Об анатомировании человка с точки зрения шариата

Недавно в обществе студентов медицинской академии стал невольным свидетелем спора двух будущих хирургов о том, дозволяется ли шариатом в целях изучения анатомии человека вскрывать тела умерших людей. Все мы знаем, что делается это на занятиях, чтобы после окончания вуза стать квалифицированным специалистом. Но отношение студентов-мусульман к этому разное. «Я хочу стать успешным врачом, — говорит один. — Однако в своей учебной деятельности я сталкиваюсь с одной проблемой: вскрытием мертвых человеческих тел. Мне приходится оголять различные части тел и резать их. Является ли это дозволенным, ведь я не хочу поступать вопреки шариату?».

Два принципа

Исламскими научными собраниями и комитетами были проведены расширенные исследования для установления правового статуса анатомирования человеческих трупов в научно-медицинских целях. Причина тому — столкновение в этом вопросе двух основополагающих принципов:

1) неприкосновенность умершего человека и категоричность законоположений шариата, обязывающих проявлять к нему почтение и уважение;

2) насущная необходимость, которая во многих ситуациях требует проведения вскрытия.

Здесь мы изложим научно-правовые заключения, вынесенные по этому вопросу исследовательскими советами и некоторыми современными учеными. В резолюции Совета по исламскому праву в Мекке указано: «В связи с крайней необходимостью, требующей вскрывать тела умерших, и при которой важность пользы от результатов вскрытия превышает важность вреда от нарушения неприкосновенности мертвого человека, на заседании Совета по исламскому праву Международной исламской лиги вынесено следующее определение:

1. Разрешается вскрывать трупы людей в целях:

а) установления обстоятельств смерти или обстоятельств совершенного преступления при расследовании уголовного дела, когда для судьи становится затруднительным выявления причин прекращения жизни, и он сочтет, что для их установления требуется проведение вскрытия;

б) распознания болезней с целью их предупреждения и изготовления лекарственных препаратов для их лечения, когда это можно осуществить только в результате вскрытия;

в) преподавания медицины и ее изучения, как это практикуется в медицинских учебных заведениях.

2. При проведении вскрытия в рамках обучения, предусмотрены следующие ограничения:

а) если личность умершего известна, то анатомировать его тело допустимо только при наличии данного им перед смертью разрешения либо при наличии разрешения на это его наследников после его смерти, а тело того, чье право на жизнь не охраняется шариатом, следует вскрывать только при наличии крайней необходимости;

б) обязательно ограничиваться только пределами крайней необходимости и не наносить телу покойного ненужных повреждений;

в) вскрытием женских трупов могут заниматься только женщины-врачи. Мужчинам можно вскрывать женские трупы только в том случае, если не найдутся врачи-женщины.

3. Во всех случаях отсеченные части тела в обязательном порядке подлежат захоронению».

Три вида вскрытия

В книге «Аль-бухус аль-ильмийа» Совета больших ученых Королевства Саудовской Аравии говорится о том, что вскрытие бывает трех видов:

1) вскрытие для расследования уголовного дела;

2) вскрытие для исследования эпидемических заболеваний;

3) вскрытие в образовательных целях.

Таким образом, после обсуждения мнений и рассмотрения данного вопроса, на заседании Совета было принято: «Касательно первого и второго вида, Совет считает, что дозволение этих видов отвечает многочисленным интересам в сфере безопасности, справедливости и защиты общества от эпидемических заболеваний. Вред от нарушенного вскрытием почтения к телу не представляет значимости по сравнению с многочисленными и всеобщими интересами, которые соблюдаются посредством этого. Поэтому собрание единогласно определило признать дозволенным вскрытие человеческих трупов по этим двум основаниям, вне зависимости от того, будет ли вскрываемое тело телом такого человека, чье право на жизнь охранялось шариатом, или же нет.

Что касается третьего вида, то исходя из того, что шариат пришел, чтобы соблюсти и расширить интересы людей, исключить и сократить вред, чтобы посредством совершения наименьшего из двух зол можно было избежать наихудшего из них и чтобы при столкновении различных польз предпочтение было отдано более приоритетной из них, а также исходя из того, что анатомирование трупов животных не может служить заменой анатомирования человеческих трупов, и из того, что в анатомировании содержится много пользы для научного совершенствования в различных областях медицины, собранием было определено: вскрытие человеческого трупа, в принципе, не запрещено. Однако исламский шариат заботится об обеспечении почтительного отношения к мертвому мусульманину так же, как к живому, что подтверждается хадисом, переданным имамом Ахмадом, Абу Даудом и Ибн Маджахом от Аиши, о том, что Пророк (мир ему) сказал: «Ломать кости мертвого равносильно тому, что ломать кости живого».

Анатомирование же является пренебрежением к его неприкосновенности. Да и к тому же, необходимость в анатомировании в данном случае может быть реализована и с использованием трупов людей, чье право на жизнь не охранялось шариатом. Поэтому собрание считает, что в данном случае достаточно ограничиться вскрытием только таких трупов и не трогать тела тех, чье право на жизнь шариат охраняет».

Кроме того, в собрании фетв Ибн База (22/349) указано: «Если покойный при жизни был тем, чье право на жизнь охраняется шариатом, не зависимо от того, мусульманин это или неверующий, мужчина или женщина, то не разрешается анатомировать его, так как это является скверным отношением к нему и посягательством на его почтенность.

Если же он будет не из тех, чье право на жизнь охраняется шариатом, как например, вероотступник или враг, то я не вижу греха в том, чтобы анатомировать его тело в медицинских интересах». 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=7102

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *