Федеральный центр явно обделяет вниманием ресурсный потенциал Дагестана. И официальной Махачкале ничего не остается, как довольствоваться этим решением. Хотя очевидно, что с точки зрения геополитики, морского, ресурсного и людского потенциала Дагестану равных в регионе нет.
Тем более если учесть, что само решение об очень поспешном создании СКФО ничего кроме всплеска терроризма и активизации вооруженного подполья региону не дала. СКФО не решило и не может решить проблемы регионов, входящих в округ, и прежде всего проблемы Дагестана. И даже не показала тенденции к решению этих проблем.
Вид на Махачкалу с Каспийского моря
Создание на карте страны так называемого в экспертной среде «Прикаспийского региона», а по сути нового Прикаспийского федерального округа, где упор делался бы именно на Каспий может кардинально улучшить не только общую ситуацию, но и оперативную обстановку в регионе.
В его состав могли бы войти все территориальные образования каспийского бассейна – все российское побережье. В этом случае Дагестан, как самое крупное территориальное образование каспия, вполне смог бы регулировать всю динамику развития каспийского региона.
Махачкалинский порт уже давно имеет статус международного порта, и реализация этого проекта заметно расширили бы его экономические показатели и дали бы дополнительные импульсы соседним региональным центрам Астрахани, Элисте и Волгограду. Такого подхода придерживаются и некоторые региональные аналитики и эксперты.
Россия, как крупнейшая каспийская держава должна определить роль прикаспийского региона в системе международных связей. Помимо всего, это дало бы возможность развития общественно-политических взаимоотношений СНГ, Средней Азии и Ближнего востока.
Давно пора объединить усилия прикаспийских территорий, их потенциал, и это решило бы многие проблемы субъектов с выходом в Каспийское море. Кроме того, институт полпредства в регионе не отвечает сегодняшним реалиям и потребностям ни Северного Кавказа, ни тем более Каспия.
Россия, к большому сожалению, до сих пор не имеет четкой и внятной государственной политики в отношении Каспия и Дагестана, в частности. К примеру, тот же Иран давно определился по Каспию, при этом претендует еще и на другие, не принадлежащие ему акватории Каспийского бассейна.
Сегодня жизненно необходимо рассматривать Дагестан в контексте развития республик, областей и стран Каспийского союза. Для этого в Дагестане исторически сошлись морские, воздушные и наземные дороги, ключевые международные транспортные коридоры, которые смогут стать важнейшими показателями социально-экономического развития территорий Российского юга.
Дагестан для развития интерперевозок и увеличения грузопотока, имеет объекты для наземного коммерческого обслуживания грузов, перемещаемых воздушным, автомобильным, железнодорожным, морским транспортом, терминальной обработки и хранения грузов на складах с системами обработки и хранения охлаждаемых грузов, оказанием агентских и экспедиторских услуг, таможенного и почтового оформления грузов, а также всех показателей высокой логистики. Международный аэропорт «Махачкала» после реконструкции сможет принимать самолеты любого типа.
Но на сегодняшний день, практически все объекты транспортного узла разобщены, принадлежат или находятся в управлении разных ведомств и юридических лиц, вследствие чего отсутствует четкая координация деятельности. При этом выгодное географическое положение Дагестана никак не используется, ни Россией, ни СКФО, ни самой республикой.
В рамках такого глобального проекта Дагестан с ее немалым опытом международной деятельности имеет возможность развивать статус главного российского региона на Каспии.
Очевидно, что политическая потребность в создании единого прикаспийского округа для развития и укрепления всесторонних связей в рамках морского пространства назрела давно. Дагестан, поскольку он находится на перекрестке ряда важных артерий, вполне способен стать главной площадкой политического, бизнес и культурного сотрудничества каспийского пространства.
С каждым годом возрастает участие Прикаспийского региона в мировых экономических процессах, а сам Прикаспийский регион активно вовлекается в мировую транспортную систему, приобретает статус не только сырьевого, но и транзитного региона, который позволяет соединить все пути через Каспийское море.
По этой причине, а также из-за того, что возрос огромный интерес крупных западных государств к региону Каспийского моря Прикаспийский регион уже называют Транскаспийским.
Необходимо хотя бы в одностороннем порядке определение статуса Каспийского моря, выработка согласованного подхода к территориальному разделению водной части, дна моря и по охране биоресурсов Каспия.
Интенсивное освоение сырьевых ресурсов Каспийского моря усиливает военное, политическое и геоэкономическое влияние в регионе транснациональных корпораций и западных государств.
В этой связи заметно выросло влияние различных стран в регионе, которая конечно же вызывает озабоченность как среди общественности так и среди ученых, религиозных деятелей, экспертов относительно складывающейся религиозной обстановки в регионе и возможности потери в будущем огромных территорий Каспийского моря. При этом очень много вопросов вызывает стремление некоторых стран, в частности Турции, Ирана, США и Великобритании в решении проблем региональной безопасности.
Сигналом грядущих перемен было заявление тогда еще президента страны Дмитрия Медведева о том, что прикаспийские государства способны сами разобраться с проблемами в своем регионе, сделанного им на переговорах с его туркменским коллегой Гурбангулы Бердымухамедовым в расширенном составе в октябре 2010 года.
«Я разделяю ваши подходы к тому, что мы должны развивать прикаспийское сотрудничество, причем исходя из простого, но очевидного тезиса: Каспий — наше богатство, и мы сами способны разобраться со всеми проблемами и всеми перспективами развития и Каспия, и прикаспийского сотрудничества», — сказал Медведев. Но к огромному сожалению дальше деклараций дело не пошло и российский Каспий как и прежде не востребован в полной мере.
Реализация политики России в каспийском регионе остается вопросом открытым и требует объединения в единый Прикаспийский регион Калмыкии, Астраханской и Волгоградской областей, Дагестана и всех их водных территорий.
Отсутствие такого региона сегодня, или хотя бы ответственной политической организации сдерживает развитие потенциальных возможностей политического, экономического и правового регулирования назревших проблем региона в целом и каждого прикаспийского государства в отдельности.
Необходимое превращение Каспия в международное море изменит как геополитическое положение, так и его экономические возможности региона, а новый федеральный округ позволит объединить весь имеющийся в резерве потенциал, скооперировать ее в нужном направлении и проводить уже целенаправленную пророссийскую политику на Каспии.