Порт на перекрестке транзитных путей

О перспективах и планах возрождения так называемого нового «шелкового пути», соединяющего страны Востока с Западом, и о важном ключевом значении в этом транспортной инфраструктуры нашей республики, в частности, Махачкалинского морского порта, мы говорили не раз.

Нынешняя ее интерпретация включает в себя такие направления транспортных коридоров, как «Север-Юг» и «Восток-Запад».

Объемы грузоперевозок по этим направлениям растут из года в год. Предпосылок для их роста в нынешнем переустройстве мировой экономики предостаточно. Главная из них, конечно же, – стремление России использовать конкурентные возможности грузоперевозок по предполагаемому новому транспортному маршруту коридора «Север–Юг» канала «Евразия», соединяющего Черное море с Волгой, выходящего на Каспий, а потом через Трансиранский канал в Персидский залив.

Понятное дело, что при всех преимуществах перспективы эти напрямую зависят от геополитики ведущих мировых держав и трудно осуществимы в плане финансирования строительства каналов и новых судов. Но, как сказал на состоявшемся недавно Дагестанском экономическом форуме-2012 один из авторов проекта строительства канала «Евразия» Гаджи Гаджиев, президент Корпорации промышленников и предпринимателей «Ватан», потенциальных инвесторов, готовых вложиться в проект, немало. Чтобы воз сдвинулся с места, недостает прежде всего политического решения руководства страны.

Важным звеном в этой «золотой цепи» является Махачкалинский морской торговый порт, который издавна стоит на пересечении существующих транспортных маршрутов. Уже сегодня, выступая в качестве одной из основных составляющих транспортировки генеральных грузов, каспийской нефти и нефтепродуктов из Ирана, Казахстана и Туркменистана, он приобрел особую важность для России.

В Стратегии социально-экономического развития РД до 2025 г. отмечено, что предполагаемое сотрудничество в сфере транспорта, логистики и торговли с иностранными государствами, прежде всего в рамках ЕврАзЭС, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и прикаспийскими государствами позволит эффективно использовать фактор партнерства и интеграции. Однако для успешной переориентации больших грузопотоков на транспортные коридоры Республики Дагестан и обеспечения их стабильного и достаточно весомого притока предстоит еще немало сделать.

В числе трех главных стран-партнеров по транзиту грузов через территорию Республики Дагестан, как отметил на Дагестанском экономическом форуме Ахмед Гаджиев, генеральный директор ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт», рассматриваются Китай, Южная Корея, а также Индия, грузы которой в потенциале могут быть направлены в Европу по международному транспортному коридору «Север — Юг». Предполагается, что в направлении «Восток — Запад» транспортные коридоры республики будут конкурировать за транзит евразийских грузов с Транссибирской железнодорожной магистралью, Северным трансазиатским коридором, Центральным трансазиатским коридором и международным транспортным коридором ТКАСЕСА.

В направлении «Север — Юг» республика будет конкурировать в составе «Транскаспийского» маршрута с морским торговым портом Оля в Астраханской области и маршрутами доставки грузов из стран Индийского океана в Россию и Европу. При этом немаловажный фактор тот, что Махачкалинский порт не замерзает зимой и не требует ледокольной проводки и постоянных дноуглубительных работ.

Таким образом, международные транспортные коридоры на территории Республики Дагестан станут реальным источником транзитных доходов для государств-членов ЕврАзЭС, но для этого требуется формирование постоянно развивающейся и устойчиво функционирующей мультимодальной контейнерной линии по всему пути от Китая до Европы. Основным преимуществом этого маршрута является сокращение в 2 и более раз расстояния и стоимости перевозок, предлагая за счет этого повышение скорости доставки.

Совсем недавно, во время визита в Дагестан делегации торговых и инвестиционных компаний Ирана, иранцы заявили, что «одним из серьезных направлений сотрудничества с нами является развитие Махачкалинского торгового порта — единственного незамерзающего порта РФ в Каспийском бассейне». Речь шла, в частности, о паромных переправах между Махачкалой и каспийскими портами Ирана, а также о росте международного транзита грузов по транскаспийскому международному коридору Персидский залив — Иран — Каспий — РФ — страны СНГ — Европа.

Развитие транспортно-экономических связей между Россией и Ираном касается интересов очень многих стран и способствует росту объемов торговли между странами Европы и Азии. Эта транспортная артерия позволит укрепить положение этих стран на международном уровне и повысить транзитные доходы России и Ирана. В целях реализации преимуществ международных транспортных коридоров «Север — Юг» и «Восток — Запад», как отметил генеральный директор ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» Ахмед Гаджиев, в долгосрочной и среднесрочной перспективе целесообразно предусмотреть увеличение объема перевалки грузов к 2020 году до 20 млн тонн. Необходимо дальнейшее развитие портово-терминальной инфраструктуры, включающей модернизацию причалов нефтеналивной гавани с реконструкцией подходных каналов и акватории порта для приема танкеров 13 тыс.т., строительство причалов для контейнерного терминала, ж/д паромной переправы и судов с подъездными автомобильными и ж/д путями.
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=24552

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *