Национальная концепция стартует в Дагестане

В понедельник, 25 июня, в Махачкале пройдет выездное заседание комитета Госдумы по делам национальностей, где будет начата работа над стратегией государственной национальной политики РФ.

— Это будет первый публичный разговор о стратегии, — рассказал «Известиям» замминистра регионального развития Максим Травников. Он считает символичным, что обсуждение документа начнется именно на Северном Кавказе.

По словам Травникова, стратегия, которую поручил разработать до 1 декабря 2012 года президент Владимир Путин, будет представлять из себя компактный документ страниц на 10.

— В стратегии мы опишем нынешнюю ситуацию, включая очевидные и неочевидные риски и угрозы. Среди них — внутренняя и внешняя миграция, а также определенные обострения в мегаполисах. Затем будет блок, где мы сформулируем цель стратегии — обеспечение гражданского мира и межнационального согласия как условия стабильного социально-экономического развития, — говорит он.

В этом базовом документе пока предполагают написать о трех задачах — укреплении единства гражданской нации, гармонизации межнациональных отношений и культурном развитии народов России, поясняет чиновник. Каждую из задач разложат на несколько видов деятельности, замечает Травников, добавляя, что «стратегия лишь определит контуры».

В Минрегионе подчеркивают, что глава ведомства Олег Говорун в ежедневном режиме занимается межнациональными отношениями. Эту тему он курировал на прежних работах: и в управлении внутренней политики кремлевской администрации, и на должности полпреда президента в ЦФО. Как говорит источник «Известий» в правительстве, связи Говоруна с Кремлем помогут в продвижении позиции Минрегиона по многим вопросам, включая межнациональный.

На совещании в Дагестане основной темой станет взаимодействие с органами власти в формировании общероссийской идентичности, рассказывает глава комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев. Помимо парламентариев и представителей Минрегиона в форуме поучаствуют и депутаты Народного собрания республики Дагестан.

— Стратегия предполагает дальнейшую концепцию, концепция предполагает закон, и здесь важно услышать мнение народа и экспертного сообщества, — говорит Сафаралиев.

По его словам, стычки в больших городах возникают из-за необразованности и отсутствия культуры.

— Я себя мыслю так: за границей — я русский, в Москве — я дагестанец, в Дагестане — я лезгин. У каждого должна быть своя идентичность, но при этом должна быть общероссийская нация.

В стратегии надо прописать принципы внешней миграции, уверен Сафаралиев: если мигрант приезжает поработать на три месяца, ему необязательно учить русский язык и знать российскую историю. Эта норма должна действовать для тех, кто планирует остаться надолго в России.

Министр РФ по делам национальностей в 2001–2004 годах Владимир Зорин считает, что стратегия должна учитывать соотношение федерализма и этнического фактора, а также идеи евразийства и собственной межнацполитики России.

— Наш пример будет притягателен для евразийского пространства, если внутри государства установится межрелигиозный и межнациональный мир и согласие, — говорит Зорин.

Тот факт, что стратегию начинают обсуждать в Дагестане, не случаен, полагает Евгений Минченко, глава Международного института политической экспертизы.

— Это то самое место, где надо совещаться: сотня народностей живет в одной республике с разнородными интересами. В Дагестане до сих пор работает национальное распределение должностей, когда за определенными нациями распределяются какие-то квоты, — полагает Минченко.

По его словам, Махачкала — одна из проблемных точек в вопросе межнационального мира, и речь здесь не сводится к противопоставлению русских и кавказцев, «в самом Дагестане не все спокойно».

Национальная политика в России является продолжением сталинской политики коренизации, считает Минченко.

— Это модель, когда в национальных республиках все вопросы отдаются на откуп местной элите, представляющей, как правило, титульный этнос, и московские власти считают, что этот сговор с элитами является залогом стабильности. Пока я не вижу сигналов, что кто-то намерен от этого принципа отказаться, — говорит Минченко.

Эксперт не ждет прорывов от будущей стратегии, поясняя, что авторы отделаются общими словами, сохранив в документе принцип «не навреди».

 

 

 

Известия 

Источник: http://kavkaz-news.info/portal/cnid_249073/alias__Caucasus-Info/lang__en/tabid__2434/default.as

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *