Наступает благословенный для верующих день Ид аль-Фитр – праздник разговения, который знаменует завершение поста в месяц Рамадан, а в мечетях Дагестана по этому поводу пройдут богослужения.
Празднование Ид аль-Фитр или Ураза-байрама начинается с наступлением времени вечернего намаза накануне этого дня. Все мусульмане в это время читают такбир – возвеличивание Аллаха до совершения праздничного суннат-намаза. Месяц Рамадан оканчивается праздником разговения, который называется Ураза-байрам. Во время празднества традиционно приносится в жертву домашний скот. Ураза-байрам называется малым праздником в противоположность большому празднику Курбан-байрам, празднику жертвоприношения.
В этот день повсюду верующие мусульмане надевают свои лучшие одежды, поздравляют друг друга, ходят в гости, готовят вкусную и обильную пищу. В день Ураза-байрама принято посещать могилы близких на кладбище, а также раздавать милостыню бедным и неимущим.
Но остается неясным, будут ли все мусульмане Дагестана отмечать праздник Ураза-байрам в один согласованный мусульманами день, потому что из года в год между представителями мусульманского духовенства различных городов и районов нашей республики возникают противоречия по поводу того, в какой именно день заканчивать пост и начинать праздновать Ураза-байрам. Как и на протяжении последних лет, в этом году в различных районах Дагестана праздник окончания поста Ураза-байрам отмечают в разные дни.
Проблемы уразы, именно так можно назвать уже сложившуюся в Дагестане традицию определения дня празднования Ураза-байрама. Как и в прошлые годы, ближе к мусульманскому празднику по городам и селам республики стали распространяться слухи о том, что пост продлится еще на один день, а в некоторых районах и на два дня, следовательно и праздник будет позже, чем в остальном арабском мире. Очевидно, что мнения вновь разделились, а Ураза-байрам явно приобретает дагестанский оттенок. Что происходит, скажет обычный мусульманин и наверняка найдет в оправдание различные выступления авторитетных алимов, призывающих к празднованию уразы в тот или иной день.
Национальность играет роль
В исламе нет места национальности, говорят правоверные мусульмане. А глядя на то, что происходит, в очередной раз понимаешь – нет, все же каждый представитель того или иного дагестанского этноса стремится верить именно своему духовному лидеру. Вот и получается, что наступаем опять на те же грабли. Каждый видит луну по-своему. Узреть луну можно не только глазами, ведь есть на свете, в том числе и арабском, масса обсерваторий, научных институтов, космических спутников, в конце концов. Почему мусульмане до сих пор не могут рассчитать единогласно, как всем быть и принять то самое решение, которое необходимо вынести нашим религиозным светилам. Сегодняшние технологии способны определить местонахождение луны с точностью до миллиметра.
Ураза-байрам относится к тем самым проблемным вопросам, которые раздирают дагестанскую умму на части. Одни ориентируются на Москву, другие – на Саудию, третьи – на себя, а четвертые, чтобы явно не «ошибиться», – на после всех. В этом и есть прелесть празднования Ураза-байрама в Дагестане. Разумеется, возникнет вопрос, почему везде празднуют, а у нас нет, или же наоборот.
Всевышний Аллах до предельной простоты облегчил нам религию, определив заключительный день месяца Рамадан, а мы, люди, ее своими различными суждениями при трактовке затрудняем.
При всех спорных моментах мусульманину нужно просто следовать шариату. Тогда не будет никакого обсуждения и несогласия вокруг точной даты определения праздника. Так и видятся заголовки центральных газет «Рамадан в Дагестане опять расколол религиозную общественность».
А ведь главная задача мусульманина – получить милость Аллаха, и смысл любого мусульманского праздника, по сути, заключается в том, чтобы максимально приблизить верующего человека к этой заветной цели. В праздник, конечно, все мы ходим к родственникам, друзьям, родителям, поздравляем с этим благословенным днем, едим сладости, общаемся, радуемся друг другу и дарим подарки.
