В Дагестане, по мнению экспертов, водные ресурсы позволяют выращивать не менее трех тысяч тонн в год одной только форели. Разработана и программа развития этой подотрасли рыбоводства. А пока этой рыбы производят у нас в среднем за год всего около 60 тонн. О проблемах и заботах подотрасли и своего форелевого хозяйства «Горное» с нашим корреспондентом беседует индивидуальный предприниматель Магомед Абдулманапов.
— ФХ «Горное» – известное в республике предприятие, и многим из тех дагестанцев, которые намерены попробовать свои силы в рыбоводческом бизнесе, интересно услышать о том, как и с чего вы начинали свое дело.
— Я с другом Анкалавом Абдурахмановым по специальности экономисты. Занимались в свое время торговым бизнесом. Поднакопили по два миллиона рублей и, поскольку уверены в том, что наиболее перспективен бизнес, основанный на производстве материальных благ, решили рискнуть, вложив средства в форелевое хозяйство.
Чтобы вырастить из инкубационной икринки товарную форель, проходит год и восемь месяцев. Рыба капризная, нуждается в обилии чистой воды, создании специфичных условий, а работающим с нею требуются специальные знания. Тем не менее изучение опыта форелеводства по Интернету, поездки к рыбоводам соседних регионов, беседы со специалистами убедили нас в перспективности намеченного. Осуществлению проекта поспособствовала и администрация города Кизилюрта, которая в 2005 году беспрепятственно выделила нам в аренду двадцать соток земли в пойме реки Сулак в районе Гельбахской ГЭС.
Мы не тянули и быстро возвели берегоукрепительную дамбу, построили производственные здания, около трех десятков железобетонных бассейнов площадью около тысячи квадратных метров, водовод, по которому каждый час поступает по шестьсот кубометров сбросной воды от мини-ГЭС «Прометей». Для тех, кто хочет идти нашим путем, советую ни в коем случае не отчаиваться и довести начатое до конца. Так поступили и мы, когда пришлось просить у родных деньги на продолжение дела.
— Словом, затея построить форелевое хозяйство удалась. Однако оправдались ли ваши затраты, приносит ли хозяйство прибыль?
— Первую товарную продукцию – шесть с половиной тонн форели – хозяйство получило три года спустя – в 2007 году, десять тонн – в 2008-м. В следующем году паводок на реке погубил рыбу в бассейнах. Зато в 2011 году вырастили и продали почти двенадцать тонн форели. В текущем году приближаемся к заданной проектом мощности – 50 тонн в год. За первое полугодие текущего года реализовали шестнадцать тонн и еще тридцать имеем возможность продать. Помножив все это на цену одного килограмма форели (в пределах от 250 до 270 рублей), легко подсчитать, что наше производство рентабельное. Так что оправдались наши надежды.
Форелевое хозяйство «Горное» стало узнаваемым. Фирменный магазин «Живая форель» на окраине Кизилюрта у поста на автодороге в Хасавюрт привлекает экспедиторов почти всех ресторанов городов республики. Да и редко какая богатая свадьба обходится без такой продукции. За ней приезжают из Ставрополья и Чечни.
А ростовская фирма готова сотрудничать с нами постоянно, но при условии ежемесячной поставки по четыре-пять тонн, чего пока мы не в силах делать. Добрый десяток индивидуальных предпринимателей занято реализацией нашей форели.
— Судя по нашей беседе, вы не боитесь конкуренции?
— Спрос на форель велик, а мы не можем его полностью удовлетворить из-за невозможности удвоить количество и площадь рыбоводных бассейнов в русле реки в Гельбахской зоне. А то бы мы продавали рыбу весом по десять килограммов, а не от пятисот граммов до полутора килограммов как ныне.
В Минсельхоз РД представлен проект постройки бассейнов для форелевого хозяйства мощностью триста тонн форели в год в районе села Старое Миатли с подачей воды из Миатлинского водохранилища. Окупаемость затрат всего пять лет. Но мы сами объем капвложений в 60-70 млн рублей не осилим, а инвестора пока не находим. Одни не осилим и спрос на форель, особенно в том случае, если будет развиваться туризм, поэтому мы стараемся привлекать в наш бизнес как можно больше людей, тем более что с некоторых пор нам выгоден рост спроса на рыбопосадочный материал и на рыбьи корма. Покупаем в племенных хозяйствах Адлера и Кисловодска икру, выращиваем мальков янтарной и радужной форели, излишки которых продаем форелевым хозяйствам Бежты, Тляраты, села Приморское южного Дагестана и другим.
Дело хлопотливое, но запредельно высокие цены на рыбьи корма на российском рынке тоже вынудили нас находить все необходимые для того ингредиенты (рыбья, мука, мясо-костная мука, рыбий жир, сухое молоко, кормовые дрожжи, жмых и т.д.) и производить их у себя. Кормоцех выпускает 15 тонн гранул в месяц, из которых от 6 до 10 тонн используем сами, остальное продаем. Каждый килограмм рыбьих кормов обходится нам в 44 рубля, отпускаем по 55 рублей, это заметно дешевле, чем на рынке. Несомненное преимущество наших кормов — их экологическая чистота. Нам то и дело предлагают ускорители роста (ГМО), но сохранить свой престиж мы считаем дороже.
— Какие в вашем хозяйстве проблемы, и помогает ли в их преодолении государство?
— Остро обозначалась необходимость иметь еще одну запасную линию водоснабжения, и проложить ее следует из Чирюртовского водохранилища. Это, мы уже подсчитали, обойдется нам в два миллиона рублей. О том, что из-за стесненных условий нам приходится продавать форель с низким весом – до полутора килограммов штука, мы уже говорили.
Скажу откровенно, успехов у нас больше, и в них велика роль служб Минсельхоза РД, министра Сатмара Амирова, который окружил рыбную отрасль повседневным вниманием. В последние годы рыбоводным предприятиям субсидируется до половины затрат на приобретение кормов и рыбопосадочного материала. В нашем хозяйстве, например, с начала 2012 года расходы на это составили более пяти миллионов рублей. Компенсация части этих средств, согласитесь, существенная помощь, которую в текущем году нам обещают представить в ноябре. Уверен, субсидии нам выплатят.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=25266