Министр энергетики Александр Новак только заступил на пост, но уже активно наводит порядок в своем ведомстве. Почему Северный Кавказ упорно наращивает долги за электроэнергию? Готовы ли ГЭС к паводкам, или чиновники все сделали шиворот-навыворот? И кто будет платить за электроэнергию будущих проектов? Говорят, ответственность грядет коллективная.
Похоже, амбициозный проект “Курорты Северного Кавказа”, который реализует губернатор СКФО Александр Хлопонин, обретает реальные черты, привлекает новых инвесторов, но и обрастает все новыми проблемами. Да и, мягко говоря, регион Хлопонину достался не ахти, особенно, если почувствовать разницу с Красноярским краем. Но потенциал у Северного Кавказа огромный, начиная с сельского хозяйства и заканчивая туристическим кластером. И если с первым пока все очень сложно, и буренок для производства продукции не только для всей России, но и на СКФО не хватает, решили взяться за то, что проще.
И так удачно получилось, что экс-правая рука Александра Хлопонина — Александр Новак был приглашен в правительство курировать энергетический сектор вместо Сергея Шматко. Новак сразу же возглавил рабочую группу по проблемам развития энергетики и вопросам, связанным с платежной дисциплиной на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Общеизвестно, что задолженность региона за энергоносители составляет заоблачную сумму — 60 миллиардов рублей: за саму электроэнергию около 25 миллиардов рублей, а по газоснабжению задолженность по оплате поставщикам газа потребителями составляет 41 миллиард рублей. При этом население Северного Кавказа оплачивает до 68 процентов услуг энергокомпаний.
А тем временем никто не собирается отказываться от развития туристического кластера в СКФО. В рамках государственного проекта “Курорты Северного Кавказа” до 2020 года планируется построить пять новых горнолыжных курортов: Лагонаки (Кубань и Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесия), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария), Мамисон (Северная Осетия) и Матлас (Дагестан). Протяженность горнолыжных трасс, как предполагается, составит свыше 1000 километров, количество подъемников — 214, вместимость гостиниц — 83,5 тысяч мест. Для всей этой красоты необходимо электричество.
По данным института “Гидропроект”, входящего в состав “РусГидро”, только строительство и дальнейшая эксплуатация туробъектов потребует ежегодно дополнительных 600 миллионов киловатт-часов. Для покрытия этой потребности нужно построить сеть малых ГЭС общей мощностью 240 мегаватт. И если на вопрос, где его взять, ответ имеется, то ответить, кто заплатит — непонятно.
В июле текущего года итальянцы выразили желание участвовать в проекте “Курорты Северного Кавказа” — они готовы вложить миллион евро. Также подписано соглашений с инвесторами на 16 миллиардов евро, и среди участников проекта уже значатся китайские, корейские, французские и итальянские банки и компании. Но даже эта сумма ничтожна мала. Ведь если посмотреть калькуляцию проекта, то мы увидим вот что. Общая стоимость горной части проекта оценивается в 451,4 миллиарда рублей.
Государство инвестирует через ОАО “Курорты Северного Кавказа” 60 миллиардов в транспортную и коммунальную инфраструктуру, частный бизнес финансирует объекты курортной инфраструктуры. Развитие пляжных курортов Каспия предусматривает строительство порядка 60 спортивных сооружений и около 40 объектов туристической, социальной, деловой, гостиничной и транспортной инфраструктуры. Для туристов будут работать гостиницы разного уровня комфортности, рассчитанные на 10,8 тысяч мест. Общий объем инвестиций оценивается в 140 миллиардов рублей.
Поэтому логично предположить, что строительство ГЭС нерентабельно, так как стоимость строительства составит от 1,8 до 4,3 тысячи долларов за киловатт мощности, и было бы выгоднее строить газовые ТЭС, а сколько дополнительных газопроводов необходимо будет проложить, чтобы газифицировать все курортные объекты? Да и денег на гидроэлектростанции у “РусГидро” нет — пока на проекты малой энергетики заложено всего пять миллиардов рублей в течение двух ближайших лет.
Как бы то ни было, вопрос, кто будет оплачивать всю эту красоту, до сих пор не решен. Есть вариант, что расходы понесут владельцы туристических баз, поскольку электроэнергия с ГЭС будет поступать на конкретные курорты. А те, в свою очередь, возложат обязанность по оплате энергоресурсов на туристов, что существенно повысит стоимость отдыха.
А так как конкуренция у Северного Кавказа с другими курортами в той же самой России довольно слабая, то можно представить, как “проект века” превращается в “огромное ничто”. Кто поедет на отдых в регион, который мало того что трясет от постоянных провокаций со стороны недружелюбно настроенных боевиков из подполья, так еще и цены за номер превышают, например, турецкие или краснодарские? То-то и оно.
Поэтому есть и другой вариант, чтобы все россияне рассчитались за проблемы Северного Кавказа. Раньше энергетики и федеральные чиновники кивали на кавказцев и призывали принять во внимание их архаичные повадки, но теперь выяснилось, что самые злостные неплательщики — это организации-посредники, которые перепродают электроэнергию: территориальные сетевые организации (ТСО), частные или муниципальные, где нет единого владельца. Другая проблема — непрозрачность расчетов между поставщиками и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Ну и, разумеется, основная утечка средств — это газ, который теряется в трубах Северного Кавказа и исчезает в неизвестном направлении. Как утверждает Минэнерго, норма таких потерь в целом по России составляет 15 процентов, а в Ингушетии — 40 процентов, в Чечне и Дагестане — 35 процентов.
При этом кавказские неплатежи фактически покрываются остальным населением России, в том числе за счет опережающего роста тарифов. Так что, повесить на рязанцев оплату газа в СКФО — эта идея, прямо скажем, не совсем нова. Это понимают и в правительстве, поэтому никто не спешит еще поднимать тарифы, чтобы залатать бреши в проекте “Курорты Северного Кавказа”. Иначе вместо денег налогоплательщики из других регионов покажут Александру Новаку и его сотрудникам такой кукиш, который съесть за один присест не удастся.
И пока все ломают голову, как сделать лучше, премьер-министр Дмитрий Медведев подбадривает своих подчиненных, чтобы те не опускали руки: “Задача трудная, но, уверен, она нам по силам”. И пока правительство молится за инвестиции, мы начинаем подсчитывать монетки в копилке.
Правда.Ру