Во всех мусульманских странах и даже в Москве давно уже выработалась культура ожидания Ураза-байрама. Пора и нам наконец прийти к единству хотя бы в праздниках и быть богобоязненнее. Вопрос ведь в том, что праздник пройдет, а раздор останется, а от этого мы не станем лучше, терпимее, нравственнее и богаче духовно.
Сближение мусульман идет в течение всего месяца Рамадан. Так, уже накануне Ураза-байрама происходит обмен традиционными блюдами с близкими и соседями. В Дагестане верующие стараются собрать вместе всю семью. В эти благословенные дни они съезжаются в родительский дом, где по старинному обычаю представлена вся семья: дети, внуки, правнуки. Если праздник выпадает на рабочие дни, то по случаю Ураза-байрама в Дагестане, как и в других республиках, где большинством населения являются мусульмане, объявляется выходной день.
Вопросы, проблемы, решения
Сможет ли в текущем году духовенство Дагестана определится с датой празднования Ураза-байрама? Вот вопрос, который беспокоит простых дагестанцев, так как уже который год в Дагестане отмечают его в разные дни, и неужели до сих пор нельзя прийти к единому мнению: в какой день отмечать праздник? Бывает так, что и имамы мечетей некоторых населенных пунктов не согласны отмечать праздник в установленный официальным духовенством день и призывают своих прихожан в мечетях продолжать держать пост.
Каждый год проблемным остается и традиционное для Дагестана посещение кладбищ. Столпотворение на могилах умерших, куда люди приходят навестить могилы своих родных и близких в канун праздника, а также поведение дагестанцев, особенно юных мусульман, оставляет желать лучшего. Много детей с пакетами для сбора сладостей, суетящихся между могилами и поверх их, хвастающих друг перед другом о том, кто, сколько собрал, женщины с открытым авратом расхаживают по кладбищу, попрошайки, требующие от тебя дать им садака, и только тогда на вас спадет милость Аллаха – и все это в совокупности заставляет нас лишний раз задуматься о духовно-нравственном развитии нашего общества. Странно и то, что даже в садаке в этот день предпочтение со стороны берущих отдается деньгам, хотя это могут быть, например, любые сладости, лишь бы давалось от души и с открытым сердцем, поскольку в этом истина ритуала.
Странно и то, что нет реакции на это, нет осуждения, как и нет разъяснения о нормах поведения, нет даже способа доведения до людей необходимых постулатов, которые бы регулировали посещение кладбища в этот день.
С большим сожалением приходится отметить, что подобное поведение повторяется из года в год, и вопрос консолидации мусульман в этой части тоже остается открытым. Недовольство многих жителей республики вызывает и тот факт, что в преддверии дня Ураза-байрам цены на продукты питания резко увеличиваются. Вот и получается, что восход или закат луны в Дагестане влияет не только на приливы и отливы, но и на ценовой товарооборот.
Что надлежит правоверному
Перед праздником мусульмане платят закят. Закят – обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нем и так далее. Закят – один из пяти столпов ислама. Закят-уль-фитр выплачивается наиболее употребляемым в его местности зерном в количестве одного са за одну душу. Размер са равен 2400 граммам, а для точности лучше выплатить 2,5 килограмма. В праздничный день после совершения намаза люди ходят к родным и близким и поздравляют друг друга с праздником. На столах бывает много сладостей. Важным напоминанием для мусульман является то, что в этот день нельзя голодать.
Следует также помнить, что праздничный намаз-ид в день Ураза-байрам считается для верующих Сунной. Правоверным мусульманам в этот день необходимо также призывать собравшихся близких, родственников и знакомых к терпимости, уважительному отношению друг к другу, к богобоязненности, а также соблюдению всех канонов ислама.
Редакция «НВ» поздравляет всех мусульман Дагестана с праздником Ураза-байрам!