Лучше гор может быть только море – 2 В Дагестане в строительство туркластера включают фактор «если Бог даст»

Совещание на краю обрыва

— Вот вы все говорите о планах, о том, что будет построено, сколько денег получат села… Но вы только не забывайте добавлять – «если Бог даст».

«Бог даст» мулла произнес и по-русски – и это слова, наряду с «информация» и «министерство экономического развития» были чуть ли не единственными, которые звучали на этом совещании не по-аварски.

Магомет Исаев, глава представительства КСК в Дагестане собрал на совещание прямо на месте будущего курорта глав восьми сел, чьи земли частично попадают в состав особой экономической зоны. Всех их он хорошо знал уже давно – почти все нулевые Исаев возглавлял район, и теперь называет проект Матлас своей дочкой.

 

Въезд на будущую стройплощадку Матласа

Действительно, первые разговоры о том, что на хунзахском плато (на высоте 1800 метров) можно построить горнолыжный курорт начались в середине нулевых. В 2006 году даже создали первые проекты, просчитали необходимые инвестиции – что-то порядка миллиарда рублей.

Хотели построить небольшие гостиницы, рестораны, канатки. В 2007 начали что-то строить – несколько гостевых домиков и недостроенное здание ресторана со смотровой площадкой на крыше так и стоят на плато.

На сайте главы Дагестана до сих пор висит описание инвестиционного проекта «Строительство турбазы в местности «Матлас». Там говорится и об участке в 30 гектар, и об имеющихся ТЭО, ведущихся дренажных и дорожных работах, и о предполагаемом строительстве горнолыжной трассы в 2,9 км.

Весь проект оценивается в 1,5 миллиарда, а соотношение собственных и привлеченных средств как 35 к 65. Но инвестора тогда так и не нашли.

 

Недостроенный ресторан – со времен попытки первого освоения Матласа пять лет назад

А после создания КСК и строительство приостановилось – стало понятно, что масштабы курорта будут совсем не те, на которые составляли бизнес-планы.

Хотя Матлас и один из самых небольших из будущих северо-кавказских курортов, все равно ничего подобного в Дагестане сейчас нет. Всего на курорте (общей площадью в 7200 гектар, считая горнолыжные трассы и спуски) смогут разместиться около 7 тысяч человек (отели от 3 до 5 звезд, поговаривают даже о «Кемпински»), а 19 подъемников и 110 километров трасс рассчитаны на 18 500 тысяч туристов в день. Курорт, как и все остальные – круглогодичный.

 

Небо Матласа – изыски хунзахского дизайна

То есть летом туристов будут не только привлекать лечением и гольфклубом, возить на водопады (в том числе 90-метровый), лечебные минеральные источники, экскурсии по историческим местам (например, в знаменитый аул Гуниб), развлекать их парапланами и дельтапланами.

И к 2025 году Матлас будет принимать 900 000 человек в год и даст работу (не только на самом курорте, но и смежных отраслях) аж 18 тысячам жителей (по крайней мере, так записано в футурологических расчетах КСК).

Но все это потом – первая очередь (на 1400 мест в отелях и чуть большее в апартаментах и коттеджах) по идее должна быть готова к 2016 году, хотя в прошлом году речь шла о 2015 – а пока что необходимо потратить 13,6 миллиардов на внешнюю инфраструктуру.

Это из бюджета. А потом еще 25 миллиардов частных инвестиций на внутреннюю инфраструктуру – коммуникации, отели, подъемники, трассы. Такие цифры местным жителям лучше не называть – хотя они и так их знают, но воспринимают, как нечто абстрактное.

 

Главы сел, чьи земли уйдут под туркластер жалуются на недостаток информации

Сейчас газ находится в 8 километрах от стройки (в райцентре), а электричество в 12. Дорога доходит до самой будущей стройплощадки и на первом этапе больших инвестиций не потребует (лишь после завершения строительства второй очереди курорта запланирована реконструкция тех участков, что позволят провести к Матласу дополнительный маршрут с запада, что оценивается приблизительно в 2 миллиарда рублей).

И это потому, что все последние годы дорога (а путь в Матлас из Махачкалы ведет через Буйнакск, Гимры и Араканский мост) и так реконструировалась за счет федеральной программы «Юг России» – как раз сейчас завершаются работы на Гимрийском тоннеле (стоившим более 4 миллиардов).

Открытие тоннеля позволит сократить 180-километровый путь от махачкалинского аэропорта до Матласа на 40 километров. Кроме того, практически закончена дорога Гергебиль – Верхний Дженгутай.

Эту дорогу, кстати, строили на средства благотворительного фонда, созданного влиятельными аварцами, и хотя главная цель у нее связать горные аварские районы с Буйнакском, но заодно она еще больше приблизит Матлас к аэропорту.

 

Памятник Льву Толстому и Хаджи Мурату станет матласской достопримечательностью

Но в Матласе есть и свой аэродром – военный, около Хунзаха. Сейчас его лишь изредка используют пограничные вертолеты (в райцентре располагается крупный погранотряд, прикрывающий границу с Грузией и Азербайджаном), но в планах КСК есть и его реконструкция, правда, уже на третьем этапе строительства – потянет на 2,7 миллиарда. Тогда он сможет принимать небольшие самолеты.

… В недостроенном здании ресторана на краю плато собралось около 20 человек из всех сел – приехали не только главы администраций, но и просто интересующиеся. Исаеву нужно было убедить их в том, что они должны наконец-то подписать доверенность, позволяющую главе района подписывать от их имени различные бумаги с КСК и администрацией особой экономической зоны.

Сам глава района на встречу не пришел – отношения у нынешнего главы с бывшим, видимо, не очень. А вот главы сел смотрели и слушали явно заинтересовано и настороженно.

 

Вдалеке – село Сиух, все земли которого оказались в особой экономической зоне

Я удивился, когда Исаев начал с долгого и подробного рассказа о том, как появились мысли строить курорт, как потом создавалась КСК, что такое особая экономическая зона, и как это будет выгодно жителям сел… Вроде бы уже года полтора, как район подписал соглашение с МЭРТ о примерных границах ОЭЗ, потом и все кадастровые работы были закончены (в итоге зона уменьшилась на четверть), казалось, что все должны все уже выучить.

Но потом понял – так они же слышат о «зоне» уже не первый год (это если не вспоминать первую стройку в 2006), и понятно дело сомневаются – а будет ли вообще что-нибудь? Или как-то обдурят, и землю уведут?

Поэтому упреждая вопросы Исаев и стал убеждать их в том, что никто их землю не отнимет:

— Вы же получили зеленую бумагу, в которой четко написано, что собственником земли являются села?

Главы осторожно закивали.

— Так что ни о какой продаже земли и речи нет. Земля будут в аренде у особой экономической зоны на 49 лет, а КСК как управляющая компания будет лишь осуществлять оперативное управление ею. А кто не хочет передавать свою землю, давайте мы ее исключим из ОЭЗ – мы уже 1500 гектар исключили.

Против воли народа ничего не будем делать – так и Ахмед Билалов все время говорит, вот недавно он в Кабардино-Балкарии, где идут споры за землю, так же сказал. Ему, кстати, те же балкарцы говорят – если хочешь, Ахмед, мы тебе эту землю отдадим, а президенту нашему (КБР) не отдадим. А Билалов им говорит – да не нужна мне ваша земля…

 

При этом по левую руку от Исаева сидел хунзахец Гаджи Билалов, отец главы КСК, как бы подкрепляя самим фактом своего присутствия эти слова.

— Это же для вас все делается. Вы ведь поймите, какая вашим же селам будет выгода! И газ подведут (ни в одном из села газа нет – П.А.), водопровод и очистные сооружения построят, появится вся социальная инфраструктура – будут больницы, школы, детские сады… Вы ведь сами никогда бы этого не построили. И арендную плату ваши села уже начинают получать.

