Стратегическая ответственность . Политология. Постсоветский Дагестан глазами основателя политической науки в республике

В издательском доме «Эпоха» вышла в свет книга известного политолога Абдуллы Магомедова под скромным названием «Максимально коротко о разном…». Надо сказать, что название это не совсем соответствует содержанию книги: в ней автор высказывается максимально емко, обстоятельно и по существу о главных проблемах сегодняшней политической жизни страны и Дагестана, волнующих наших граждан.

Пишет, как дышит

Новую книгу видного политолога, публициста, эссеиста составили его как опубликованные ранее статьи и интервью, так и не изданные (большинство) еще разножанровые произведения, в том числе даже фабула киносценария: в итоге получился своеобразный интеллектуальный серфинг. Как сказано в аннотации, в книге постоянно просвечивает личное отношение автора к описываемым событиям: он одновременно и зритель, и участник, и исследователь, оценивающий разнообразные ситуации.

Необычен путь Абдуллы Магомедова в политическую науку: он стал политологом не потому, что жаждал творческой самореализации в названном дискурсе, время от времени поставляя продукцию для политического рынка. К таким ученым наш автор не имеет отношения, так как он человек другого склада. А. Магомедов взялся за свои статьи и книги в ситуации почти безнадежной, во время шатания и разброда в общественной жизни, когда гигантский корабль под названием «Советский Союз» пошел ко дну.

Отложив на полку домашней библиотеки готовую к защите докторскую диссертацию по истории, он стал политологом фактически с того момента, когда выступил в 1991 году с крыши КАМАЗа перед митингующими на главной площади Махачкалы и сразу после этого срочно, по телефону продиктовал своему другу, ответственному секретарю газеты «Дагестанская правда» Владимиру Гамалею, свое виденье сложившейся ситуации в небольшой статье «Так недалеко и до трагедии».

Он один из первых, начав с небольшой брошюрки «Охлократия и кризисное время: преодоление», заговорил о судьбе России и Дагестана в постсоветское время. Очень точно об этом периоде политологического восхождения А. Магомедова пишет в рецензируемой книге академик Российской академии наук Г.Гамзатов: «То была новая ориентация исследователя, новое восприятие духа времени и поиска, что, на наш взгляд, нашло свое интересное воплощение в его статье «Магия понятий и социальная реальность», опубликованной, к удивлению многих, в журнале Академии наук СССР «Общественные науки и современность» (1991, №6)». Политологический анализ происходящего потребовался ему не сам по себе, а как инструмент стабилизации дагестанского общества в бурные 90-е годы.

Столь ярко выраженный социальный пафос в политической науке, пожалуй, вещь редкая. Осмысление политической истории в постсоветском Дагестане и стране в целом, проведенное в книге А. Магомедова, глубинное, выходящее за привычные рамки политической науки, и, как выразился Булат Окуджава, наш автор пишет так, как дышит. Как свидетельствуют книги и общественная деятельность этой многогранной личности, свою политическую и просто человеческую миссию он видит в том, чтобы неустанно и бескомпромиссно, в тиши кабинета и живом общении способствовать повышению политической культуры дагестанцев, формированию новой политической элиты и надэтнического феномена — дагестанского народа. Некоторые основные мысли он повторяет в разных текстах и разных местах и, как мне кажется, таким образом ищет путь к читателю. Он не просто изучает политику, но и создает политику.

О современном обществе

Вся устремленность автора книги пронизана страстным желанием поднять дагестанское общество на достойную его современную высоту, чтобы его жизнь была похожа на время, ибо, как он пишет, «история — это конкурс народов, который выдерживают те, чьи национальные характеры соответствуют требованиям общей эпохи». Далее автор отмечает: «Многие разбалтывают общество словами, имитацией, ничегонеделанием. Поэтому обществу нужны четкие правила игры, ибо невозможно формировать себя, не формируя общество. При отсутствии единого подхода вокруг общепризнанных базовых ценностей возникают противоборство, мировоззренческий, культурный раскол и разлад».

О справедливости

Здесь же автор дает свое толкование базисного принципа функционирования общества — социальной справедливости. «Государство должно на каждом этапе, отрезке, витке своего развития, исходя из конкретной ситуации, обеспечить справедливость в представлениях граждан (куда мы идем, какие трудности на пути, что мы должны делать, почему так получилось, будет по-другому, и для этого мы будем делать то-то…) о том, какой эта справедливость должна быть. Причем цель не в справедливости самой по себе (полностью справедливых обществ еще человечество не знает), а именно в представлении о ней! Ничто не может удержать от шатания общественных основ, когда общее представление о справедливости утрачивается..!». И он снова и снова взывает к интеллигенции, рассматриваемой им в качестве локомотива движения: «Нам надо воспитывать и, если хотите, обучать и консолидировать нашу политическую элиту, поднять ее стратегическую ответственность в это противоречивое и трудное время. Эта проблема первого порядка нашего единства».

О геополитике

«Нигде, ни на одном субъекте великой России не происходило столько войн и сражений, как на этой крохотной точке планеты, древнейшей дагестанской земле… И все это очень остро, ярко и больно, и в древности, и в дооктябрьском Дагестане, и в наши дни начиналось, прежде всего, ударом извне… Когда утверждаю «извне», то я имею в виду, что мозг «этого извне» находится в Англии, туловище — в Америке, а руки — в Турции. Народам Дагестана надо понять одно: они никогда не являлись субъектом, генерирующим региональный, тем более геополитический процесс, они всегда и сегодня являются объектом геополитических игр… Мы должны думать над тем, почему нас рассматривают извне как уязвимое место в российском государстве. Ответ может быть только один: чем меньше у нас толерантности, понимания времени и пространства, где мы живем, чем меньше согласия между собою, чем больше непримиримых групп и кланов, чем больше разбора и разлада в обществе, чем больше коррупции и преступности, чем больше в целом негативной мобилизации населения республики — тем больше вмешательства в наши внутренние дела…».

О позднем Путине. И не только…

«… Московские декабрьские и другие митинги, при всей неприязни власти и любых оценках и противоречиях — это «синергия», т. е. совместная деятельность активного меньшинства (в отличие от «энергии» — просто индивидуальной деятельности) оппозиционных манифестаций: многочисленные острые дебаты в СМИ по этому поводу заметно повлияли на мировосприятие и мироистолкование, стиль и характер политического поведения Путина. Кандидат №1 в президенты страны, на наш взгляд, гибко отреагировал и уловил силу внутренней напряженности мыслящей части российского общества, ее мировоззренческие сдвиги как движущую силу современной политики. Ключевую роль в обобщении и обосновании такой стратегии и тактики играют путинские широко известные январские и февральские статьи, написанные в режиме реального времени и самой реальности нашей жизни.

Спецификой этих по существу программных статей в совокупности является обновление стареющей теории, концепции и моделей, и в то же время ориентация на решение практических задач современности. Известное, оказывается, еще не есть познанное, понятое. И нет ничего более практического, чем хорошая теория — путь к очевидности. В.Путин предлагает здесь применение системного и синергетического подходов к анализу современных мировых и российских политических процессов и явлений, адаптацию их к внутренним и внешним факторам, создание в стране системно-синергетической модели политической системы. Тем самым актуализирует проблему обеспечения устойчивого, динамичного и безопасного функционирования огромной, самой большой и богатой в мире территории и российского политического пространства в условиях перманентных внутренних процессов и внешних дестабилизирующих факторов, условий для раскрытия и реализации самоорганизующегося потенциала нашего общества… Таким образом, современное философское осмысление В.Путина включает в себя, на наш взгляд, два определяющих принципа ожидаемого обновления политической системы: самоорганизационный и властно-государственный. Первый направлен на выражение общественных интересов, ожиданий, потребностей, а также их согласование с целевыми установками властных институтов и государства, а второй — на выработку единого политического курса, учитывающего интересы всех факторов политической системы… И невозможно поверить, что человек такого нелинейного мышления, ума и с мужским русским характером может привести страну ко времени «брежневского застоя».

В книге «Максимально коротко о разном» обращает на себя внимание специфический талант ее автора — умение непредвзято, объективно, с учетом своеобразия исторического момента анализировать деятельность той или иной личности политической элиты. Очень интересны в этом отношении разделы книги о раннем Магомедали Магомедове, Гейдаре и Ильхаме Алиевых. Впервые в книге раскрываются сложнейшие миологические и концептуальные проблемы политической культуры населения республики, конвергенция (сближения светского и религиозного образования), влияние своеобразия дагестанской природы на мировоззренческие ценности и идентичности, способы и динамику трансляции опыта этнос общества во времени, штрихи к образу мысли и жизни видных дагестанских личностей нашего времени и многое другое. Все это изложено не шаблонно, а творческим языком и стилем.
Книги для Абдуллы Магомедова нечто гораздо большее, чем просто книги. Это его форма нравственно-духовного поиска, его способ вовлечения читателя в современную жизнь, в ее событийно-политическое, познавательное и морально-этическое поле. Магистральной целью всех его книг является попытка понять конкретное историческое время и пространство в синтезе, и в каждом новом публичном выступлении нашего замечательного современника мы наблюдаем острое личностное переживание за судьбу Дагестана и дагестанцев. Поэтому и, наверное, книга заканчивается таким эпилогом.

«Завершилась последняя, двадцатая по счету, моя книга. Каждый в этом мире выбирает, говорить ему или молчать. Хотя говорить — не значит видеть, а молчать — не значит быть слепым. Я выбрал путь: замечать увиденное, встраиваться в событийный порядок современного дагестанского общества, говорить и искать смысл своего Слова».

В памяти всплывают строки знаменитого дагестанского мыслителя, профессора Московского государственного университета Елены Тахо-Годи: «Ах, если бы еще знать, как наше Слово отзовется!». Тем не менее простите меня как дагестанца — россиянина и политолога — официозные, политкорректные, патриотические, политизированные, ангажированные, национальные, космополитические, гламурные, галерейные, офисные, статусные, многоделающие, ничегонеделающие, управляемые активные, правые, левые, равнодушные, оппозиционные, радикальные, клановые, откатные, неоткатные, взяточные, невзяточные, олигархические, креативные, бедные, прозападные, провосточные, годеканопляжнотусовочные, газетные, журнальные, литературные, телевизионные, академические, вузовские, виртуальные, просоветские, прокапиталистические — все те, с кем общался и работал в долгие, нескончаемые и проклятые переходные годы, кто понимал и не понимал мои Слова, равную и ровную ко всем деятельностно-коммуникативную общедагестанскую позицию. Главное — сберечь Дагестан как высшую ценность, как что-то большее, чем мы сами, и чтобы имена моих современников никогда не писались (не дай, Всевышний) на обломках самоварварства». 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=25919

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *