения (справочно: показатель 2011 года – 63). Прирост посещений в смену предусмотрен 7917, что обеспечит показатель 125,7 на 10 тысяч населения (справочно: показатель 2011 года – 104,6).
Концепция Программы рассмотрена и принята правительством Республики Дагестан. В настоящее время Программа «Развитие здравоохранения в Республике Дагестан до 2017 года» находится на утверждении в правительстве Республики Дагестан.
— Уже полтора года частным клиникам разрешено входить в систему ОМС. Вы не боитесь этого решения?
— Федеральный закон №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» открыл возможность частным клиникам войти в систему ОМС. Фонд, в свою очередь, следит за тем, чтобы механизм предоставления медицинских услуг работал четко и слаженно, ведь любые нововведения требуют времени и особого внимания.
Это одна из новаций, которая служит созданию условий для конкуренции и совершенствования качества медицинской помощи, что в целом должно благотворно отразиться на повышении уровня здравоохранения в регионе.
Сегодня много говорят о возможности использования страховых полисов ОМС в частных клиниках. Работать в системе обязательного медицинского страхования могут медицинские учреждения, организационно-правовая форма собственности которых не противоречит Закону «О медицинском страховании граждан в РФ». Эти учреждения должны иметь государственную лицензию установленного образца, должны быть согласны работать по тарифам, действующим в системе ОМС.
Сегодня медицинская помощь в частных клиниках дороже, чем в государственных лечебных учреждениях, частные клиники не носят статус некоммерческих учреждений. Других препятствий для использования полисов ОМС нет. Сейчас тарифы на медицинские услуги в рамках ОМС ниже, чем тарифы, устанавливаемые частными клиниками. Однако регулярно, несколько раз в год, тарифы пересматриваются. Считаем, что постепенно разрыв между тарифами ОМС и частных клиник будет сокращаться.
В медицине оценить услугу достаточно сложно. Обычный человек, без медицинского образования не может определить необходимость проведения той или иной медицинской услуги. Как правило, в частных клиниках пациентам предлагают расширенный набор услуг, выдавая его за обязательный.
Кроме того, частные клиники могут работать в системе ОМС только в том случае, если они будут обладать хорошей вспомогательной базой, в клинике будут работать высококвалифицированные специалисты. Однако не все частные медучреждения соответствуют этим требованиям.
Именно из-за того, что частные медицинские учреждения нацелены на получение прибыли, им и не доверяет государство, не пускает их работать в систему ОМС даже на принципах софинансирования. ТФОМС или страховая компания в любое время может выслать своего эксперта, чтобы проверить, насколько компетентно лечили пациента. Будет поднята история болезни и будет проверена правильность направлений на медицинское обследование, режим наблюдения пациента, правильность лечения. Если все это будет соответствовать определенным стандартам, клиника получит деньги из страховой компании.
Кроме того, государственные клиники боятся конкуренции с частными. Если частные клиники получат свою долю в бюджетном рынке, пациенты выберут частную клинику по условиям комфортности, по отношению персонала. С другой стороны, профессионализм не всегда выше в частных клиниках.
С одной стороны, для простых граждан удобно, если все медучреждения будут работать в системе ОМС. Лечиться можно будет не только в районной поликлинике. С другой стороны, в этом случае весь бюджет ТФОМС будет поделен не только между государственными медучреждениями, финансировать придется еще и частные клиники. Кроме того, если частные клиники будут работать в системе ОМС на принципах софинансирования, то это нарушит принцип бесплатной медицинской помощи. Поскольку обратиться в частные клиники смогут только граждане, у которых есть возможность потратить деньги на лечение. Остальным же придется пользоваться услугами государственных медучреждений.
В любом случае у граждан должен быть выбор. Бюджет ТФОМС формируется в том числе и из отчислений из зарплаты, поэтому выбирать, где тратить свои деньги – в госклиниках или в частных больницах – граждане имеют право сами.
— А как сами врачи воспринимают переход в региональное подчинение?
— Все медицинские работники ЛПУ республики признают, что региональный подход при формировании сети стационарных учреждений является важнейшим и необходимым для перехода здравоохранения к качественно более высокому уровню организации стационарной медицинской помощи. И понимают, что вертикаль управления в здравоохранении позволит нам рационально и эффективно использовать силы и средства в региональной медицине для улучшения качества и доступности медицинской помощи.
Как всякое изменение, реформа здравоохранения вызывает болезненные реакции, но в целом благотворно скажется на медицинском обслуживании населения. В том, что позитивные перемены в связи с переходом медицинских учреждений района в региональное подчинение не за горами, медработники скоро убедятся. Единая вертикаль управления здравоохранением сможет обеспечить больницы на местах, прежде всего, достойными финансовыми ресурсами – федеральными и региональными.
Переход нашей страны, и в частности республики, на «региональную модель» и формирование межрайонных центров специализированной медицинской помощи позволит обеспечить более высокий уровень качества предоставляемой медицинской помощи населению за счет повышения доступности всему населению новейших медицинских технологий и специализированных видов медицинской помощи.
— Остро стоит вопрос обеспечения лечебно-профилактических учреждений, особенно сельских, квалифицированными кадрами. Что делается, чтобы привлечь молодых специалистов?
— Для привлечения молодых квалифицированных врачей на работу в сельские медучреждения министерством здравоохранения Республики Дагестан в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» разработан проект Постановления «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, работающим в сельской местности», утвержденный правительством РД 10 февраля 2012 года.
Согласно данному Постановлению, молодым врачам, решившим работать в сельских медицинских учреждениях, выплачивается единовременная материальная помощь в размере миллиона рублей.
На 1 сентября 2012 года в министерство здравоохранения Республики Дагестан представлено 128 заявок, из них 123 уже рассмотрены и молодым специалистам перечислены единовременные компенсационные выплаты на счета, открытые ими в кредитных организациях.
Источник: http://www.riadagestan.ru/interview/2012/9/25/143010/