Постсоветский романтизм сменился рыночным реализмом. Из малого бизнеса ушло стойкое ощущение, что он по определению успешен, а работать на себя легче, чем на «чужого дядю», достаточно скопировать опыт удачливого соседа, взять в банке кредит побольше, а дальше все пойдет само собой. Пришло осознание того, что оборот и прибыль не находятся в линейной зависимости от финансовых вложений в дело, что необходимы четко просчитанная бизнес-стратегия, маркетинговые исследования, жесткая финансовая дисциплина, профессиональные знания. Те, кто это понял, не только остались на плаву во время недавнего кризиса, но и продемонстрировали завидную устойчивость. Сегодняшние предприниматели четко представляют себе, чего они хотят от своего бизнеса. Об этом и многом другом наш корреспондент беседует с председателем Северо-Кавказского банка ОАО «Сбербанк России» Петром Колтыпиным (на снимке).
— Петр Николаевич, сегодня трудно найти крупный банк, который не объявил бы работу с малым бизнесом одним из основных приоритетов своей политики. И тем не менее предприниматели жалуются на нехватку финансовых ресурсов. Вы, как представитель Сбербанка, согласны, что проблема малого бизнеса упирается в вопрос денег?
— Не совсем. Как показывают исследования общероссийской общественной организации «ОПОРА России», ключевое препятствие для развития малого и среднего бизнеса — недостаток квалифицированных кадров. Ощущается нехватка инженеров, технологов, опытных рабочих. По-прежнему остро стоит проблема низкой доступности земельных участков и производственных площадей. Дефицит финансовых ресурсов лишь на третьем месте.
Все-таки за последние годы финансирование стало для предпринимателей более доступным.
Например, сегодня Сбербанк предлагает малому бизнесу очень широкую линейку современных банковских продуктов (более 10 позиций), спрос на которые постоянно растет.
Так, в рамках наиболее популярного беззалогового кредита «Доверие» выдано уже более 9900 ссуд. Только с начала 2012 года банк предоставил предпринимателям региона 2950 доверительных кредитов, что почти вдвое больше, чем за 5 месяцев 2011 года. И если первоначально максимальная сумма доверительного кредита не превышала одного миллиона рублей на срок не более двух лет, то сейчас можно получить до трех миллионов рублей на три года. В целом кредитный портфель малого бизнеса только за 2011 год вырос почти на треть (32,2%). Но это в сущности только начало.
На Северном Кавказе зарегистрировано почти 320 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Около 15 процентов из них — 50 тысяч малых предприятий и фирм, находятся на расчетно-кассовом обслуживании в Северо-Кавказском банке, а кредитуется около 10 тысяч. Представьте, какой это потенциал роста как для самого бизнеса, так и для банков, региональной экономики в целом!
Понимая перспективы этого рынка, с нынешнего года мы активизировали работу с предпринимательскими объединениями. Вместе осуществляем «доналадку» действующих финансовых схем и разрабатываем новые.
Например, мы знаем, что каждый второй начинающий предприниматель связывает свои неудачи в бизнесе с отсутствием профессиональных знаний и деловых навыков. Честолюбивым новичкам адресована наша пилотная программа «Бизнес-старт», которая тестируется пока в городе Ставрополе. Клиент получает не просто кредит на начало предпринимательской деятельности, но и эффективные технологии ведения бизнеса, разработанные и реализуемые франчайзерами, а также всестороннюю поддержку Сбербанка в сопровождении проекта.
Очень значим для «малышей» фактор скорости получения заемных ресурсов. И здесь мы также готовы к самой оперативной работе. В скором времени планируется перевести на технологические рельсы «кредитной фабрики» кредиты «Бизнес-авто» и «Бизнес-актив», что позволит увеличить скорость рассмотрения заявок по ним с восьми до трех дней. Готовим к запуску специальные кредитные продукты «Бизнес-овердрафт» и «Бизнес-гарантия».
— Северный Кавказ традиционно называют регионом частного предпринимательства. На Ваш взгляд, каковы перспективы развития малого бизнеса в Дагестане?
— У малого бизнеса здесь большие перспективы. И мои слова – не дань вежливости. Численность населения Дагестана сопоставима с количеством жителей Ставропольского края — лидера экономического роста, а емкость бизнес-рынка в республике никак не меньше. Мы почувствовали это еще в минувшем году, когда вышли на региональный рынок с уже упомянутым мною кредитом «Доверие». Тогда новое предложение Сбербанка вызвало взрывной рост базы заемщиков.
Если в 2009-2010 гг. ежегодный прирост клиентов из сферы малого и микробизнеса в Дагестане составлял в среднем 10%, то только за 2011 год количество клиентов данного сегмента выросло в 3,4 раза, и, что принципиально важно для нас, на 85% он увеличился за счет новых заемщиков. Да и сейчас динамика кредитного процесса самая позитивная. За первые четыре месяца нынешнего года ссудный портфель «Доверия» вырос в полтора раза, а выдача – в 1,6 раза. И это результат использования только одного, пусть и очень удачного, финансового продукта.
Мы рассчитываем на синергию бизнеса, которую дадут как активное продвижение новых решений банка, так и использование традиционных государственных форм поддержки малого предпринимательства. Я имею в виду полномасштабное сотрудничество Северо-Кавказского банка с Гарантийным фондом республики, создание в Дагестане инфраструктуры инноваций — центров кластерного развития, индустриальных парков.
У нас есть понимание общих задач с руководством республики. Есть энергичный, современно мыслящий руководитель Дагестанского отделения Северо-Кавказского банка – Султан Омарович Умаханов, хорошо известный здесь как настоящий профессионал, который будет осуществлять руководство отделением, находясь в статусе заместителя председателя правления. Полагаю, что общими усилиями мы добьемся многого.
— Мы знаем, чего хотят предприниматели от банков, а чего вы, банкиры, ждете от малого бизнеса?
— Прорыва. За эти годы малый бизнес научился хорошо торговать. Доля торговых предприятий в кредитном портфеле малого бизнеса в Северо-Кавказском банке составляет 59%, тогда как производственники — 5,7%. Это явная диспропорция.
Нашему региону, да и не только ему, необходимы новое качество бизнеса, новая ступень эволюции, предпринимательство, ориентированное, как ни громко это звучит, на большую идею — инновационную, социальную, образовательную, а не только на посредничество и торговлю. На продукцию высокоинтеллектуального производства начнет формироваться спрос со стороны крупного бизнеса. Именно так происходит в западных странах, где крупные корпорации, получая госзаказ, 20% отдают малому бизнесу на аутсорсинг.
Мы, работники Сбербанка, готовы способствовать росту такого бизнеса. Производственная деятельность требует долгосрочных инвестиций. Малым предприятиям, ориентированным на модернизацию и расширение производства, адресован новый кредит Сбербанка «Бизнес-проект». В нынешнем году он будет запущен в тестовом режиме.
Мы понимаем, что бизнес – это не только деньги, которые нужны, как правило, вчера. Не случайно сейчас в Сбербанке создается масштабный проект «Деловая среда». Он предусматривает, помимо быстрых финансовых решений, небанковские технологии и сервисы для предпринимателей, создание инфраструктуры для ведения бизнеса в «одном окне», возможности дистанционных продаж и поиска партнеров через Интернет, доступ к учебным курсам Сбербанка. Одним словом, мы намерены стать сервисной компанией, поддерживающей малый бизнес на каждом этапе его жизненного цикла.
А предпринимателям хочется пожелать экономической стабильности, финансовой прозрачности, инвестиционной привлекательности, здоровой конкуренции, растущего потребительского спроса и прибыли и, конечно, бизнес-драйва, новых интересных идей, которые мы всегда поможем воплотить в жизнь.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=24975