Главы, до поры до времени молча слушавшие агитационную речь своего земляка, стали еще заинтересованней.

— Раньше как-то они про арендную плату не особо упоминали, – сказал один из сидевших рядом. Тут же огласили и примеры того, сколько какое село получит – у кого 65 тысяч, у кого 200, а у кого и 400 в год. Позже мне уточнили, что в принципе при вычислении платежей – они считаются от смешной кадастровой стоимости земли – КСК может их увеличить в 5-10 раз.

 

Вид с плато в Матласе – самое красивое место будущего курорта

— А потом часть сданной вами в аренду земли будет переведена из земли сельхоззначений в землю поселений, и ее кадастровая стоимость будет уже не 2 рубля, а 200! И еще – когда у инвесторов кончится пятилетнее освобождение от налога на имущество, вы и этот налог станете получать.

Когда главы сел стали задавать свои вопросы, чаще всего звучало слово «информация» – оказалось, что ее у них практически нет. Никто им ничего толком не рассказывал и не объяснял.

Главное, чего все боятся – что землю заберут. Ну, например, подпишет глава района (которому они должны выдать доверенность) какую-нибудь бумагу, и все.. А недавно кто-то принес распечатку из интернета, где написано что вообще все земли уже проданы. А что будет с нашими летними пастбищами, над которыми трассы проходят?

 

Здесь будут летать парапланы

Село Сиух расположено ближе всего к будущему курорту – с плато оно видно как на ладони – и практически все его земли уходят в ОЭЗ. Вместе с главой Сиухского муниципального образования Магомедом Магомедовым мы посмотрели, что причитается селу за 1400 гектар – 424 тысячи рублей в год (налог исчисляется от общей кадастровой стоимости – все сиухские земли оценили в 21 миллион).

По 300 рублей за гектар. Совсем негусто, но понятно, что не в этих деньгах будет сиухское счастье.

Сейчас в селе 172 хозяйства – больше 300 человек. Но еще больше односельчан в других районах республики – только в Махачкале 170 хозяйств. Люди разъехались в поисках работы, средний возраст оставшихся — больше 50 лет. Держат коров (от 5 до 10 на двор), баранов (сельское стадо в 2000 голов).

 

Военный аэродром в Хунзахе – справа взлетная полоса, которую в будущем удлинят

Но тяжело – сено на склонах надо косить вручную, а молодежи нет. Раньше сеяли ячмень, пшеницу, было сад в 79 гектар – теперь сливы, яблоки и орехи гниют на земле. Переработки в районе нет, везти некуда.

— А когда будет курорт, собирать фрукты будете?

— Конечно, и не только фрукты – и мясо можно будет продавать.

Магомед говорит, что многие вернутся в село, если Матлас заработает. Уже сейчас, прослышав про планов громадье, 70 человек подали заявки на строительство (это из тех, давно уехавших сиухцев), пришлось даже 3 гектара из уже переданных в ОЭЗ под строительство отводить. А пара пацанов уже поступила на факультеты туризма – готовится к будущему буму.

— Ты знаешь, что такое Хунзахский район? – спросил, между прочим, у одного их сельских вождей Исаев, и сам ответил: Это вторая Швейцария.

 

Райцентр Хунзах – здесь полторы тысячи лет назад была столица аварского царства

Места и в самом деле красивые, хотя по горнолыжным характеристикам Матлас сопоставляют не с Альпами, а с американским курортом Вэйл в Колорадо. Впрочем, и жителям Альп здесь нравится — приезжали австрийские потенциальные инвесторы, были в восторге, и все восклицали: эх, без русских тут такое можно было бы сделать!

Живы тевтонские мечты о Кавказе без России. 

Источник: http://kavpolit.com/luchshe-gor-mozhet-byt-tolko-more-2/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *